закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


6 октября 2021 14:42    

Месяц рабиу-ль-авваль

6 октября 2021 г. с заходом солнца наступает месяц раби-уль-авваль по мусульманскому лунному календарю. Первым днем этого месяца, таким образом, является 7 октября. Раби-уль-авваль почитается верующими как месяц, в котором состоялся мавлид ан-набий, т.е. рождество пророка Мухаммадаﷺ.

Мавлид – памятная дата, посвященная нашему пророку Мухаммаду ﷺ - связана с месяцем рабиу-ль-авваль, т. к., согласно историческим хроникам, именно в этом месяце родился Посланник Аллаха ﷺ, и в этом же месяце он ушел из этого мира.

Согласно мнению известных богословов (например, Ибн Хаджара (1372–1448) и ас-­Суйути (1445–1505)) [1] Мавлид является «благочестивым и разрешенным новшеством» (бидаа хасана). Обосновано это мнение тем, что данная памятная дата не только не несет в себе ничего отрицательного, но, напротив, позволяет больше вспоминать о Пророке ﷺ, что, безусловно, является благом.

На государственном уровне Мавлид впервые стал отмечаться в начале XIII в. по инициативе мусульманских правителей Эрбиля [2]. Перед этим произошло собрание авторитетных богословов того времени с тем, чтобы они выразили свое мнение по поводу этого дня. Теологи отметили, что вспоминать Пророка ﷺ, читать для него благословения (салаваты) и изучать его жизненный путь (сиру) являются богоугодными деяниеми и подтверждаются Кораном и Сунной.

Аллах (Всевышен Он) сказал:

إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О, уверовавшие! Благословляйте же его и приветствуйте миром»  (33: 56).

А согласно хадисам:

لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى أَكُونَ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْ وَلَدِهِ وَوَالِدِهِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ

«Никто не будет считаться настоящим верующим, если в душе его Пророк ﷺ не будет ему милее, чем дети его, родители его и все остальные люди»  («Сахих» аль-­Бухари, 15).

أَيُّمَا رَجُلٍ قَالَ لِأَخِيهِ يَا كَافِرُ فَقَدْ بَاءَ بِهَا أَحَدُهُمَا

«Кто обвинил человека в неверии, к тому самому этот грех вернется» («Сахих» аль-­Бухари, 6104; «Сахих» Муслима, 60).

Следует отметить, что противники Мавлида, по сути своей, критикуют не его проведение как таковое, а дату, отмечая, что благословлять Посланника Аллаха ﷺ можно в любое время. Однако при этом возникает вопрос — ​почему же в любое другое время можно читать салаваты, а именно в этот месяц нельзя?

Необходимо понимать, что по этому вопросу между теологами существует ихтилаф, т. е. различие во мнениях [3]. А это означает, что (согласно шариатскому правилу об ихтилафе) мусульмане вправе следовать за мнениями тех теологов, кто одобряет Мавлид. Следовательно, никто не имеет право обвинять в заблуждении тех мусульман, кто отмечает эту памятную дату. Пророк ﷺ говорил:

لاَ يَرْمِي رَجُلٌ رَجُلاً بِالفِسْقِ أَوِ الكُفْرِ، إِلاَّ ارْتَدَّتْ عَلَيْهِ إنْ لَمْ يَكُنْ صَاحِبُهُ كذَلِكَ

«Когда один человек обвиняет другого в нечестии или неверии, (обвинение) обязательно возвращается к нему самому, если (тот, кого он обвиняет в этом, на самом деле) таковым не является»  («Сахих» аль-­Бухари, 6045).

Из книги муфтия Гайнутдина "Ислам: вероучение, поклонение, нравственность, закон"



[1] Ас-­Суйути, в частности, говорит: «Если люди соберутся и прочтут Коран сколько это им удастся, станут рассказывать о событиях начала пророчества Пророка ﷺ, о чудесах, произошедших при его рождении, и в конце собрания для собравшихся будет накрыт стол из еды и не будет добавлено к этому ничего другого, то это будет “бидаа хасана” (“хорошее нововведение”). Организовавшему это мероприятие будут благие воздаяния за возвеличивание им Пророка ﷺ, за выражение радости в связи с Мавлидом Пророка ﷺ». См.: Аль-имам ас-­Суйути. Аль-­Хави ли-ль-фатави фи фикхи ва улуми-т-тафсир ва-ль-хадис ва-ль-усули ва-н-нахви ва-ль-ираби ва саири-ль-фунун. Бейрут, 2000. 1/ 181–189.

[2] Первым, кто официально начал проводить Мавлид был глава Эрбиля Аль-­Малик Музаффар (1190–1232). Сообщается, что «во время его правления в мероприятиях, посвященных Мавлиду, участвовали знатные улемы и суфии». (Подробнее об этом см.: Аль-имам ас-­Суйути. Указ. соч. С. 182.). Мавлид также отмечался и в святыне ислама — ​Медине. Богослов, уроженец Нижегородской области, в своих путевых заметках о хаджже писал: «Оказалось, что жители Медины весь месяц рабиу-ль-авваль считают большим праздником. В его двенадцатый день в мечети Хараме Шарифе четыре хатыба, взойдя на минбар, читают “Мавлид”, а собравшиеся паши, офицеры и солдаты бывают угощаемы щербетом». (Альмущев Х. Хадж-наме // Хадж российских мусульман. М.: ИД «Медина», 2008. № 1). А вот, что писал о своем путешествии в хаджж другой выдающийся отечественный мусульманский богослов и философ Муса Бигиев: «С 8 на 9 сентября происходило празднование Мавлида. То ли по поводу празднования национального праздника, то ли почтения турок к Мавлиду город украшен, минареты мечетей освещены. В пятницу прозвучали залпы из орудий, в каждой мечети было многолюдно». (Бигиев М. Хадж-наме // Хадж российских мусульман. М.: ИД «Медина», 2017. № 8. С. 48).

[3] См. подробнее: Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. Разногласия: причины и решения. М.: «Хилал», 2013. С. 174–196.

 

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.