закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


19 апреля 2018 15:06   Москва 

Итоги конференции «Оазисы шелкового пути. Традиции духовных связей: исторические и современные аспекты»

11 апреля в Московской Соборной мечети состоялась международная научная конференция «Оазисы шелкового пути. Традиции духовных связей: исторические и современные аспекты». Конференция была посвящена памяти выдающегося исследователя истории Центральной Азии, доктора исторических наук Розии Галиевны Мукминовой (1922-2007) и организована Советом муфтиев России и Институтом всеобщей истории Российской академии наук.

Стало уже доброй традицией проведение в Московской Соборной мечети, по инициативе Совета муфтиев России, столь масштабных и авторитетных научных собраний, объединяющие видных ученых, изучающих историческое пространство Великого шелкового пути. Важно отметить, что идея проведения конференции поддержана духовным лидером мусульман России, муфтием шейхом Равилем Гайнутдином и получила его благословение.

Как отметил в своем вступительном слове первый заместитель председателя Совета муфтиев России и  зампред Духовного управления мусульман Российской Федерации по международным делам, кандидат философских наук Рушан хазрат Аббясов «в зале сегодня присутствуют многие участники, состоявшейся в прошлом году конференции, посвященной изучению научного наследия выдающегося этнографа Балкис Халиловны Кармышевой. Прошедшее научное мероприятие получило высокую оценку в академическом сообществе, среди государственных деятелей, дипломатов, братских религиозных организаций государств Центральной Азии – стран, исторически связанных с широким пространством Великого шелкового пути. Многие отмечали тогда, что за последние десятилетия впервые удалось собрать ведущих исследователей этнографии Центральной Азии, обменяться актуальными знаниями об этнических процессах, происходящих в различных государствах. В партнерстве с Институтом всеобщей истории Российской академии наук мы инициировали издание сборника материалов прошедшей конференции, который сейчас находится в печати. Уже сейчас можно отметить фундаментальность будущего издания, обобщившего опыт изучения духовной и материальной культуры народов Центральной Азии, сопровождаемого богатым иллюстративным материалом».

В продолжение традиции чтить имена и научное наследие выдающихся представителей татарской интеллигенции, посвятивших свою жизнь и талант Центральной Азии, в этом году конференцию решено было посвятить памяти доктора исторических наук Розии Галиевны Мукминовой (1922-2007). Древнейшие города мира – Бухара и Самарканд, были всегда в фокусе внимания Розии Мукминовой, а её научные интересы отличались широтой и новаторством. Следуя её примеру, на конференции были обсуждены различные вопросы и периоды истории Узбекистана. Международный статус конференции придало участие ведущих историков из Узбекистана, представляющих Институт истории Академии наук Республики Узбекистан и Ташкентский исламский университет. Не остались без внимания и актуальные проблемы источниковедения и историографии.

Благодаря почетному гостю конференции – доктору исторических наук, заведующей отделом историографии и источниковедения Института истории Академии наук Республики Узбекистан Дилором Агзамовне Алимовой, участники конференции смогли узнать о научном пути Розии Мукминовой, о её капитальных монографиях. Как отметила Дилором Агзамовна, особый вклад Розия Мукминова внесла в изучение аграрных отношений в Мавераннахре, развития ремесла в Бухаре и Самарканде.

О тесных и неразрывных культурных связях татарского и узбекского народов, яркой плеяде татарок-выдающихся ученых, работавших в Ташкенте, рассказал историк, кандидат педагогических наук Марат Сафаров. В частности, он остановился на биографиях видных коллег и современниц Розии Галиевны – этнографов Муршиды Бикжановой (1900-1974) и Балкис Кармышевой  (1916-2000).

Особый интерес участников вызвали доклады известных медиевистов. Символичным для проводимой конференции стало выступление Т. М. Калининой (ИВИ РАН) об анонимной арабской карте Великого шелкового пути XI века. В частности, благодаря качественной презентации, можно было увидеть фрагмент карты с одним из самых ранних изображений озера Иссык-Куль.

Известный петербургский историк Золотой Орды и постордынских государств Роман Почекаев (НИУ ВШЭ) посвятил свой доклад дуализму системы управления в государстве Шайбани-хана, а  Александр Васильев (Институт востоковедения РАН) проанализировал особенности политической конкуренции Шейбанидов и Тимуридов глазами османских правителей. В продолжение источниковедческой части конференции, доктор исторических наук Илья Зайцев (ИНИОН РАН) поделился малоизвестной информацией о персидских и арабских рукописях из музея-усадьбы Остафьево.

Ученица Розии Мукминовой Нигора Аллаева (Институт истории Академии наук Республики Узбекистан) рассказала о документах по истории внешних связей Хивинского ханства в позднесредневековый период. Примечательным было упоминание Нигорой Аллаевой хивинского хана Авган-Мухаммед султана, уехавшего в Москву в 1648 году. В России хорошо известен его сохранившейся мавзолей (текие) в Касимове Рязанской области.

Ретроспективу и классификацию различных видов средневековых Караван-сараев осуществила доктор исторических наук Э. Д. Зиливинская (Институт этнологии и антропологии РАН).

Традиционно, в ходе конференций, проводимых в рамках научного проекта «Духовный шелковый путь», особое внимание уделяется вводу в оборот новых источников, редких свидетельств о Туркестане. На прошедшей конференции особый успех имели насыщенные фактологией доклады С. А. Атановой (ИВ РАН) «Ориентализм и объективная реальность: исследуя образ России и Туркестана в записках французского путешественника Наполеона Нея» и Т. В. Котюковой (ИВИ РАН) «Доклады Департамента духовных дел иностранных исповеданий о духовной жизни мусульманского населения Туркестана в начале ХХ в». Именно Т. В. Котюковой принадлежит, как известно, важная роль в публикации источников по истории Туркестана.

В докладе Е. Е. Озмитель (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) была поднята актуальная и сейчас тема взаимодействия в социальной сфере ислама и православия в Туркестане (XIX – начало XX в.). Детальный доклад о процессе модернизации мусульманского общества в Туркестане в начале ХХ века и развитии джадидизма сделал признанный специалист по этой теме доктор исторических наук Саидакбар Саидович Агзамходжаев (Ташкентский исламский университет).

Традиционными стали и доклады, отражающие редкий визуальный материал разных периодов XX века. Имам-хатыб Московской Соборной мечети, кандидат исторических наук Ислам Зарипов представил и детально прокомментировал фоторетроспективу духовных связей Московской Соборной мечети с Центральной Азией. Символично название доклада – «Бухарский халат первопрестольных имамов». Участники конференции, пользуясь редкими и колоритными фотографиями, смогли убедиться в прочных связях московских имамов (К. Салихова, А. Мустафина, Р. Басырова) с представителями династии муфтиев Средней Азии Бабахановых. «Бухарский халат» выступил, разумеется, не только внешним лейтмотивом всей истории московской мечети в XX веке, но и отражал векторы связей и развития московских мусульман (в духовном образовании, международной деятельности). В. А. Прищепова (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН) по фотодокументам изложила особенности национальной политики в Каракалпакии начала 1930-х гг. Особый (хоть и печальный) интерес вызвал доклад И. А. Аржанцевой (Институт этнологии и антропологии РАН) «Там, где была вода: этнографические работы Хорезмской экспедиции в Южном Приаралье в 1950-е - 1960-е гг.» - о навсегда утраченном мире Аральского моря.

Завершил конференцию доклад ведущего исследователя «туркестанского текста» доктора филологических наук Э. Ф. Шафранской (Московский городской педагогический университет) «Реконструкция повседневности Мавераннахра и судьбы Рудаки в романе Андрея Волоса «Возвращение в Панджруд».

Как отметил, Рушан хазрат Аббясов «в целях постоянного и системного обмена знаниями о центрально-азиатском регионе, мы планируем начать в этом году издание журнала «Духовный шелковый путь», который будет отражать современные подходы в области исламоведения, культуры, этнологии нашего общего культурно-исторического пространства. Необходимость такого издания очевидна – ощущается потребность в общей площадке для объединения усилий в понимании цивилизационных процессов, происходящих в наших братских странах. Отдельный номер мы посвятим истории и культуре Узбекистана».

Таким образом, представленные в обзоре доклады будут опубликованы в этом журнале.

Марат Сафаров специально для Muslim.ru

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна