закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


26 января 2023 13:34   Тверская область 

Полумесяц в Твери

Волнами, но регулярно, из века в век происходило соприкосновение и взаимное узнавание средневековой Руси с миром ислама. Каждый эпизод такого соприкосновения не случаен, но представляет собой типичный фрагмент мозаики своей эпохи. 21 января в Твери состоялась конференция «Ислам без границ: от Булгара до Твери», собравшая участников из городов и населенных пунктов области, а также Москвы. Прозвучавшие  выступления можно назвать популярным экскурсом в историю ислама в России, рассказанную через призму одной географической точки — города Твери.

«Появление первых поселенцев-татар в Тверском крае датируется концом XV века и обусловлено переходом мещерских князей и мурз на службу к московскому князю», – пишет известный татарский краевед и руководитель аппарата Духовного управления мусульман Тверской области Фарит Батыргареев в своей книге «Татары в Тверском крае».

Миниатюра

Самые известные «татарские» топонимы Твери, однако, возникли еще раньше и были связаны с присутствием ордынской власти. Так, Татарские горы появились в Твери в связи с тем, что на возвышенности в районе современного Смоленского переулка города ставили свои шатры ханские баскаки, прибывавшие для сбора дани. А Татарский гостиный двор служил торговым и дипломатическим целям в общении Улуса Джучи с Великим княжеством Тверским. Об этом Фарит Батырович Батыргареев сообщил участникам конференции в обзорном выступлении «История мусульманской общины г. Твери».

Ряд  интересных подробностей истории Твери, взаимодействия тверских князей с Ордой и ее послами, а также с другими княжествами феодальной Руси прозвучали в выступлении главного библиотекаря Отдела редких книг Научной библиотеки Тверского государственного университета, историка и краеведа, канд. ист. наук Галины Гадаловой «История Тверского княжества и Орды в миниатюрах лицевого летописного свода». Лицевой летописный свод, или десятитомная «Царь-книга», написанная в единственном экземпляре для царя Ивана IV об истории начиная с сотворения мира, знаменита многочисленными миниатюрами.

Одна из этих миниатюр  — «Царевич Чолхан въезжает в Тверь (1327)» — из Остермановского тома размещена на обложке альбома «Русь татарская» канд. ист.наук, известного историка Дамира Хайретдинова. Эта миниатюра привлекла внимание автора «Руси татарской» тем, что на верхушках зданий, изображенных на ней, отчетливо видны полумесяцы.

Но далеко не только золотоордынский и постордынский периоды знаменательны в истории общения Твери с исламом. На это указывает и название конференции, приуроченной Духовным управлением мусульман Российской Федерации и Духовным управлением мусульман Тверской области к 1100-летию официального принятия ислама народами Волжской Булгарии. В истории современной Тверской области практически неизученным остается эпизод переселения бежавших из Волжской Булгарии во время монгольского нашествия групп булгар. Великий князь Владимирский Юрий поселил их на границе Владимирско-Суздальского княжества на территории современного Старицкого района Тверской области. Булгары-переселенцы образовали на Верхней Волге Болгорскую волость. Да и задолго до монгольского нашествия Волжская Булгария и Русь активно общались и торговали между собой. Век за веком все новые и новые эпизоды общения Руси с исламскими соседями наслаивались друг на друга, создавая прочную традицию России как многонационального и многорелигиозного государства-цивилизации.

Мулла Хусаин Сеид Бурхан с семьей

«Если мы заглянем в  “Дворянскую родословную книгу Тверской губернии”, мы увидим там большое количество татарских фамилий, предки которых владели поместьями и вотчинами, а также служилых татар Тверской губернии», – рассказал Ф. Батыргареев.

Мусульманская община Твери в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, сложилась в конце XIX — начале ХХ века. С середины  XIX века сюда приезжали на заработки татары из Нижегородской губернии, а также  Касимовского уезда Рязанской губернии. Что любопытно, они компактно селились все в той же слободе — между Смоленским и Татарским переулками Твери. Это дает основания предполагать, что Тверь и в ту эпоху помнила о временах, когда в городе временно или постоянно проживали мусульмане.

В состав общины в концу века влились и военнослужащие-мусульмане, состоявшие в Гренадерском и Драгунском полках, расквартированных в Твери. 

Местным мусульманам очень повезло с духовным наставником — мулла Хусаин Сеид Бурхан родом из Нижегородчины гордился своим происхождением от Касимовского хана Сеид Бурхана и был весьма деятельным религиозным лидером. В первый же год после утверждения в статусе имама, он получил разрешение на возведение мечети. В скором строительстве дома Аллаха сыграло свою роль, очевидно, наличие значительного количества военных низших чинов из числа мусульман.

 

Губайдулла Джангерович Чингисхан

Всестороннюю поддержку благому делу оказал генерал царской армии Губайдулла Джангерович Чингисхан (1840–1909). О жизни и свершениях этого государственного деятеля, достойных экранизации в художественном кино, рассказал ответственный редактор серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации», историк Ахмад Макаров. Помимо того, что Губайдулла Джангерович был прямым потомком Чингисхана, что видно по его фамилии, он был сыном последнего хана Букеевской Орды Джангира, а по матери — внуком первого муфтия Российской империи Мухамеджана Хусаина.

С отличием окончив Императорский пажеский корпус, славный сын казахского и татарского народов поступил на военную службу, из которой уволился в 1894 году, предварительно сделав блестящую карьеру, удостоившись множества государственных наград, совершив хаджж и поспособствовав императорскому разрешению мусульманам Российской империи впредь посещать Мекку.

 

Но наибольший след в народной памяти оставил Фатих Ибрагимович Алышев — талантливый предприниматель, сумевший развить основанное его семьей — касимовскими купцами  Алышевыми — дело до невиданных размахов. Фатиху Ибрагимовичу принадлежали большинство буфетов на Николаевской железной дороге, включая Николаевский и Царскосельский вокзалы.

Фатих Ибрагимович Алышев

С докладом «Касимовские корни семьи купцов и благотворителей Алышевых» выступил кандидат педагогических наук, московский историк и радиоведущий Марат Сафаров. Созвучной этому выступлению была выставка «Жаубаш — родное село купцов и благотворителей Алышевых», организованная в рамках конференции. Среди экспонатов —молитвенный коврик XIX века и картина художника Таканаева, на которой изображена мечеть родового села семьи Алышевых. Выставку представил публике руководитель департамента культуры ДУМ РФ Ренат Абянов.

От лица духовного лидера российских мусульман — муфтия шейха Равиля Гайнутдина — участников приветствовали и вручили благодарственные письма руководитель департамента науки и образования Ильгизар Давлетшин и департамента внутренних дел Наиль Шакиров. Благодарностями было отмечено служение религии и обществу председателя Автономии татар Тверской области Марса Ибрагимова, первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Тверской области Вагифа Магомедова, управляющего делами ДУМ Тверской области Махмади Музаффарова и других руководителей и активистов общины.

В завершение конференции слово взял председатель ДУМ Тверской области, имам-мухтасиб Таир Сайфутдинов. Он вознес хвалы Всевышнему Аллаху и подчеркнул, что цель проведения конференции, равно как и цель всех, кто в ней участвовал, — это «желание познать, правильно выстроить мировоззрение и понимание о своем месте в этом мире». Религиозный деятель поблагодарил всех участников и почетных гостей, среди которых были  заместитель председателя Общественной палаты Тверской области Сергей Рогозин, благочинный Новоторжского благочиния Тверской и Кашинской епархии Русской православной церкви протоиерей Николай Алексеев, настоятель Свято-Воскресенского храма Твери Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви иерей Аршак Назарян.

                                                                                                  

                                                      Имам-мухтасиб Таир Сайфутдинов выразил признательность муфтию шейху Равилю Гайнутдину, лично поддержавшему проведение конференции. «Огромная заслуга Духовного управления мусульман Российской Федерации в том, что оно проводит политику возрождения архивных материалов с тем, чтобы изучать опыт предыдущих поколений, и находит баланс и согласие между народами и конфессиями», — подчеркнул главный исламский проповедник Тверской области.

Диляра Ахметова

Фото на галерее: Анна Воронович

Фото в тексте: открытые источники

Пресс-служба ДУМ РФ

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна