Проректор МИИ рассказал о значении поста в исламе на «Радио Свобода»
![]() |
На прошлой неделе проректор по учебно-воспитательной работе Московского исламского института Раис Измайлов был приглашен в качестве эксперта в студию международной радиостанции «Радио Свобода» на передачу «Археология», которую ведет Сергей Медведев. Тема передачи звучала так: «Праздник воздержания». Речь шла о грядущем христианском празднике Пасхе и предшествующем ему Великом посте. Раис Измайлов ответил на вопросы ведущего относительно поста в исламе, рассказал о его значении и тонкостях, а также принял участие в беседе вместе с доцентом Центра изучения религий РГГУ Ксенией Сергазиной.
В передаче шел разговор не только об особенностях поста в авраамических религиях. Также были затронуты актуальные темы о новых религиозных движениях и течениях, как они влияют на жизнь людей, каковы их истоки и к чему они стремятся. Беседа получилась очень интересной и познавательной.
Ниже приводим фрагмент расшифровки передачи, полную версию можно прочитать и послушать здесь: http://www.svoboda.org/a/transcript/a/28416252.html
Сергей Медведев: У нас в гостях Ксения Сергазина, доцент Центра изучения религий РГГУ, и Раис Измайлов, проректор по учебной работе Московского исламского института. В чем социальная функция поста? Почему только авраамические религии так сильно развили идею поста?
Раис Измайлов: Я могу судить по опыту нашей религиозной общины и нашего института. Во время поста мусульмане, помимо соблюдения поста, каждый вечер совершают коллективно молитву – таравих. В течение 29-30 дней они собираются вместе, и это сплачивает мусульманскую общину, поскольку в обычной пятничной молитве человек встречается с братьями по вере один раз в неделю, а во время Рамадана – ежедневно. Во многих мечетях, молитвенных помещениях проводится праздничное разговение. Это сближает, объединяет людей.
Есть еще такое социальное значение поста: мусульмане, соблюдая пост, вспоминают людей, которым в эту минуту очень сложно. Живя в XXI веке, мы, наверное, уже не знаем, что такое голод, хотя наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки испытывали сложности в плане еды. А мы перестали ценить еду, достаток.
Сергей Медведев: А пост в исламе появляется с самых ранних времен, со времен пророка? Какие первые мусульманские общины стали соблюдать пост?
Раис Измайлов: Пост был обязательным во времена пророка Мухаммеда, когда он переселился из Мекки в Медину. Был ниспослан аят, где Всевышний Аллах призывает мусульман соблюдать пост. Там говорится: "тем, которые уверовали, был предписан вам пост так же, как был предписан тем, которые были до вас". То есть в исламе не отрицаются те посты, которые соблюдали иудейская и христианская общины. Просто у мусульман немножко другой подход к посту. Он может быть гораздо строже, нежели в христианстве или в иудаизме, и больше по времени.
Пресс-служба МИИ
Фото: svoboda.org