1 ноября 2021 16:00
Официальный комментарий ДУМ РФ относительно деятельности в Краснодарском крае
Духовное управление мусульман Российской Федерации, в ответ на резолюцию, принятую 27 октября 2021 г. на конференции ДУМ Республики Адыгея и Краснодарского края в поселке Краснооктябрьский Майкопского района Адыгеи, обращает внимание, что требование прекратить деятельность какой бы то ни было религиозной организации, работающей в соответствии с действующим законодательством, противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях».
До сведения общественности и органов власти доводим следующее:
Деятельность Духовного управления мусульман Российской Федерации в Краснодарском крае началась в 1994 году – в год основания ДУМ РФ (первоначальное название – Духовное управление мусульман центрально-европейской части России - ДУМЦЕР) с учреждением МРОМ Анапского района (дата регистрации – 27.12.1994). Через год с лишним было зарегистрировано МРОМ г. Сочи Краснодарского края (19.03.1996). С руководством Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края сразу было достигнуто взаимопонимание. 20 октября 1997 года председатель ДУМ Республики Адыгея и Краснодарского края Сагид Кхаваху посетил резиденцию ДУМЦЕР (ныне ДУМ РФ), где встретился с председателем ДУМЦЕР и Совета муфтиев России муфтием шейхом Равилем Гайнутдином и сообщил о желании ДУМ РА и КК войти в состав Совета муфтиев России. На заседании СМР, проходившем 28-30 октября 1997 г. это обращение было удовлетворено, но не оформлено юридически, поскольку в тот момент ДУМ РА и КК не было зарегистрировано в органах юстиции.
В дальнейшем, на протяжении четверти века взаимоотношения общин в составе ДУМ РФ и общин ДУМ РА и КК в Краснодарском крае строились на фундаменте религиозного братства. Несмотря на название, работа ДУМ РА и КК локализована, за редкими исключениями, в Адыгее. Работа ДУМ РФ, напротив, ведется только в Краснодарском крае, не включая Адыгею. Разночтения могли возникать, но никогда они не приводили к публичным выпадам, к смущению верующих. Наоборот, в государственной важности вопросах, имеющих отношение к международному имиджу России, сотрудничали и работали как единая команда. Так было в дни проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи в 2014 году, когда ДУМ РФ и ДУМ РА и КК организовали работу мусульманских молельных комнат в олимпийских деревнях.
Благодаря конструктивной позиции и высокому авторитету руководителей, мусульманские организации Краснодарского края в составе ДУМ РФ пользовались и пользуются доверием общества. Основателя сочинской общины покойную Равзу Незаметдиновну Рамазанову знали не только в Краснодарском крае, ее знал весь татарский мир, а ее преемник – заслуженный строитель Российской Федерации, покойный Вялит Махмутович Ильясов внес огромный вклад в гармонизацию межнациональных и межрелигиозных отношений в Сочи в период подготовки к Олимпиаде и сразу после нее. Председатель МРОМ г. Анапы Ришат Максютович Ахметзянов, посвятивший свою жизнь педагогике, руководит анапской общиной уже более 25 лет и пользуется заслуженным уважением в обществе. Ришат Максютович хорошо помнит, как на рубеже 1999-2000 годов адыгское мусульманское духовенство обращалось к нему за помощью в составлении устава и протокола учредительного собрания для регистрации в органах юстиции ДУМ Республики Адыгея.
Всплеск недовольства со стороны участников конференции в Адыгее имеет весьма отдаленное отношение к реальной общинной жизни и религиозной деятельности. Поводом к конфликту указаны не конкретные факты, ошибки, недочеты, а абстрактно обозначенная «деятельность». А ведь этой деятельности в субъекте федерации уже без малого 27 лет. За эти годы принципы работы общин в составе ДУМ РФ не менялись. Проводились совместные богослужения, удовлетворялись духовные потребности мусульман, перед органами власти ставились и ставятся вопросы о выделении земли под мечети, реституции дореволюционного религиозного имущества, выделения участков под мусульманские кладбища, решаются вопросы юридического оформления общинной жизни мусульманских народов, их интеграции в российскую умму. Вся эта деятельность востребована со стороны верующих, имеет прочную социальную базу, абсолютно соответствует как духу, так и букве российского закона. Мы верим, что у всех заинтересованных лиц и органов хватит здравого ума и мудрости верно оценить правовую ситуацию.