закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


12 августа 2021 11:04   Москва 

Московский исламский институт – традиция, воплощенная в комплексном академическом подходе

В 2021-2022 учебном году Московский исламский институт помимо бакалавриата также будет осуществлять набор студентов в магистратуру по направлению 48.04.01 Теология, получив в этом году соответствующую лицензию от Рособрнадзора. На сегодняшний день МИИ – единственное учебное заведение столицы, предлагающее высшее образование в области исламской теологии. Хотя теология в качестве полноценной научной специальности явление в России относительно новое, ее востребованность не ставится сегодня под сомнение. Своим опытом обучения в Московском исламском институте с нами поделились некоторые из его выпускников, получивших дипломы бакалавров теологии в июне этого года, среди которых и начинающие специалисты, и люди с уже сложившейся профессиональной карьерой.

Одним из существенных вопросов, которые встают перед абитуриентами теологического направления – о каком соотношении религиозного и светского/академического образования идет речь, и кто в принципе может быть заинтересован в данном направлении. Ильгизар Давлетшин, начальник отдела по взаимодействию с органами государственной власти Департамента внутренних дел ДУМ РФ, защитивший в этом году в МИИ выпускную работу, посвященную яркому представителю арабо-мусульманского мира, средневековому мыслителю Абдуррахману Ибн Халдуну, считает неверным предположение, что МИИ дает исключительно религиозное образование: «в исламе нет противопоставления науки и религии, одно объясняет другое», поясняет он и добавляет, что признание теологии наукой является позитивным моментом для расширения возможностей использования междисциплинарного подхода, что в значительной мере сближает теологическое образование с другими гуманитарными дисциплинами. Тем более что образовательная программа МИИ также предлагает светские предметы.

«Требования к курсовым и выпускным работам сейчас очень высокие», - рассказывает Фянис Хамидуллин об изменениях, привнесенных в образовательную систему МИИ в последние годы. Фянис-хазрат, окончивший в этом году также бакалавриат на Восточном факультете Санкт-Петербургского государственного университета, написал в МИИ работу, посвященную исламскому праву, в которой разобрал соотношение понятий фикха и шариата с акцентом на аспектах исламского права важных для функционирования современного мусульманского общества. В этом ключе ему, в частности, удалось затронуть актуальную тему не проведения пятничной молитвы в мечетях. Выпускник МИИ проследил в своей работе, каким образом богословское заключение по данному вопросу находит основание в принципах фикха и как оно соотносится с правилом фикха приоритетов, согласно которому общее благо важнее индивидуального. По мнению Фяниса Хамидуллина, знания, полученные во время обучения по направлению исламской теологии в МИИ, могут быть полезны, в первую очередь, в повседневной жизни, так как позволяют ориентироваться в религиозно-правовых вопросах ислама и дают возможность помогать ориентироваться другим. «Мусульманское общество растет и увеличивается – теологическое знание становится более актуальным», - делает вывод молодой бакалавр.

Об использовании полученных знаний на практике говорит и Марат Биктимиров, однако он их применяет немного в другом ключе: для преодоления стереотипов и изменении отношения немусульман к мусульманам. Основным мотивом поступления в МИИ для Марата стало желание систематизировать и расширить знания об исламе, получить понимание, что, прежде всего, требует внимания, как в самой мусульманской традиции, так и за ее пределами. Потому еще в 2005 году он прошел 2-х годичное обучение в медресе и поступил в институт, но в силу внешних факторов вернулся к образованию в МИИ только в 2015 году. Сегодня Марат работает в крупном коллективе, где часто сталкивается с незнанием исламской традиции и смутном представлении о современных мусульманах. Параллели между личностью Иисуса в исламе и личностью Иисуса в православии, сведения о роли тюркских народов в становлении России, историографические факты возникновения ислама на территории страны – часто производят культурологический шок в окружении выпускника МИИ, а вместе с тем заставляют людей по-новому взглянуть на культурные реалии. Это же касается и отношения к мусульманскому обществу. Так, по словам Марата Биктимирова, защитившего выпускную квалификационную работу об особенностях развития мусульманских сообществ в современной Москве, многие и не подозревают, что рядовой дворник может быть не только с высшим образованием, но еще и хафизом Корана. Подобные ситуации связаны с меняющимся культурным ландшафтом города, влияние на который в значительной мере оказывает и увеличивающаяся, мусульманская община. Ее дальнейший рост – единственная перспектива, говорит он, основываясь на проведенном исследовании.

В связи с этим образование, предлагаемое в Московском исламском институте, может быть актуальным как для мусульман – лучше узнать и понять собственную религиозную традицию в ее многообразии, так и для людей, стремящихся расширить свои знания об истории, философии и культуре ислама по долгу службы или для обогащения своего кругозора. Тем более, что учебу в МИИ можно успешно совмещать со светским высшим образованием, о чем свидетельствует пример Ильгизара Давлетшина, который параллельно обучался на Восточном факультете СПбГУ, и сейчас продолжает получать знания в магистратуре ВШЭ по программе истории мусульманских организаций в России. Как он объясняет, дисциплины в МИИ лучше помогают понять ислам изнутри и делают акцент на суннизме ханафитского толка, в то время как, например, СПбГУ предлагает изучение ислама снаружи: основ его экономики, общей истории, культуры ислама, его различных идей и философских направлений, благодаря чему становятся понятнее многие процессы в исламе. Об этом же говорит и выпускник СПбГУ Фянис Хамидуллин, отмечая, что у студента происходит расширение кругозора и дополнение базы полученной в МИИ, а по разным вопросам исламской традиции открываются точки зрения не только религиозных деятелей и богословов, но и светских исследователей-востоковедов.

Подобное параллельное обучение – в религиозном и светском вузе предлагает, с одной стороны, углубление в традицию ислама, заучивание Корана, изучение тафсиров и хадисов, а с другой – получение общего представления о том, что такое ислам и какую культуру он породил, о его истории, искусстве и экономике. Преимуществом такого комплексного подхода Ильгизар видит формирующееся у студентов комплексное и целостное знание всего корпуса исламского наследия как изнутри традиции, так и в качестве внешнего исследователя. Оканчивающие МИИ параллельно или последовательно со светскими вузами выпускники на выходе получаются высококвалифицированными специалистами. Они могут работать и в качестве имамов-проповедников, и в то же время осуществлять диалог с учеными, вести диспуты с научной точки зрения, оперируя иными терминами.

«Дамир-хазрат Мухетдинов наставляет молодое поколение мусульманских кадров на постоянное повышение своего образовательного уровня, совершенствование и расширение своих познаний, подготовку научных исследований и защиту диссертаций», - рассказывает Ильгизар Давлетшин о политике первого заместителя председателя ДУМ РФ, ректора МИИ Духовное управление мусульман РФ поощряет и создает возможности для своих сотрудников поступать и учиться в светских учебных заведениях, а тем выпускникам религиозных учебных заведений, кто еще не трудоустроен, возможность строить профессиональную карьеру, подчеркивает выпускник МИИ:

«На выходе мы реализуем все знания, полученные в Московском исламском институте и в светском вузе, на практике. Нас трудоустраивают по специальности стопроцентно. Причем есть свобода выбора: можешь пойти по религиозной стезе как Артур Мухутдинов и Наиль Кулахметов (работают полпредами председателя ДУМ РФ), преподавать или работать в административной сфере».

За предоставленную возможность получать образование и применять его на практике Ильгизар Давлетшин выразил глубокую благодарность председателю ДУМ РФ муфтию шейху Равилю Гайнутдину и первому заместителю председателя, ректору МИИ Дамиру Мухетдинову.

Возможность практиковаться в профессиональной сфере во время обучения в качестве сильной стороны МИИ отмечает также первый проректор Московского исламского института Тимур Фахретдинов:

«По согласованию с ДУМ РФ есть возможность прийти практику во многих регионах страны. Практика может быть как проповедническая, так и педагогическая, научная. И осуществляется она со второго курса, что даёт возможность понять какой вид профессиональной деятельность наиболее подходит каждому». Тимур Фахретдинов отмечает, что хотя МИИ подходит больше тем, кто хочет связать свою жизнь с областью религии: будь то проповедь, педагогика или наука, Институт реализует программу по ФГОС ВО 3++, что не ограничивает получаемые знания исключительно религиозными дисциплинами, а значительно расширяет учебный план светскими дисциплинами.

Несмотря на то, что обучение исламской теологии, как отметил первый проректор, непростое – и арабский язык, и толкование Корана и хадисов – помогает на этом пути сильный преподавательский состав:

«Например, Хайретдинов Дамир Зинюрович, кандидат исторических наук –  безумно интересно присутствовать на его занятиях по истории ислама в России. Хабибуллина Гульфия Юнысовна, кандидат педагогических наук, сильна в исламской педагогике и в методике преподавания теологических дисциплин. Имамутдинова Зиля Агзамовна – кандидат искусствоведения. Если бы вы знали, как она даёт «Исламскую художественную культуру».

Положительными впечатлениями о преподавателях поделился и Фянис Хамидуллин, которые, по его словам, выкладывались максимально и в любое время могли дать совет по любому волнующему вопросу: «если было желание написать какую-то работу, выступить с докладом возможность также была, преподаватели направляли». Также Фянис-хазрат выделил еще одну важную особенность МИИ как высшего учебного заведения: в его стенах чувствуется духовность, что придает образовательному процессу совершенно другое, глубокое измерение причастности к традиции.

Денис Воронов

Пресс-служба ДУМ РФ

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.