Дамир Хайретдинов принял участие в семинаре «Традиция и традиционные ценности: консенсус или конфликт интерпретаций» в РРГУ
23 апреля в Российском государственном гуманитарном университете (Москва) состоялся семинар на тему: "Традиция и традиционные ценности: консенсус или конфликт интерпретаций". В нем приняли участие представители основных конфессий России - православия, католичества, протестантизма, ислама, иудаизма, буддизма - и академические ученые, ставящие перед собой цель профессионального изучения религий. По приглашению организаторов в семинаре участвовал заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации по вопросам образования, науки и культуры Д.З. Хайретдинов.
В своем выступлении он, в частности, поведал, что слово "традиция" в исламском прочтении правильнее всего передавать через термин "сунна". Сунна - это совокупность слов и деяний пророка Мухаммада (мир ему), а также целый ряд правовых решений первых четырех халифов - праведных правителей исламского сообщества и Халифата Абу Бакра, Умара, Усмана и Али. Кроме того, в источниках ислама часто встречается выражение "сунна Аллаха" - праведный образ жизни, предписанный Всевышним Богом для последователей религии единобожия во все эпохи. При этом частные правила могут меняться в заивисимости от обстоятельств, неизменным же остается ключевой принцип единобожия (таухид) и связанные с этим столпы религии.
Сунна - широкое и многомерное понятие, требующее огромного внимания богословов и рядовых верующих, с одной стороны, и в то же время не затмевающее, а объясняющее и дополняющее священное Писание ислама - Коран, с другой стороны. В сунне, так же как и в традициях других религий, можно найти отжившие элементы, причем некоторые из них были отменены еще самим пророком Мухаммадом (мир ему) при его жизни. В то же время сунна - это не застывший комплекс правил, а живая жизненная практика, поэтому уже первые халифы вносили в нее ряд изменений и дополнений; самым известным в этом плане является правление Умара б. аль-Хаттаба, который изменил правила чтения намаза таравих во время Рамазана (по сравнению с пророческой традицией), правила чтения азана на утренний намаз, правила сбора закята и др. Все эти новые практики (бидаа хасана) нашли свое одобрение консенсусным мнением сахабов (сподвижников) Пророка (мир ему) и первым поколением мусульман после них - табиинов.
Стоит отметить, что подробный материал о сунне во всех ее проявлениях будет представлен на русском языке в новом масштабном издании, которое готовится к выпуску в свет в этом году - семитомной Книге хадисов. В целом в этом огромном труде представлено несколько тысяч хадисов с шархом (комментариями), которые разделены тематически по разделам и главам. При этом ключевым принципом подборки хадисов является не иснад или принцип достоверности, принятые у мухаддисов, а принцип подтверждения матн (текста) одного хадиса другими источниками ислама: аятами, другими хадисами и риваятами от сахабов, сирой, самой жизненой практикой уммы и т.д. Работа над изданием в течение нескольких последних лет велась в Московском исламском институте. Главным редактором труда является Д.З. Хайретдинов.