Ислам как элемент культурного наследия и субъект истории
Уходящий 2022 год был Годом культурного наследия народов России – нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Одним из важнейших событий этого года стал 1100-летий юбилей принятия ислама народами Волжской Булгарии. Это государство существовало с Х по XIII век на обширных землях Волжско-Камского бассейна, занимая территории современной Республики Татарстан, Чувашской Республики, Самарской, Ульяновской областей вплоть до Пермского края у подножья Уральских гор.
Официальной религией Волжской Булгарии ислам был признан в те дни, когда по приглашению ее правителя мусульманина Алмуша город Булгар посетило посольство аббасидского халифа Аль-Муктадира, что, по свидетельству секретаря посольства Ахмада ибн Фадлана, произошло в мае 922 года[1].
Необходимость отметить 1100-летие этого судьбоносного события впервые была озвучена председателем Духовного управления мусульман Российской Федерации муфтием шейхом Равилем Гайнутдином на выступлении в Казанском Кремле в 2016 году. «Особая значимость юбилея состоит в том, что ислам закрепился в Поволжье по свободному выбору народа и оттуда распространялся сугубо мирным путем, что и определяет характер традиций ислама на нашей российской земле», – подчеркивал он. Идея празднования юбилея была с воодушевлением встречена главой Республики Татарстан Рустамом Миннихановым, а впоследствии нашла широкий отклик в мусульманских общинах. В 2020 году с проектом юбилея был ознакомлен президент РФ Владимир Путин, который поддержал намерение муфтия Равиля Гайнутдина «отдать дань уважения традициям мусульманско-христианского, славянско-тюркского союзничества на современной российской земле» и специальным указом придал празднованию 1100-летия принятия ислама народами Волжской Булгарии федеральный статус.
В череде мероприятий юбилейного 2022 года было много масштабных дел, в том числе начало воссоздания первоначального облика Исторической мечети Москвы, завершение реконструкции здания Московского исламского института, закладка камня будущей Соборной мечети Казани и воссоздаваемой Ярмарочной мечети Нижнего Новгорода, открытие памятника правительнице Казанского ханства Сююмбике в г.Касимове,[2] целый ряд встреч и конференций на земле Древнего Булгара и в других городах России.
К юбилею издательским домом «Медина» в тесном сотрудничестве с ведущими востоковедами Российской академии наук были изданы труды мусульманских ученых разных стран и веков в серии «Возрождение и обновление», а также «Исламская мысль в России. Возрождение и переосмысление», подготовлен к печати сводный том энциклопедического словаря «Ислам в Российской Федерации». Благодаря репринтному переизданию, широкому читателю стали доступны такие библиографические редкости как первый русскоязычный перевод Корана, сделанный в 1716 году по приказу Петра I, и изданная по его же повелению в 1722 году «Книга систима или Состояние мухаммеданския религии» Дмитрия Кантемира – первый системный труд по исламоведению в России.
Недавно вышло в свет и репринтное издание полного арабского текста Корана, впервые отпечатанного в казенной типографии в 1787 году по приказу императрицы Екатерины II, годом позже учредившей в России первое духовное управление мусульман («Оренбургское магометанское духовное собрание»).
Итог юбилейному году подвел XVIII Международный мусульманский форум под девизом «СПРАВЕДЛИВОСТЬ И УМЕРЕННОСТЬ: БОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ МИРОПОРЯДКА». Форум открылся 8 декабря 2022 года в Москве. Бальный зал гостиницы «Карлтон» на Тверской улице был переполнен участниками и журналистами. На эту встречу, посвященную также 1400-летию хиджры пророка Мухаммеда, собрались руководители исламских общин и мусульманских образовательных центров из многих городов РФ, известные российские востоковеды, дипломаты разных стран. С докладами приехали ученые и религиозные деятели из Азербайджана, Египта, Индии, Индонезии, Иордании, Ирака, Ирана, Италии, Казахстана, Катара, Кувейта, Мальты, Монголии, Нигерии, ОАЭ, Пакистана, Палестины, Таджикистана, Туниса, Турции, Узбекистана.
Организаторами этого масштабного мероприятия выступили ДУМ РФ, Московский исламский институт, МОО «Международный мусульманский форум» при участии Управления по делам религии Турции и Международного университета Аль-Мустафа (Иран). Форум проходил при поддержке Правительства РФ, Правительства Москвы, Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и Благотворительного фонда «Сафмар». Модератором пленарного заседания был первый заместитель Председателя ДУМ РФ, председатель Оргкомитета XVIII Международного мусульманского форума, ректор Московского исламского института, доктор теологии профессор Дамир Мухетдинов.
С приветственным словом к участникам форума онлайн обратился председатель Оргкомитета по подготовке и празднованию 1100-летия принятия ислама народами Волжской Булгарии, вице-премьер Правительства РФ Марат Хуснуллин, который, в частности, сказал:
– Ваш форум превратился в международную площадку для обсуждения вопросов сохранения духовных и нравственных ценностей, гармонизации межрелигиозных и межнациональных отношений, развития миротворческого потенциала мусульманских организаций. Российская Федерация – многонациональное государство, в котором веками формировалось уважение друг к другу представителей самых разных национальностей и конфессий. Правительство Российской Федерации с неизменным вниманием относится к нуждам российских мусульман. Представители мусульман входят во все консультационные структуры при органах государственной власти по вопросам взаимодействия с религиозными организациями.
Торжественное заседание открыл Генеральный секретарь Международного мусульманского форума, председатель ДУМ РФ муфтий шейх Равиль Гайнутдин. После традиционного мусульманского приветствия и поздравления участников форума с юбилейными датами он сказал:
– Мы хотим обсудить вопрос о том, какой миропорядок наилучшим образом может поддерживать мирное сосуществование. Речь о миропорядке, в основе которого лежат принципы умеренности и справедливости. Справедливость – это, в первую очередь, одно из имен Всевышнего Аллаха! Традиция ислама трактует справедливость через обращение к отдельному человеку и его пониманию благой жизни. Исламские мыслители, начиная с самого раннего периода, подчеркивали, что способность ощущать несправедливость и устранять ее – наша важнейшая отличительная черта. Ради утверждения того, что люди считают справедливым, они готовы жертвовать своими частными интересами и претерпевать лишения. Исламская традиция в вопросе справедливости сосредотачивается на проблеме поведения людей и личной ответственности. Коран призывает верующих людей твердо отстаивать справедливость перед Аллахом. <…> Нам нужен миропорядок, образованный разными цивилизациями, каждая из которых имеет развитую культуру воспитания в человеке чувства ответственности и справедливости. Для утверждения современного глобального мира это намного важнее, чем любые социально-политические институты. На основе согласия с такой трактовкой глобальной справедливости происходит сближение России и мусульманских стран.
Первым иностранным гостем, которому предоставили слово, был профессор Али Эрбаш, председатель Управления по делам религии Турецкой Республики, активный участник и соорганизатор всех значимых международных мероприятий ДУМ РФ. Он передал участникам форума и лично «своему дорогому другу Равилю Хазрату приветствие и почтение» от президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и всего турецкого народа.
– Пользуясь случаем, хочу сердечно поздравить всех мусульман России со знаменательной датой «1100-летие официального принятия ислама народами Волжской Булгарии». Я думаю, что тот факт, что это важное событие отмечается на государственном уровне в течение всего года, является отражением того значения, которое придается исламу в Российской Федерации. Две особенности этого исторического события очень важны. Во-первых, народы Волжской Булгарии приняли ислам добровольно. Во-вторых, это принятие произошло на уровне государства, и в этом контексте это первое тюркское государство, принявшее ислам. Таким образом, Волжско-Булгарское государство стало представителем религии ислам в Восточной Европе, – сказал профессор Эрбаш. Он отметил, что и сегодня Россия, где проживает 25 миллионов мусульман, представляет огромную ценность для исламского мира. Турецкий ученый подчеркнул весомый вклад, который внесли улемы из России в развитие исламской мысли, особенно в XIX веке, призвав и дальше совместно развивать исследования, чтобы обрести «четкое видение будущего в контексте веры, истории, цивилизаций и на основе закона и добра для всех». Причиной глобальных кризисов современности доктор Эрбаш считает искажение смыслов морали и закона, вытеснение из жизни фундаментальных нравственных принципов. «По этой причине самое важное, что нужно сделать для лучшего будущего всего человечества, это построение права и морали в индивидуальном, социальном и глобальном масштабе. Этого можно достичь при сотрудничестве и вкладе всех обществ, без монополии какой-то одной группы. Потому что справедливость – это не средство легитимации сильных мира сего, а гарантия соблюдения прав каждого».
Приветствие президента Исламской Республики Иран Эбрахима Раиси участникам форума зачитал его советник Мохаммад Хаджи Абулькасим Долаби, приехавший в Москву. В послании подчеркивается, что принципиальная политика Ирана во взаимодействии с Россией всегда основывалась на укреплении отношений с ней. «Ислам в России – вторая по крупности религия, которая имеет более, чем тысячелетнюю историю на ее территории. Сегодняшняя Россия является успешной моделью диалога авраамических религий и исламских мазхабов. Эта непревзойденная возможность объективно воплотилась в жизнь в виде широких связей православной церкви и суннитских муфтиев с религиозными и научными центрами Ирана, – сказал он. – Благодать подобных связей между религиями приводит к общему пониманию Ирана и России относительно международной повестки дня, в частности по вопросу терроризма, что проявилось в единстве действий наших стран в борьбе с ИГИЛ и религиозным экстремизмом. Это дает надежду на появление новых сфер сотрудничества, еще большей синергии, а учитывая присутствие России в Организации исламского сотрудничества в качестве наблюдателя, поможет сдерживать бесчинства западной цивилизации".
Приветствие президента Республики Азербайджан Ильхама Алиева и благословение азербайджанского народа участникам форума передал председатель Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде.
– В XXI веке, в эпоху, когда не стихают вызовы и кризисы, особое значение приобретают такие гуманистические ценности, как культура мирного сосуществования и взаимопонимания, служащие обеспечению мира и справедливости. Призывы к ненависти, подстрекающие к агрессии, насилию и дискриминации среди людей и ставшие политической и социальной угрозой, подрывающей стабильность в различных странах, антигуманное, расистское, агрессивное отношение к вынужденным переселенцам – таковы реалии времени. Необходимо предотвращать опасности, возникающие в результате злоупотребления религией в политических целях, оскорбления религиозных чувств, символов и святынь. Человеческую семью можно спасти от этих угроз, только объединив свои усилия, благодаря сотрудничеству между различными религиями, культурами и конфессиями.
Шейх-уль-ислам Пашазаде, конечно же, не мог не коснуться животрепещущего вопроса о мире в Карабахе, который летом 2020 года, после 30-летнего перерыва, вновь перешел под контроль Республики Азербайджан. Он отметил, что благодаря трехстороннему диалогу между религиозными лидерами Азербайджана и Армении, при посредничестве Патриарха Московского и всея Руси Святейшего Кирилла, удалось предотвратить перенесение конфликта на религиозный уровень. «От имени народа Азербайджана я выражаю глубокую признательность моему мудрому брату Патриарху Кириллу за эти усилия, направленные на достижение мира. Хочу выразить огромную благодарность всем своим коллегам, поддерживающим правое дело Азербайджана, и особенно моему брату, главе мусульман России Равилю Гайнутдину», – сказал он.
Главный судья Палестины доктор Махмуд Аль-Хаббаш передал участникам и всем россиянам приветствие от президента Палестины Махмуда Аббаса и палестинского народа.
Обращаясь к теме справедливости как незыблемого принципа ислама, доктор Аль-Хаббаш отметил, что палестинский народ страдает от отсутствия мира и справедливости, противостоя режиму, который верит только в силу и агрессию. «Справедливость – это твердый исламский принцип, который непоколебим и должен быть обеспечен всем. Справедливость не может носить избирательный характер. Есть повеление Всевышнего Аллаха, высказанное в Коране, что справедливость должна быть направлена всем и касается всех. Ислам – это религия, ниспосланная всем. И все должны действовать по принципу справедливости», – сказал главный судья Палестины, приведя слова из Корана: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости» (5:8). «К сожалению, в современном миропорядке, достаточно часто отношения между обществами строятся на основе империалистической силы, отсутствует справедливость, к которой призывает ислам и это угрожает стабильности мира и самому существованию человеческого общества. И палестинский народ в наибольшей степени подвергается угнетению, – сказал доктор Аль-Хаббаш. По его словам, политика Израиля, «стоящего над законом» при попустительстве США, вопреки всем резолюциям ООН, постоянно ущемляет права палестинцев, в том числе и религиозные: «Большинство палестинских мусульман не могут совершить намаз в мечети «Аль-Акса». И большинство палестинских христиан не могут попасть на службу в церковь Рождества Христова в Вифлееме».
Генеральный секретарь Всемирной ассамблеи по сближению исламских мазхабов аятолла Хамид Шахрияри, приехавший из Исламской Республики Иран, выступал не на родном персидском, а на арабском языке – языке Корана. Назвав удачным девиз форума, доктор Шахрияри отметил, что «эти два понятия – справедливость и умеренность – сегодня несут в себе надежду для истерзанного человечества, изнывающего под игом несправедливости и экстремизма». По его убеждению, «справедливость – это то, что рождает в обществе ощущение гордости и достоинства. Без нее верх берет чувство униженности. Именно чувство гордости и достоинства придает жизненные силы человеку и обществу. Если его нет, то нет и человеческой жизни, исчезает все, что стимулирует развитие, творчество и культурный прогресс». <…> «Умеренность же достигается в жизненной среде, где верховенствуют гордость и достоинство. Без них человек и общество утрачивают способность следовать срединным путем, становясь жертвами излишества и расточительства. Важнейшим фактором достижения умеренности в человеческих обществах является стремление к взаимному познанию в отношениях между народами», – считает он. Но добавляет, что отношения человеческого братства невозможно построить, если люди «скованы путами национализма, сектантства и регионализма». «Справедливости же можно достичь, лишь выступив против гнета и угнетателей, против посягательств на права других людей», – убежден доктор Шахрияри. В качестве примера такого гнета он назвал оккупацию палестинских земель и изгнание палестинцев из их домов, попрание мусульманских святынь, и в первую очередь, в священном городе Иерусалиме. «Еще одно проявление этого – блокирование целых стран и лишение их доступа даже к лекарствам и продовольствию. Такая картина встает перед нашими глазами в секторе Газа, в Ливане, в Йемене и в других районах мира», – сказал генеральный секретарь Всемирной ассамблеи по сближению исламских мазхабов.
В работе форума принял участие председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин. Он отметил, что Россию и исламский мир объединяют общие подходы к созданию справедливого многополярного мироустройства, они совместно продвигают истинные интересы многостороннего сотрудничества и взаимодействия, не приемлют попыток построения однополярного мира, основанного на псевдолиберальных западных ценностях. «В сложных условиях международной напряженности обсуждение участниками Форума проблем справедливости и умеренности, социальной гармонии и достижения согласия имеет особое значение. Только на этих основах может существовать прочный мир, в котором уважаются интересы всех стран, религий и народов», – подчеркнул сенатор.
С приветствиями на пленарном заседании также выступили председатель Иракского совета ученых доктор Ахмед Хасан Таха Ас-Самраи, председатель Правления Международного исламского благотворительного фонда доктор Абдуллах Аль-Матук (Кувейт), председатель Совета улемов Пакистана Махмуд Хафиз Мухаммад Тахир Ашрафи и начальник Управления по делам ислама Халид Шахин Аль-Ганим (Катар).
Во второй половине дня в рамках XVIII Международного мусульманского форума прошли два дискуссионных клуба. Иностранные участники форума с большим энтузиазмом делились своим мнением, собравшись на Круглый стол «Оправдание цивилизационного плюрализма в контексте авраамического истолкования».
В другом зале проходила V Международная научно-практическая конференция «Гаспринские чтения» на тему «Религиозный диалог как необходимый фактор развития межрелигиозного и межкультурного согласия». В конференции приняли участие не только ведущие российские востоковеды, но и теологи, представляющие мусульманскую, христианскую и иудейскую общины России.
Академик РАН Виталий Наумкин, научный руководитель Института востоковедения РАН, в своем выступлении на «Гаспринских чтениях» затронул тему диалога. «Существуют определенные уровни диалога: внутренние и внешние. Внутренний диалог – это то, что внутри каждой конфессии. Так, внутри ислама существует некий плюрализм, множество различных школ, мазхабов, и в этом смысле я считаю, что ислам очень демократическая религия, допускающая различные интерпретации священных текстов. Мне кажется это и есть воплощение демократического плюрализма. Ведь возможность разночтений в одной религии обеспечивает нормальное и плавное развитие», - отметил ученый.
В интервью нашему журналу советник Председателя ДУМ РФ и ведущий научный сотрудник ИВ РАН Фарид Асадуллин, автор переведенного на арабский язык масштабного исторического исследования «Москва мусульманская», так оценил уровень межконфессионального взаимодействия в Российской Федерации:
– Сегодняшнее мероприятие, как и все предыдущие, наглядно показывает, что ислам, действительно, является ярким элементом «культурного наследия народов России», которому, по указу нашего Президента, был посвящен 2022 год. Этот яркий элемент, действительно, демонстрирует, с одной стороны, многонациональность, многоконфессиональность Российской Федерации, но с другой стороны, безусловно, ислам сегодня получил все возможности для свободного и естественного развития в нашей стране. В настоящее время в России огромное количество мечетей, учебных заведений, издается самая разнообразная научно-публицистическая литература, газеты, журналы, да и сам дух сегодняшнего мероприятия говорит о том, что мусульманские деятели являются субъектами истории России. Они вносили и вносят свой вклад в государственное строительство нашей многонациональной страны.
В рамках XVIII Международного мусульманского форума 9 декабря в Государственном центральном музее современной истории России состоялось торжественное открытие выставки «Сады ислама. Свет веры сквозь века». О ней мы подробно расскажем в нашем следующем материале.
Автор: Аида Соболева
Фотo автора
Источник: https://interaffairs.ru
_______________________________
[1] Художник И.К. Акжигитов. «Встреча посольства Ибн Фадлана». Холст, масло. 2016 г.
[2] Открытие памятника Сююмбике в г. Касимове 10 июня 2022 г. Фотo: https://ryazpressa.ru/