закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


12 ноября 2021 13:17   Москва 

Исламоведение и теология: круглый стол диалога

8 ноября в рамках IX Всероссийской научной конференции «История востоковедения: традиции и современность», организованной на базе Института Востоковедения РАН в онлайн формате прошел круглый стол, посвященный вопросам и проблемам соотношения теологии и исламоведения в российском академическом пространстве. В качестве приглашенных докладчиков участие в нем приняли первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, ректор МИИ, руководитель Центра исламских исследований СПбГУ, доктор теологии Дамир Мухетдинов и руководитель документальных проектов ДУМ РФ Ахмад Макаров.

Общую концептуальную рамку для заявленных на мероприятии выступлений сформулировала модератор круглого стола, старший преподаватель МГУ, РАНХиГС и МГИМО, советник Группы стратегического видения «Россия-Исламский мир» Анна Беликова, предложив рассмотрение различных аспектов теологии и исламоведения в России в контексте выстраивания системы диалога. Замечания о практических сторонах данного диалога и его общих проблемных моментах были озвучены в докладе Дамира Мухетдинова, которым открылась научная часть мероприятия.

Прежде всего, отметил ректор МИИ, современное состояние отношений между теологией и исламоведением связано с несостоятельной на сегодняшний день позицией противопоставления веры и науки. Вместе с тем сопряжение пути религиозного познания и научной методологии, может иметь продуктивный исход, подчеркнул профессор Мухетдинов, указав, например, на генетическую связь учения о религии, заложенного в самой религиозной традиции, и научного религиоведения, а также непосредственное участие религиозных смыслов в формировании багажа сведений последнего. Однако, в случае изучения ислама, исключение носителей традиции в качестве полноценных акторов процесса формирования корпуса знаний о ней, связанное с колониалистическим характером существовавших научных парадигм, привело к искажению понимания традиции и ситуации недоверия сложившимся исламоведческим и востоковедческим исследовательским подходам как со стороны самих мусульман, так и, впоследствии, со стороны самого востоковедческого сообщества, констатировал докладчик. В качестве примера им был упомянут бразильский антрополог Эдуарду Вивейруш де Кастру, который видит задачу антропологии в непрерывной деколонизации мышления. Также докладчик поднял важные вопросы сопоставления терминов теологии и богословия и применимости используемого понятийного научного аппарата религиоведения, сформировавшегося в контексте влияния христианской теологии, в отношении исламской традиции:

«Можно ли слово «акыда» перевести как доктрина? Есть ли вообще в суннитском исламе доктрина? Или же это вероучение, или вероубеждение?».

С другой стороны, Дамир Мухетдинов сделал акцент на том, что сама исламская теология не может находить средства к развитию и обновлению – непрестанному возрождению незыблемых ценностей веры – в разрыве с достижениями мировой науки, игнорируя серьезные доводы современного востоковедения. В такой ситуации она сводится лишь к самовоспроизводящемуся религиозному дискурсу, отстаивающему догматические формулировки, заключил докладчик, сославшись на мыслителя Насера Абу-Зейда.

Говоря о состоянии современного отечественного исламоведения, профессор Мухетдинов обозначил наследование им традиции российской востоковедческой школы, которая предполагает сотрудничество светской научной культуры и исламского интеллектуального дискурса, что находит отражение в проектах возглавляемого им Центра исламских исследований – «Ал-ислах ва-т-тадждид» («Возрождение и обновление») и «Исламская мысль в России: возрождение и переосмысление».

«Методологические сдвиги в рамках академического изучения ислама, внутренняя критика концептуальных предпосылок собственной дисциплины, разнообразные попытки деидеологизировать теоретическую оптику исламских исследований, привели значительную часть светских ученых к большей открытости традиционному исламскому знанию», - подытожил первый заместитель председателя ДУМ РФ, добавив, что подобную тенденцию можно определить переходом от объективации к диалогу и сотрудничеству, что, по его мнению, требует создания соответствующей интеллектуальной среды, предполагающей встречу представителей светской науки и религиозного знания, где самостоятельно может быть услышан голос мусульман.

К поднятой Дамиром Мухетдиновым теме внимательного и вдумчивого подхода к терминологии и ее использования в контексте исламской и православной богословских систем обратился в своем докладе и кандидат богословия, председатель Экспертного совета при Патриархе по взаимодействию с исламским миром, иеромонах Григорий (Матрусов), подчеркнув, что «от того, как мы обращаемся с терминами зависит и баланс взаимоуважения, и проникновение в суть вопросов». Им также был поставлен на повестку вопрос разграничения сфер веры в определенные религиозные положения и сферы знаний о содержательном наполнении религиозной традиции при ее изучении, предполагающий ограничение исследовательского инструментария сферой знания, так как он принципиально не применим в попытках изучить сферу веры, доступную только человеку, находящемуся внутри традиции. Однако, как продемонстрировал иеромонах Григорий на примере своего комментария к тафсиру Фахруддина Ар-Рази, вдумчивое изучение чужой традиции в процессе вовлеченного диалога с ее носителями позволяет лучше осмыслять особенности собственной религии.

В ходе круглого стала был также обозначен вопрос использования научного наследия российских востоковедов XVIII–XX вв. в современных теологических исследованиях на примере приемлемости использования словарей указанного периода. Кандидат педагогических наук Татьяна Седанкина предложив вниманию слушателей анализ арабско-русских и русско-арабских словарей в их хронологической преемственности, пришла к выводу о допустимости использования в теологических исследованиях словаря Баранова, с одной стороны имеющего дело с современным арабским языком, а с другой – опирающегося на словари коранической лексики Готвальда и Гиргаса.

О проблеме вывода наследия российских исламоведов и теологов в публичное пространство с участниками мероприятия побеседовал руководитель документальных проектов ДУМ РФ, член редакционной коллегии серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации» Ахмад Макаров. По его словам, популяризация указанного наследия необходима, в том числе, для формирования в лице отечественных мыслителей образа «героев», на которых могла бы ровняться современная российская умма, что будет способствовать ее консолидации. К тому же, добавил докладчик, популяризация наследия российских исламоведов и теологов важна не только в информационном поле своей страны, но и за ее пределами, так как его признание на внешнем «информационном рынке» способно оказывать положительное влияние на развитие отечественного наследия внутри страны.

Кандидат философских наук Мона Халиль выступила перед участниками круглого стола с докладом, посвященным религиозной грамотности как составляющей кросс-культурной компетенции, то есть совокупности теоретических знаний и практических навыков, дающей возможность общаться с представителями разных мировых культур и религиозных традиций. Указывая на взаимовлияние национальных культур и религиозных традиций, она отметила важность понимания последних в свете межкультурных коммуникаций:

«Религиозная грамотность и осознание не гомогенности религиозной традиции и ее интерпретаций являются неотъемлемыми составляющими кросс-культурной компетенции, которая необходима всем российским специалистам, занимающимся международной деятельностью, вовлеченных во взаимодействие с представителями других культур».

С комментариями по обозначенным темам в ходе работы круглого стола выступили также кандидат философских наук из Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан Айдар Хайрутдинов и проректор по науке и инновациям Дагестанского гуманитарного института, доктор исторических наук, профессор Хайбула Магомедсалихов.

В завершении мероприятия Анна Беликова на правах модератора выразила коллегиальное мнение его участников о необходимости проведения регулярных встреч, носящих характер диалога между областями знания теологии и исламоведения, на специально организованной для них площадке.

Пресс-служба ДУМ РФ

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.