закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


22 сентября 2022 13:21   Москва 

В Москве начались XV Чтения имени Галимджана Баруди и I Международный симпозиум по изданию фетв

22 сентября в конференц-зале Московской Соборной мечети состоялись совместная церемония открытия и совместное пленарное заседание двух научных мероприятий: XV Международной теологической научно-образовательной конференции «Чтения имени Галимджана Баруди» и I Международного симпозиума по изданию фетв. В работе принимают участие ведущие российские ученые и теологи, а также представители государственных, академических и дипломатических структур других стран – Турции, ОАЭ, Сирии, Ирака, Египта и Иордании.

Тема Чтений – «Российское богословие и вызовы времени: от ревизии идей к динамичному развитию в интересах общества». Организаторами выступают Духовное управление мусульман РФ, Московский исламский институт при участии Центра исламских исследований Санкт-Петербургского государственного университета и поддержке Фонда поддержки исламской культуры науки и образования, Благотворительного Фонда «САФМАР», Фонда Сулеймана Керимова, Правительства Москвы и Издательского дома «Медина».

Мероприятие открылось чтением аятов Благородного Корана, которые рецитировал имам Мемориальной мечети Москвы Асхат Гиматдинов.

В приветственной речи председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации муфтий шейх Равиль Гайнутдин напомнил, что фокус внимания Чтений с момента их учреждения находился в сфере обмена передовым опытом в развитии теологического знания и образования. «Тогда же был определен международный характер Чтений Баруди: мы основали их в сотрудничестве с Управлением по делам религии Турецкой Республики», — сообщил муфтий.

«Наша страна на сегодняшний день также проделала серьезную работу по внедрению теологического образования в государственные высшие учебные заведения. Утверждены стандарты подготовки кадров высшей квалификации по направлению “Теология”. В 2015 принят паспорт теологии как научной специальности, а в 2019 году для теологии разработан новый паспорт научной специальности, но на этот раз с разветвлением на конфессиональные направления: православное, исламское и иудейское, — также добавил лидер российских мусульман. — Знаковое для российского научного сообщества и мусульманской уммы событие произошло в 2020 году, когда мой первый заместитель Дамир Мухетдинов защитил первую и пока что единственную в нашей стране докторскую работу по исламской теологии".

"Импульсом для интенсивного развития исламской теологии стала обозначенная в 2013 году президентом Владимиром Путиным стратегическая задача по воссозданию российской исламской богословской школы, добавил муфтий. Открытие реконструированного комплекса Московского исламского института должно стать новым этапом развития системы теологического образования. «Очень важно, что реконструкция состоялась благодаря помощи Правительства Москвы во главе с мэром Сергеем Собяниным и нашим меценатам. Университет полностью оснащен и будет готовить бакалавров, магистров и аспирантов, — поблагодарил Равиль Гайнутдин. — Мы видим своей целью формирование трехступенчатой системы исламского образования от бакалавриата до аспирантуры и докторантуры с последующей защитой диссертаций».

В завершение выступления председатель ДУМ РФ обратил внимание на то, что за важнейшей датой для российской уммы – 1100-летием официального принятия ислама Волжской Булгарией – последует еще один юбилей – 200 лет со дня рождения Хусаина Фаизханова, востоковеда, теолога, предвосхитившего и задавшего концептуальный и вектор движения ислаха и тадждида (возрождения и обновления). Равиль Гайнутдин призвал оргкомитет конференции внести в резолюцию мероприятия пункт, о необходимости широко отметить эту дату.

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, доктор теологии Дамир Мухетдинов сообщил, что чтения и симпозиум проводятся в одно время не случайно. «Весьма символично, что эти мероприятия объединены фигурой муфтия Алимджана хазрата Баруди — личности, вобравшей в себя таланты теолога, педагога, издателя, общественно-политического деятеля и духовного лидера», – подчеркнул он.

Кроме того, Дамир Мухетдинов напомнил, что 2022 год войдет в историю страны под знаком масштабных мероприятий и торжеств по празднованию 1100-летия принятия ислама народами Волжской Булгарии, утвержденных указом Президента РФ Владимиром Владимировичем Путиным. Также он напомнил о том, что конференция проходит в преддверии наступления месяца Рождества пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) рабиу-л-аввал, который начнется 27 сентября, а 1400 лет тому назад состоялось величайшее событие в истории ислама, оказавшее колоссальное влияние на судьбы человечества – Хиджра, переселение Посланника Аллаха Мухаммада (мир ему) из Мекки в Медину (622–2022). «Применительно к Алимджан-хазрату в этом году мы еще отмечаем 165-летие со дня его рождения и 105-летие исторического события — избрания впервые российскими мусульманами своего муфтия, которым и стал Алимджан-хазрат. Как известно, до этого с создания Оренбургского магометанского духовного собрания муфтии не выбирались, а назначались с соизволения Императора России», — добавил профессор Мухетдинов.

«Все эти юбилейные даты мы отмечаем именно в этом году, видимо, тоже не случайно. И в этом заложена Божья мудрость, хикма. Это возможность осмыслить все предшествующие периоды в истории ислама, подвести важные итоги с тем, чтобы сегодня вступить в новый этап, когда мусульманская умма, уже выросшая и окрепшая, готова дать достойный ответ вызовам современности, как в научном, так и социальном, гуманитарном, и обще-политическом измерении в общечеловеческой борьбе с тагутом, злом, и пороками за возрождение мира и справедливости во всем мире», — заключил Дамир Мухетдинов.

Директор Национального аккредитационного агентства в сфере образования (Росаккредагентство) Лемка Измайлова поблагодарила организаторов за приглашение к участию в пленарном заседании и сотрудничество и отметила, что разделяет гордость за то, что теология стала отдельной научной областью с собственными образовательными стандартами. Тем не менее, сегодня в России работают всего три образовательные учреждения, имеющие лицензию и государственную аккредитацию, и в этом заключается обратная сторона достижения теологией академической самостоятельности. Лемка Измайлова сообщила, что Росаккредагентство всегда открыто для содействия в этом вопросе и готово оказывать необходимую помощь образовательным учреждениям, а также развивать экспертное направление работы.

Заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Дамир Хайретдинов в своей речи отметил, что мусульманские деятели распространяют подлинное исламское знание, чтобы противостоять невежеству и провокациям. «Тема конференции в некоторой степени интригует, поскольку мероприятие призвано раскрыть роль богословов в динамичном развитии общества. Хотел бы выразить уверенность в том, что совместными усилиями имамов, теологов и представителей академической науки – историков, востоковедов, философов – высокому собранию удастся затронуть нужную и актуальную проблематику и дать варианты ответов на сложные вопросы современности», – сказал он, подчеркнув, что наследие таких богословов, как Алимджан Баруди, нужно использовать для противодействия попыткам коллективного Запада навязать ложные ценности и оскорбить чувства верующий.

Председатель Высшего Совета по делам религии Турецкой Республики, профессор Абдурахман Хачкалы передал слова приветствия от лица руководителя Совета. Он рассказал, что организация всегда уделял огромное внимание фетвотворчеству. «Это не только отвечает запросам мусульманской общины, но и позволяет сформировать правильное понимание ислама, поскольку это закрывает двери экстремистским идеологиям», – подчеркнул он. Кроме того, Абдурахман Хачкалы рассказал, что Совет уделяет большое внимание развитию отношений с Духовным управлениям мусульман РФ, структуры активно взаимодействуют и участвуют в перекрестных мероприятиях.

О важности фетв в борьбе с идеологией ненависти и экстремизмом также упомянул и министр вакфов Арабской Сирийской Республики Абдель-Саттар Ас-Сейид. «Для борьбы с экстремизмом мы должны демонстрировать истинную суть ислама. Ведь ислам – это послание для праведных людей, милость для миров, – убежден Абдель-Саттар Ас-Сейид. – В первую очередь, мы уделяем внимание образованию, включив в него правильное толкование аятов Корана». Вопросы неприятия исламом насилия, прав женщины и многие другие входят в исламскую образовательную программу в Сирии.

генеральный директор Генерального управления по делам ислама и вакфов ОАЭ Мухаммад Бахит ан-Нияди рассказал о социальной и гражданской роли религии в мусульманских обществах. «Ислам призван укреплять общественные связи между людьми и высшие ценности, которыми должны руководствоваться все люди в обществе. Ислам также призван воспитывать правильные нормы поведения, он должен давать людям понять меру их ответственности за поступки. Ислам регулирует отношения между людьми и стремиться к тому, чтобы люди стали гражданами своего общества и строили свою жизнь для всеобщего процветания», – отметил Мухаммад Бахит ан-Нияди. Сотрудники генерального управления по делам ислама и вакфов ОАЭ так же, как и его коллеги из других стран, принявшие участие в пленарном заседании, основывают свою работу на ценностном фундаменте ислама и в этом ключе укрепляют международные связи, добавил он.

Тему исламского просвещения в своем выступлении затронул и заместитель председателя Богословской Академии Ирака Абдуль Ваххаб Ахмед Хассан. Он поделился мнением о том, что в основе исламского учения лежит потребность людей в знаниях, поэтому выстраивание образовательного процесса – постоянная работа. Эта общая задача очень остро строит в настоящее время перед всеми духовными структурами. Выступающий отметил, что организация системы исламского просвещения – задача сложная и нетривиальная, требующая активизации разных структур и сил, не только академических, но и духовных и политических.

О значении таких понятий, как «наследие» и «обновление», рассуждал заместитель верховного муфтия Арабской Республики Египет Мустафа Абдулькарим Мухаммад Мурад. «Наследие – это результате исламского мышления прошлых веков. Мы его уважаем и почитаем, опираемся на него, но оно не священно для нас, поскольку мы не останавливаемся в прошлом. Обновление – это не значит отмена или разрушение, это означает “направление по правильному пути”», – отметил доктор Мустафа Абдулькарим Мухаммад Мурад, подчеркнув, что эти понятия дополняют друг друга. По его мнению, Священный текст призван дать ответы на неисчерпаемые вопросы и проблемы общества, и поэтому необходимо развивать методологию анализа текста, опираясь на историческое наследие, убежден выступающий.

Завершающее выступление представил председатель Совета улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации Шамиль Аляутдинов. Он рассказал, что мусульманам России крайне важно перенимать богатый, более чем вековой международный опыт в издании фетв. В то же время идея создания совета улемов как органа, принимающего фетвы по актуальным проблемам уммы, появилась в России почти сто лет назад: в 1923 году на втором Всероссийском съезде мусульманского духовенства ЦДУМ был избран Совет улемов, состоящий из татарских ученых и богословов (в их числе были Ризаэтдин Фахретдин, Муса Бигиев и другие). «Они прекрасно понимали, что новое время (тогда – коммунистическое) ставит качественно другие задачи перед российской уммой, которые должны быть богословски решены», – заметил Шамиль Аляутдинов, добавив, что одним из путей решения рассматривалось реформирование системы исламского образования. В конце 20-х годов после массовых репрессий, которые коснулись и членов Совета, его  деятельность была прекращена. «В России институты фетв находятся на этапе своего становления. Концепт Совета улемов, как института фетв, прорабатывался с начала 2000-х», – сообщил выступающий.  Идея была поддержана муфтием Равилем Гайнутдином, а структура под его руководством начала свою работу в 2007 году. Шамиль Аляутдинов рассказал, что с тех пор работа Совета не прекращалась, а на постоянных заседаниях принимаются фетвы, приближенные к потребностям людей и реалиям времени. Члены Совета, действующие имамы, ежедневно работают с прихожанами на протяжении многих лет. Сегодня заключены соглашения о сотрудничестве с Египтом и Иорданией. Сегодня важно и далее укреплять международное сотрудничество с ведущими мировыми институтами фетв, принимать новые фетвы по наиболее актуальным и злободневным вопросам и повышать квалификацию членов Совета, заключил его председатель.

В рамках открытия Чтений имени Баруди также прошла церемония подписания меморандума о сотрудничестве между Духовным управлением мусульман Российской Федерации и Министерством по делам религии и вакуфов Сирийской Арабской Республики.

Пленарное заседание продолжилось Международным симпозиумом по изданию фетв в России «Институты фетв и их роль в решении социальных проблем» и секцией, посвященной вопросам исламской теологии и образования.

Фото Алексея Белкина

Пресс-служба ДУМ РФ

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.