В музее-заповеднике «Казанский кремль» проходит выставка «Имамы Агеевы и Московская мусульманская община»
До середины апреля в музее-заповеднике «Казанский кремль» проходит выставка «Имамы Агеевы и Московская мусульманская община», посвященная просвещенной династии, руководившей татарской религиозной жизнью в Замоскворечье на протяжении большей части XIX-начала XX вв. Экспонаты выставки размещены в Музее исламской культуры, расположенном на цокольном этаже мечети Кул-Шариф. Выставка организована Министерством культуры Республики Татарстан, Централизованной религиозной организацией Духовное управление мусульман Российской Федерации и Государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Казанский кремль».
Интерес к истории династии Агеевых, их уникальному собранию книг и рукописей, очень высок. Исследования последних лет позволили глубоко изучить повседневную жизнь татарской общины Москвы XIX-начала XX вв., выявить новые источники и среди них – богатейшую и на сегодняшний день разрозненную библиотеку имамов Агеевых. Благодаря многолетним поискам доктора исторических наук Ильи Зайцева (ИНИОН РАН) удалось обнаружить несколько поистине ценнейших книг, принадлежавших до 1936 года наследнику Агеевых, имам-хатыбу Абдулле Шамсутдинову, погибшему в годы репрессий.
Как известно, с 15 октября по 15 ноября 2016 года в Московской Соборной мечети с большим успехом прошла выставка «Духовное наследие московской мусульманской общины: имамы Агеевы». На московской выставке, в частности, демонстрировалась, старейшая из обнаруженных рукописей собрания Агеевых - известный комментарий к Корану Абу-л-Хасана ‘Али аль-Вахиди ан-Найсабури (ум. в 468/1075 г.) «Тафсир ал-Кур’ан аль-ваджиз» (Краткий тафсир Корана), переписанный в месяц шабан 729 года по хиджре/июне 1329 года.
Другие рукописи переписаны в основном в XVIII – первой половине XIX вв., однако все они содержат множество поздних добавлений различного содержания, пометок, адресов, печатей и владельческих надписей (на русском, арабском и татарском языках), сделанных рукой кого-либо из семьи Агеевых. Особый интерес у посетителей выставки вызывали метрические книги на русском языке, где имамы Агеевы фиксировали всех родившихся в их общине младенцев – с указанием мест происхождения их родителей.
Концепция казанской выставки – несколько иная. Если московская выставка прошла в качестве археографической и ставила перед собой задачу показать публике малодоступные, хранящиеся в научных библиотеках книги и рукописи, то казанская – знакомит в основном с подлинными фотографиями конца XIX-начала XX века, запечатлевшими персоналии московской общины, их облик, одежду. В основу выставки в Казанском Кремле легли фотографии семьи Агеевых и их ближнего круга - московского татарского купечества из коллекции историка и радиоведущего Марата Сафарова. Кроме того, экспонируются оцифрованные материалы старинных рукописей Агеевых, предоставленные Духовным управлением мусульман Российской Федерации. Усилиями куратора выставки, директора музея исламской культуры Нурии Гараевой и Марата Сафарова казанские посетители выставки и туристы знакомятся с артефактами ушедшего мира татарского Замоскворечья. При этом фотография служит не только иллюстрированием генеалогических связей между представителями династии имамов Агеевых, их купеческим окружением (например, семьей благотворителей Ерзиных), но и помогает воссоздать повседневную жизнь разных слоев татарского общества. Выставка проходит до середины апреля в Музее исламской культуры музея-заповедника «Казанский кремль».