закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


13 ноября 2020 18:48    

V Чтения имени Шигабутдина Марджани собрали десятки имамов Северного Кавказа

10 ноября 2020 года в онлайн режиме прошла V Всероссийская научно–практическая конференция «Чтения имени Шигабутдина Марджани» на тему: «Богословская традиция и взаимоотношения улемов Волго-Уральского региона и Северного Кавказа». Организаторами конференции выступили Духовное управление мусульман Российской Федерации, Московский исламский институт и Центр исламских исследований Санкт-Петербургского государственного университета. Проведение конференции поддержали Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования и Издательский дом «Медина» в сотрудничестве  с Европейским мусульманским форумом.

В приветственном послании к участникам конференции духовный лидер российских мусульман муфтий шейх Равиль Гайнутдин подчеркнул необходимость сохранения и приумножения единства и духовной связи между мусульманами, что особенно важно в условиях непростой ситуации глобальной пандемии. В качестве примера такой связи муфтий привел взаимоотношения мусульман Северного Кавказа и Волго-Уральского региона: «Их особенностью является взаимная поддержка в сложной ситуации, когда улемы и суфии воспринимают лучшие традиции, возрождают и дают новый импульс в традициях образования и богословия, создания религиозных структур».

Многовековая история интеллектуального обмена и сотрудничества в сферах богословия, права, теологии между тюрко-татарской и северо-кавказской частями российской уммы представляется актуальным предметом исследования для современных ученых и богословов. Развитие данного направления, безусловно, является необходимым шагом на пути укрепления единства и солидарности российской уммы и возрождения отечественных богословских традиций.

Идею о необходимости сплочения мусульманской уммы в условиях современных реалий посредством пропаганды просвещения и здорового образа жизни развил шейх Мухаммад-Расул Саадуев, религиозный деятель, экс-имам Центральной мечети г. Махачкалы. Пользу проведения конференции для российской уммы отметил в своем обращении к ее участникам и шейх Исамудин Саидов, духовный наставник Южного Дагестана, имам Исторической соборной мечети г. Дербента. Благодарность организаторам конференции высказал Шихабуддин Гусейнов, заместитель муфтия Ставрополья, руководитель международного отдела Муфтията Республики Дагестан, и рассказал о том, что его самого назвали в честь шейха Марджани, историческое наследие которого вызывает справедливую гордость. Также Шихабуддин Гусейнов поздравил участников конференции с защитой первой в истории России докторской диссертации по исламской теологии, каковой стала защита первого заместителя председателя ДУМ РФ Дамира Мухетдинова в Санкт-Петербургском государственном университете в октябре 2020 г.

В рамках конференции с докладом, посвященным формам взаимодействия людей учености Волго-Уральского региона и Дагестана,  выступил Айдар Хабутдинов, доктор исторических наук, профессор Казанского филиала Российского государственного университета правосудия, профессор кафедры по изучению исламской цивилизации Высшей школы международных отношений и востоковедения Казанского федерального университета. Докладчик отметил несколько ключевых моментов консолидации мусульманской уммы Российской империи  в конце XIX – начале XX веков. Один из них – выдвинутый в 1913 году в Государственной Думе проект создания Духовного управления мусульман Северного Кавказа, основным проводником которого стал депутат III созыва от общего состава выборщиков Дагестанской области и Закатальского округа, член мусульманской фракции Ибрагим-бек Иса-бек оглы Гайдаров. Инициатива проекта была поддержана другими видными российскими мусульманскими деятелями, среди которых были богослов и просветитель Ризаэтдин Фахретдин и суфийский шейх Сайфулла Башларов.

Второй важный аспект – система образования в медресе. А. Хабутдинов привел в качестве примера медресе в Уфе и Астрахани, где работали Сайфулла Башларов и Али Каяев соответственно, и, что важно, преподавание велось на татарском языке. Наконец, третий аспект, оказавший значительное влияние на развитие сотрудничества регионов и единство российской уммы в целом – возникновение мусульманской прессы. Ключевая роль здесь отводится основателю «Тарджемана» Исмаилу-бею Гаспринскому.  Просветитель Али Каяев, ставший издателем первой мусульманской газеты Дагестанской области «Джаридат Дагистан», как раз ориентировался на издательскую деятельность Гаспринского, знакомясь с ней в поездках в Бахчисарай. Свой доклад Айдар Хабутдинов резюмировал необходимостью закрепления в наше время основных тенденций, заданных в начале XX века, а именно - сохранения мусульманской образовательной традиции, в том числе на родных языках, традиции тарикатов и сохранения и развития национальных республик.

Доклад доктора исторических наук Марины Имашевой, доцента кафедры истории Татарстана Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия Казанского федерального университета, был посвящен взаимоотношениям тюркского и кавказского исламского сообществ в Астраханской области на рубеже XX-XXI веков. Автор доклада обратила внимание на исключительную полиэтничность астраханской мусульманской общины и как одну из причин этого указала на миграционные потоки с Северного Кавказа в 1990-х годах. Им способствовали инфраструктурная близость регионов, сложившиеся вековые традиции межнациональной дружбы и взаимоуважения и нестабильная ситуация на Северном Кавказе в тот период. Следствием этих процессов стал новый этап в развитии мусульманской общины области. Так, по сравнению с местными мусульманами-ханафитами уровень религиозности кавказского населения оказался значительно выше в процентном соотношении, что сделало очень значительным присутствие последователей шафиитского мазхаба. М. Имашева продемонстрировала пример солидарности последователей обоих правовых школ, в равной степени включившихся в процесс реставрации и возвращения исторических мечетей Астрахани верующим. Однако автор доклада также акцентировала внимание на тревожные явления радикализации верующих в регионе, что связано с социальным неблагополучием населения.

В начале своего выступления доктор теологии Дамир Мухетдинов - первый заместитель председателя ДУМ РФ, ректор Московского исламского института - отметил значимость инициативы по празднованию 1100-летия официального принятия ислама народами Волжской Булгарии, высказанной муфтием Гайнутдином на встрече президента  Владимира Путина с российскими мусульманскими духовными лидерами 4 ноября и получившей поддержку со стороны главы государства. В этом контексте докладчик еще раз обозначил особую роль мусульман Кавказа в становлении и развитии ислама в Поволжском регионе, проиллюстрировав ее, во-первых, ключевым значением Дербента как отправной точки распространения мусульманской культуры на территории современной России и, во-вторых, поддержкой Дагестаном поволжских студентов, развитием богословской и интеллектуальной традиции после завоевания Казанского ханства в XVI в.

Развивая ключевую тему чтений – взаимодействие мусульман Кавказа и Волго-Уральского региона, Дамир Мухетдинов подчеркнул актуальность конференции в качестве современной платформы, объединяющей различные мусульманские мнения и структуры страны и позволяющей продемонстрировать общие цели богословского дискурса. Единство этих целей обусловлено непростыми реалиями, с  которыми сталкивается умма сегодня. В первую очередь, это условия глобальной пандемии и невозможность посещения верующими храмов, которые, по словам докладчика, требуют развития богословской мысли и переосмысления таких важных вопросов, как пятничная молитва, пятикратный намаз, никах, джаназа. В этой связи, Дамир Мухетдинов, являющийся ректором Московского исламского института и директором Центра исламских исследований СПбГУ, сказал о  необходимости ведения активной научной деятельности и выстраивания плодотворной коммуникации между мусульманской и академической средами.   

Модератор конференции – президент Европейского мусульманского форума Абдул-Вахид Ниязов в ответ на выступление Дамира Мухетдинова сообщил о планах проведения семинара, объединяющего татар, дагестанцев и других народов, в Москве на базе Соборной мечети, символизирующей единство мусульман страны, возведение которой стало возможно благодаря муфтию Равилю Гайнутдину и сенатору из Дагестана Сулейману Керимову.

Высказанную Дамиром Мухетдиновым мысль о значимости роли Дербента для мусульман России подробно обосновал и дополнил Дамир Хайретдинов, заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации по вопросам образования, науки и культуры, кандидат исторических наук. Он сообщил, что в течение двух лет работал над масштабным исследованием, посвященным истории Дербента, и этно-конфессиональным тенденциям, складывавшимся в регионе. Ученый представил вниманию участников конференции некоторые результаты своего труда. Докладчик, основываясь на многочисленных источниках, продемонстрировал, что Дербент был ключевой точкой в коридоре между Каспийским морем и восточными отрогами Кавказского хребта, через которую из государств Передней Азии и Ближнего Востока на Северный Кавказ и дальше вглубь современной России проникали религиозные традиции не только ислама. До XIV-XV веков в Дербенте сохранял влияние зороастризм, о чем свидетельствуют археологические исследования зороастрийских святилищ. Еще до утверждения ислама через Арабский халифат государственной религией Кавказской Албании (современная территории Азербайджана и Южного Дагестана) было христианство. Также через этот коридор проникал иудаизм. Таким образом, Дамир Хайретдинов предложил рассматривать Дербент как ворота, служившие проникновению и распространению на территории современной России ее крупнейших религиозных традиций. В связи с этим он сказал о важной существующей проблеме: отсутствии достойной исторической и культурной презентации Дербента, его мечетей и святилищ на российском и мировом уровнях. Исследование, проведенное Дамиром Хайретдиновым, является серьезной отправной точкой для решения обозначенной проблемы.

Утверждение о важности современного отечественного исламского образования, обозначенное другими участниками конференции, развил Камильгарей хаджи Салгереев, имам Центральной мечети г. Хасавюрта. Он выделил основную проблему, общую и для Дагестана, и для Поволжья, а именно – недостаточный, учитывая вызовы современности, уровень знаний. Докладчик призвал по-новому читать исторические религиозные труды и на новом языке преподносить мусульманской общине хранящееся в них интеллектуальное наследие. Камильгарей Салгереев подчеркнул, что религиозные знания ислама связаны не только с арабским миром,  но и с отечественными учеными, у которых стоит учиться. Так, говоря о Шигабутдине Марджани, он сказал о сегодняшней актуальности исследования и продолжения идей джадидизма. Докладчик подвел итог, что проводимая конференция – ценный вклад в укрепление диалога между мусульманами страны и развитие духовного образования.

Об объединении мусульман из разных точек России посредством просветительской деятельности говорил и заместитель имама Центральной Джума мечети г. Кизляра Али Газиев. Его доклад был также посвящен взаимоотношениям ученых Дагестана и Волго-Уральского региона. Так, докладчик упомянул историю дагестанского ученого Мухаммада-Али аль-Чохи, который писал в своих трудах о тесных связях Дагестана и Татарстана, между учеными-аварами и татарскими мыслителями, приводя в качестве примера Абдулатипа Гоцинского, который в 1884 г, посещал медресе «Марджанийа», где общался с Шигабудином Марджани. Али Газиев, как и Айдар Хабутдинов, в своем выступлении обратился к теме книгоиздания, упомянув Магомеда-Мирзу аль-Чохи, посещавшего Казань, Крым, работавшего на типографии у Исмаила Гаспринского и создавшего после этого собственное издание на Кавказе. На своем примере докладчик продемонстрировал, что традиция интеллектуального обмена и связи продолжается, так как он сам получал образование в Российском исламском институте в Казани и в Болгарской исламской академии. Также он призвал обратить внимание на труды отечественных мыслителей и важность современного подхода к их изучению.

Шуайб-хаджи Гасанбеков, имам Центральной мечети г. Дербента, обратил внимание докладчиков на проблему слабого знания собственной истории современным поколением и отметил, что проведение подобной конференции способствует изучению наследия интеллектуалов прошлого, а для ее участников является хорошей возможностью для обмена опытом и повышения собственной квалификации.

Делая акцент на научном значении темы чтений, Руслан Курбанов, член совета Европейского мусульманского форума, российский общественно-политический деятель, политолог, журналист, эксперт по вопросам Северного Кавказа и ислама, кандидат политических наук, выдвинул тезис о  принципиальном единстве духовного, культурного и интеллектуального пространство мусульман Кавказа, Средней Азии и Поволжья. С ним согласился Адул-Вахид Ниязов, добавив, что образовательные центры Средней Азии являются альма-матер для ученых Кавказа и Волго-Уральского региона.

В конференции также приняли участие Каримулла-хаджи Хидирбеков - имам Джума-мечети г. Каспийска, Рагим-хаджи Рагимов - председатель Совета имамов Табасаранского района, Муртузали хаджи Курбангаджиев - президент Благотворительного фонда имени Шейха Джамалудди-на Кази Кумухского, имам мечети Уйташ г. Каспийска, Саид-Ахмад хаджи Казимагомедов - имам мечети с. Губден, Абдул-Гашим хаджи Абдулгашимов - председатель Совета имамов Ахтырского района Дагестана, Абдуселим-хаджи Тагиров - имам Центральной мечети Рутульского района и Абдулгадир хаджи Магомедов - председатель Совета имамов Кайтагского района. Таким образом, «Чтения имени Шигабутдина Марджани» стали практическим олицетворением того, о чем так или иначе говорили практически все их участники: объединение в общем интеллектуально-богословском пространстве представителей разных мусульманских организаций и национальностей – среди спикеров были представлены аварцы, лезгины, рутульцы, табасаранцы, даргинцы, лакцы, татары, азербайджанцы. Этот факт отчетливо свидетельствует о наличии тесной взаимосвязи внутри российской мусульманской уммы, включающей в себя различные уникальные регионы, среди которых Северный Кавказ – один из наиболее репрезентативных в плане языкового и культурного разнообразия.

Пресс-служба ДУМ РФ

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна