«Сады ислама» в Музее современной истории России
В Москве много знаменитых музеев и галерей, но если вы настроены на незабываемую встречу с Историей, то обязательно загляните в красивое старинное здание на Тверской улице, 21. Вы не сможете не заметить его чугунные ворота с колоннами, охраняемые стильными каменными львами: с 1831 по 1917 год здесь располагался Английский клуб, о котором писали Пушкин и Толстой. С 1922 по 1998 здесь находился Музей революции, и вот уже почти четверть века здесь работает Государственный центральный музей современной истории России. Это главное из семи зданий ГЦМСИР, в анналах которого почти полтора миллиона экспонатов, рассказывающих о недавней истории и нынешней политике России. В Музее постоянно проходят выставки, каждая из которых интересна широкому кругу специалистов и любителей отечественной истории.
9 декабря, в дни работы XVIII Международного мусульманского форума, здесь открылась выставка «Сады ислама. Свет веры сквозь века». Она была приурочена к 1100-летию официального принятия ислама народами Волжской Булгарии и Году культурного наследия народов России. Организаторы выставки – Духовное управление мусульман РФ, Московский исламский институт и издательство «Медина».
Выставку открыл председатель ДУМ РФ муфтий шейх Равиль Гайнутдин, пригласивший иностранных гостей форума и всех посетителей выставки увидеть «цветы российского ислама» в книгах и картинах. Он призвал всех «открыть для себя, что мусульмане России имеют тысячелетнюю историю, и у них богатейшая культура, потому что они впитали в себя и мусульманскую культуру, и европейскую культуру».
В интервью нашему журналу заместитель гендиректора ГЦМСИР Тамара Казакова сказала:
– Для нас эта выставка весьма символична, поскольку она располагается в Музее современной истории России, который долгое время был Музеем революции. У нас хранится огромное количество материалов, связанных с гонениями на религии, когда мы боролись за антирелигиозное сознание. И вот эта выставка – как раз отражение того, как изменилась ситуация. Действительно, стали возрождаться храмы, возрождаться духовность, заново строиться православные храмы, мечети. Когда нам предложили сделать эту выставку, мы согласились, потому что у нас уже была подобная большая выставка, посвященная православию в 2003 году, которую открывал Патриарх Алексий II. Раз мы Музей современной истории России, мы показываем современное общество, и здесь можно увидеть его через призму ислама – религии, которую исповедуют многие народы нашей страны. Для нас, музейщиков, эта выставка интересна еще и тем, что здесь представлены раритеты. Мы не можем увидеть эти предметы просто так. Они хранятся в архивах, в библиотеках. Они уникальны. А тут появляется возможность москвичам и гостям столицы прикоснуться к этим первоисточникам. Поэтому мы очень довольны, что эта выставка у нас. Она имеет большую просветительскую программу: экскурсии, лекции, встречи. Это наша общероссийская культура, многонациональная, многоконфессиональная. Выставка будет длиться до 15 января и захватит зимние каникулы – мы специально ее продлили, чтобы люди в свободное время могли придти и посмотреть эту выставку.
Главным раритетом выставки является первый в России печатный Коран на арабском языке, изданный в Сенатской типографии Санкт-Петербурга в 1787 году по указу императрицы Екатерины II. В мире сохранилось всего четыре экземпляра этого издания. На средства ДУМ РФ в 2022 году был отреставрирован переплет драгоценной книги и изготовлен специальный футляр для ее хранения.
Как сообщил на открытии Генеральный директор РНБ Владимир Гронский, Российская национальная библиотека предоставила для этой выставки 65 экспонатов. Помимо «Екатерининского Корана», это два хорошо сохранившихся Корана, изданных в Казани (1820 и 1870 гг.), а также дореволюционные издания книг, принадлежащих перу выдающихся татарских просветителей и ярких представителей отечественной богословской школы – Шигабутдина Марджани, Хусаина Амирхана, Ризаэтдина Фахретдина, Каюма Насыри. «Эти книги, имеют особую энергетику, они передают стремление тех, кто их писал, сделать людей грамотнее, лучше, заложить основы ислама через печатное слово», – отметил он.
Часть экспонатов, предоставленных РНБ, посвящена выдающемуся востоковеду автору первого комментированного издания Корана на русском языке Игнатию Юлиановичу Крачковскому: книги из библиотеки ученого, редкие фотографии, некоторые личные вещи академика, в том числе знаменитые очки и костяной нож, которым он вскрывал корреспонденцию.
На выставке можно увидеть удивительный экспонат «Священная Мекка в серебре» – это 40 марок из серебра 999 пробы, изготовленных на Монетном Дворе Минфина РФ. Оригиналом для них послужили почтовые марки с главной святыней мусульман, выпущенные 24 исламскими странами, в числе которых Алжир, Афганистан, Бангладеш, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Камерун, Катар, Коморские острова, Кувейт, Ливия, Мавритания, Малайзия, Мали, Марокко, Нигер, Объединенные Арабские Эмираты, Оман , Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Сомали, Тунис. Экспонат предоставлен компанией WT, специализирующейся на эксклюзивных проектах на стыке искусства и религии, и когда-то изготовившей из золота копию древнейшего в мире «Корана Усмана», хранящегося в ИВР РАН в Санкт-Петербурге.
И все же основную часть выставки составляют произведения изобразительного искусства. Связь российских мусульман с мировой уммой подчеркивают городские пейзажи Рустема Хузина с изображением главных мечетей мира и мусульманских храмов России.
Полотна И. Акжигитова иллюстрируют важные вехи в истории ислама на территории нынешней Российской Федерации: встречу посольства ибн Фадлана правителем Волжской Булгарии Алмушем в 922 году, приезд Петра I в Булгар в 1722 году, участие татаро-башкирских полков в Отечественной войне 1812 года и даже принятие ислама ханами Золотой Орды в начале XIV века.
Впервые на суд общественности представлена портретная серия «Лидеры нации» работы Лейлы Хасьяновой и Рустема Хузина. В ней запечатлены образы 12 выдающихся личностей, оказавших, как сказано в пресс релизе, «значительное влияние на развитие российского мусульманства». Среди них: Алмуш-хан, Узбек-хан, Улуг-Мухаммед, Сююмбике, Батырша, Хусаин Фаизханов, Муса Бигиев, Риза Фахретдин, Исмаил Гаспринский, Ахмет бай Хусаинов, Шигабутдин Марджани, Габдулла Тукай.
Многие иностранные гости подолгу стояли у портретов муфтия Равиля Гайнутдина и отмечали большое сходство с оригиналом. Глава ДУМ РФ был изображен и в серии портретов Рустема Хузина «Муфтии государства Российского: от империи к федерации», и в серии Ильдара Акжигитова «Имамы Московской Соборной мечети», имамом-хатыбом которой он стал еще в 28-летнем возрасте. Все портреты написаны по заказу Издательского дома «Медина» и в такой реалистичной манере, что когда идешь через галерею, кажется, что они за тобой наблюдают. Предвидя вопросы иностранных единоверцев и журналистов о дозволенности изображения человека в исламе, автор идеи выставки доктор теологии и зампредседателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов сказал на открытии:
– В подготовке выставки приняли участие талантливые российские художники, без которых она бы не состоялась. Сама суть изображения живого существа обсуждается: позволительно ли это в исламе или нет? Не порицаемо ли это действие? И то, что Духовное управление мусульман Российской Федерации с благословения муфтия Равиля Гайнутдина сделало этот эпохальный исторический шаг – организовало подобную выставку – проливает свет вообще на суть осмысления ислама как такового, его место в современном обществе, не только России, но и в мировом обществе! Наши уважаемые зарубежные братья в арабских и других мусульманских странах еще не дошли до того, чтобы так массово представить искусство ислама на всеобщее обсуждение. Но поскольку российские мусульмане всегда старались быть первыми, они задают моду, темп и вектор в осмыслении нашей великой традиции. Поэтому наши аплодисменты благодарности молодым художникам и пожелания дальнейших успехов в их труде на поприще ислама и для прославления отечества российского.
Художник Ильдар Акжигитов, автор ярких исторических полотен и серии портретов имамов, присутствовал на открытии выставки и дал нам небольшое интервью:
– Я в восхищении от ваших портретов, потому что в этих людях мы видим их самые лучшие качества, просто свет в их глазах. Скажите, какие чувства вы испытывали, когда писали эти портреты?
– Это портреты имамов Московской Соборной мечети. В данной серии из них в живых только последний имам – это Равиль-хазрат Гайнутдин.
– Машаллах.
– Я делал практически все портреты по фотографиям. И качество этих фотографий было очень плохим. Как правило, это были групповые фотографии. И вот в общей группе сидит наш герой. Это были люди очень скромные. В этой серии есть один портрет муэдзина, который не был имамом. Но поскольку он долгие годы был бессменным муэдзином Московской Соборной мечети, мы тоже решили почтить его память.
– Сколько вы работали над этой галереей портретов? Какой из портретов вам кажется самым удачным?
– Это был очень важный для меня заказ. Я работал над ним года четыре. Первый портрет, с которого мы начинали, это Ахмедзян Мустафин – очень уважаемый человек, который больше тридцати лет в советское время работал в мечети. Мне кажется, что его портрет получился самым удачным и не занял много времени, будто рука писала сама. Но некоторые портреты дались с огромным трудом.
– Что было для вас самым главным при работе над этими портретами?
– Естественно, конечно, должна была быть похожесть. Без сходства портрет уже не будет портретом. Многие маленькие фотографии, на которые я ориентировался, были без рук, без ног, только одно лицо. Конечно, я читал биографии этих имамов. Некоторые из них были репрессированы в годы борьбы с религией. И зная историю того или иного имама, я проникался к ним душой, представлял их в жизни. Думал: вот у него, допустим, должен быть чапан более скромный, а вот этому был подарен красивый афганский чапан, в котором он сфотографировался – значит, надо в нем и изобразить.
– Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Где вы учились?
– Родился я в Пензе в 1984 году. Учился я в Пензенском художественном училище, где сейчас работаю преподавателем. Еще я закончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Член Союза художников России.
Один из шести залов выставки «Сады ислама. Свет веры сквозь века» совершенно не похож на все остальные – войдя в него, ты оказываешься не в исторической, а в сказочной реальности, в атмосфере восточной притчи, легенды, приключенческой новеллы. На стенах размещены красочные полотна с изображением неких восточных людей и животных совсем в другом стиле, нежели реалистичные картины и портреты в других залах. Было ощущение, что все эти персонажи вышли из каких-то древних книг, чтобы нашим современникам поведать какие-то удивительные, по большей части веселые истории. Это ощущение усиливалось «мультфильмом» на большом экране в центре зала, где изображенное на картинах динамично воссоздавалось из бледных набросков, обретая формы и краски.
Как оказалось, в этом зале был презентован проект «Макаманат» – иллюстрации к рукописи Абу Мухаммеда Аль-Касима аль-Харири «Макамы», одного из самых популярных на Востоке произведений средневековой арабской литературы, где повествуется о жизни некоего купца-путешественника, жившего в Ираке в XII веке. От обилия информации и впечатлений у меня закружилась голова, но на мою удачу здесь находился художник Владимир Зенин, который и донес до современного зрителя всю эту красоту.
– Как в Вашу жизнь вошла работа над этим циклом?
– Дело в том, что до этого я уже делал различные проекты, направленные на историю нашей страны и других стран. Мне как художнику всегда было интересно исследовать древние цивилизации, первоисточники, истоки современной культуры. В 2016 году я работал над проектом, связанным с сирийской Пальмирой. В ходе этой работы я познакомился с Дамиром-хазратом Мухетдиновым, с которым мы разговорились об исламской культуре и вообще о Востоке, о России, как они связаны. И у нас появилась идея создать вот такой художественный проект, который бы объединял и Восток, и нашу страну, и Санкт-Петербург, в котором я живу. Макамы оказались как раз таким памятником, которой все это в себя вобрал, так как макаманат аль-Харири хранится в Институте восточных рукописей в Санкт-Петербурге, является нашим народным достоянием, которое, к сожалению, нигде широко не публиковалось и известно только специалистам. Вот эти вот наши реконструкции и их издание издательским домом «Медина» – это первое представление широкой публике этого уникального памятника.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее, как проходила ваша работа, в чем состояла ее идея.
– Идея художественной реконструкции состояла в переводе миниатюр, которые совсем небольшие, 10 на 15 см, в формат станковой картины 80 на 90 см. Это позволило показать все детали, всю тонкость искусства этих миниатюр, и в то же время реконструировать их. Ведь с XIII века они сохранились в достаточно ветхом состоянии, с большим количеством утрат, и даже демонстрировать их было проблематично, чтобы не допустить дальнейшего разрушения. Считается, что это первые иллюстрации, которые были сделаны вообще для макаманата. Это Багдадская школа, которая просуществовала недолго, но оставила достаточно яркий след в искусстве восточных миниатюр.
– А что изображено на этих миниатюрах?
– Это иллюстрации к литературному тексту, который был написан в стиле «садж», то есть рифмованной прозой. Здесь изображены различные эпизоды из жизни персонажа по имени Абу-Зейд, который путешествует, и с ним происходят различные истории, т.н. «макамы». Каждая макама – это история с завершенным сюжетом. Это некие притчи, в которых присутствует и религиозный смысл, и житейская мудрость, и просто юмор. Есть и драматические сюжеты. То есть, макамы соединяют в себе различные жанры литературы. Они написаны очень образным языком, там много метафор, стихотворных вставок, афоризмов. Все это было передано и в иллюстрациях – миниатюрах, которые, как считают исследователи, были созданы на столетие позже самого текста, написанного в XII веке. В этих миниатюрах очень много гротеска, каких-то бытовых деталей. Эти иллюстрации очень гармонично дополняют повествование. И макамы оказались тем проектом, который меня очень вдохновил.
– Расскажите немного о себе. Где вы родились, где учились?
– Я родился на Дальнем Востоке – во Владивостоке в 1983 году. Закончил Санкт-Петербургскую Академию художеств имени И. Е. Репина. И живу в Петербурге. Член Союза художников России.
– Сколько лет жизни вы посвятили этому проекту? Какой техникой вы пользовались?
– В общей сложности, работа продолжалась около пяти лет, с небольшими перерывами, связанными с ожиданием цифровых копий. Оригинал был выполнен темперными красками, то есть, это водорастворимые клеевые краски, а я создал реконструкцию уже современными акриловыми красками, которые, в принципе, являются аналоговыми, потому что они тоже разводятся на воде и тоже имеют клеевой синтетический состав. Большая работа была проделана именно по реконструкции изображений, потому что некоторые из них были утрачены до 60-80 %%, и их приходилось реконструировать, находя подобные сюжеты в других макамах или даже путем художественной фантазии в этом же стиле. Помимо художественной части самих картин, мы, совместно с моей супругой Татьяной Зениной, создали анимационный фильм, который в доступной, такой динамичной форме рассказывает о происхождении макаманата и о нашем проекте по реконструкции его иллюстраций.
– Спасибо. Успехов вашей творческой семье в наступающем году!
Выставку «Сады ислама. Свет веры сквозь века» можно будет увидеть до 15 января 2023 г. Желаю всем, кто первые новогодние недели проведет в Москве и интересуется культурой ислама, посетить Музей современной истории России.
Автор: Аида Соболева
Фотo автора
Источник: https://interaffairs.ru