закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


27 января 2023 19:35   Нижегородская область 

Сафаджай. Начало пути Хусаина Фаизханова

Празднование 200-летия со дня рождения выдающегося российского мусульманского теолога и историка Хусаина Фаизханова (1823-1866) началось 26 января на его малой родине — в селе Красная Горка (Сафаджай) Пильнинского района Нижегородской области. Короткая, но чрезвычайно насыщенная на научные свершения жизнь ученого началась и завершилась здесь на берегу реки Медянки в селе, основанном в 1451 г. переселенцами из нижнего Поволжья.

 

Первым делом местное мусульманское духовенство и множество прибывших гостей направились на сельское кладбище, где у могилы ученого были прочитаны аяты Благородного Корана и председатель ДУМ Нижегородской области, главный имам-мухтасиб Нижегородчины Гаяз Закиров вознес мольбы Всевышнему за душу Хусаина хазрата Фаизханова.

 

Затем участники направились в Красногорскую среднюю школу, носящую имя Фаизханова, где их встретили Заместитель главы администрации Пильнинского района Евгений Гагин, заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Ильдар Нуриманов и директор школы Рамиль Мусин. Здесь состоялась XIX Межрегиональная научно-практическая конференция «Фаизхановские чтения» на тему «Имя Хусаина Фаизханова в духовно-просветительской деятельности, науке и образовании». Конференция началась с демонстрации видео обращения духовного лидера российских мусульман муфтия шейха Равиля Гайнутдина в связи с 200-летием Хусаина Фаизханова.

Обращение муфтия шейха Равиля Гайнутдина по случаю 200 летия теолога и историка Хусаина Фаизханова

Имя Хусаина Фаизханова хорошо известно общественности. Научные чтения его имени проводятся начиная с 2004 года, в Нижнем Новгороде работает исламский институт имени ученого, учреждена медаль имени Фаизханова. И все же, лишь у узкого круга специалистов сложилось целостное и объемное представление о величине гения и обширности научного наследия Хусаина Фаизханова. Связано это, прежде всего, с плохой изученностью научных трудов и воззрений ученого, недоступностью широкому кругу читателей его трудов по сию пору.

 

Во второй половине XIX века и начале ХХ века имя Фаизханова, хотя и было подвергнуто дискредитации со стороны консервативно настроенного духовенства, но имело большой вес как в религиозной богословской среде, так и в академическом сообществе. Учитель и ближайший друг Фаизханова Шихабутдин Марджани поместил биографию ученого в свой фундаментальный шеститомный труд «Вафиййат ал-аслаф ва тахиййат ал-ахлаф» («Подробное о предшественниках и приветствие потомкам», 1883). Ученый-энциклопедист, казый и муфтий Ризаэтдин Фахретдин на страницах труда «Асар» также уделяет значительное внимание фигуре Фаизханова. В сборнике, составленном профессором В.В. Григорьевым к пятидесятилетию Санкт-Петербургского университета и вышедшем в 1870 году татарский ученый охарактеризован самым лестным образом.

 

Уникальность и трагедия личности ученого в том, что жадно беря знания и щедро делясь ими как в мусульманской богословской, так и в светской академической среде, он не был понят и по достоинству оценен в первой и не стал окончательно своим во второй. Сегодня наследие Фаизханова может быть поднято на щит и религиозной, и академической корпорациями, но при жизни Хусаин хазрат не нашел достаточной социальной опоры ни в одной из них.

 

Важно подчеркнуть, несмотря на обвинения в вероотступничестве, прозвучавшие из уст мулл, на работу в столице среди ведущей востоковедческой профессуры, алим не стремился полностью слиться со светской наукой, последовательно презентуя себя как часть корпорации именно мусульманского духовенства.

 

Атеистическая идеология советского государства сделала наследие Фаизханова ненужным и совершенно выпадающим из повестки. Имя ученого вернул профессор Казанского университета Миркасым Усманов, издавший в 1980 году книгу «Заветная мечта Хусаина Фаизханова». Усманов неоднократно посещал Сафаджай, о чем старожилы деревни хранят теплую память.

 

Следующий этап изучения и возрождения идей и трудов Фаизханова начался в 1990-х годах, когда стараниями Духовного управления мусульман Нижегородской области, медресе «Махинур» и Издательского дома «Медина» к научной работе приобщилась нижегородские историки. Доктору наук, профессору Ольге Сенюткиной принадлежит заслуга установления точной даты рождения муллы Хусаина. Если Марджани в XIX веке воссоздавал генеалогическое древо Фаизханова с опорой на мусульманские источники, то Сенюткина использовали для этого волостные ревизские сказки, составляемые на русском языке.

 

Об этапах накопления научных знаний и систематизации источников по жизни Фаизханова рассказал первый заместитель председателя ДУМ РФ, доктор теологии Дамир Мухетдинов, в новейшее время ставший главным инициатором и организатором исследований жизни и творчества Хусаина хазрата. Под его руководством, в частности, вот уже 19 лет проводятся ежегодные Фаизхановские чтения, вышло несколько монографий, основана книжная серия «Наследие Хусаина Фаизханова». Из последних достижений — атрибутирование т. н. «Коллекции Фаизханова», хранящейся в Институте восточных рукописей РАН — правопреемнике Азиатского музея. Коллекция представляет собой 47 рукописей, лично переписанных Фаизхановым или принадлежавших ему.

 

В выступлении, прозвучавшем на татарском и русском языках через видеоконференцсвязь, профессор Мухетдинов подробно остановился на взаимоотношениях Марджани и Хусаинова как наставника и блестящего ученика и друга и выразил мнение о преемственности их идей. Что важно, именно учитель в лице Марджани, стал преемником подходов и мыслей, высказанных Фаизхановым.

 

Общеизвестно, что при жизни муллы Хусаина вышла всего одна его книга — пособие по грамматике татарского языка. Результаты его исследовательских работ по истории Касимовского ханства вошли в труд, изданный профессором Владимиром Вельяминовым-Зерновым «Исследование о касимовских царях и царевичах» в 1863 году, а на следующий год под авторством того же профессора вышел сборник «Материалы для истории Крымского ханства». Несколько сотен оригиналов документов дипломатической переписки между Московским царством и Крымским ханством из архива Посольского приказа переписал собственной рукой Хусаин Фаизханов.

 

Менее известно, что часть научных изысканий Фаизханова позднее вошла в произведение Марджани «Вафиййат ал-аслаф ва тахиййат ал-ахлаф». Разделял Шихабутдин хазрат и воззрения своего ученика на реформу образования, изложенную им в небольшой, но концептуальной записке «Ислах мадарис».

 

Тезис Д.Мухетдинова о преемственности научных работ Фаизханова и Марджани поддержал доктор исторических наук, главный редактор журнала «Туган жир» Дамир Исхаков из Казани. По мнению известного историка и этнографа, выступавшего от имени Всемирного конгресса татар, сравнение текста записки «Краткая история татар», приписываемого Х.Фаизханову (издана в транслитерации на кириллицу в 2011 г. в серии «Татар археографиясе»), и труда Марджани «Китабе Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» («Книга использованных сведений по истории Казани и Булгара») говорит о том, что Шихабутдин хазрат придерживался концепции происхождения татар и трактовал ключевые события истории татарского народа в русле изложенного Хусаином хазратом.

 

С докладами на конференции выступили и другие непосредственные участники возрождения наследия Хусаина Фаизханова. Это профессор Ольга Сенюткина, профессор Казанского университета д.и.н. Айдар Хабутдинов, подвижник-краевед Вафа Камалетдинов, к.пед.н., историк Марат Сафаров и др.

 

Участникам и гостям была представлена книжная выставка «Мулла Хусейн:

к 200-летию со дня рождения Хусаина Фаизханова» из фондов Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им. В. И. Ленина. Ее представила заведующая сектором отдела редких книг и рукописей Нина Кустова.

 

Модератором научного события стал заместитель председателя ДУМ Российской Федерации по науке и образованию Ренат Ислямов. Из религиозных деятелей к участникам обратились ректор НИИ им. Фаизханова Фанис Салахетдинов и глава Совета улемов ДУМ Нижегородской области Мунир Беюсов. С итоговым словом к присутствующим выступил заместитель председателя ДУМ РФ — руководитель аппарата и директор Издательского дома «Медина» Ильдар Нуриманов. По завершении Фаизхановских чтений в доме культуры жителям Сафаджая была представлена концертная программа в честь юбилея их знаменитого земляка с показом документального фильма о жизни Фаизханова «Два крыла» (продюсер — Ахмад Макаров).

Диляра Ахметова

Пресс-служба ДУМ РФ

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна