Татарский Ломоносов открыл людям тюркский мир
Татарская культура не знает границ. В этом еще раз убедился корреспондент «Казанских ведомостей», посетив недавно Нижегородскую область.
В селе Красная Горка Пильнинского района Нижегородской области 7 июля на местном кладбище прошло открытие мемориала татарскому ученому-просветителю второй половины 19 века Хусаину Фаизханову. Этот поистине великий человек имел бесконечное число талантов. Его можно назвать татарским Ломоносовым. Он был и исламским богословом, общественным деятелем, и хорошим педагогом, и историком-востоковедом, и археографов, и каллиграфом (его почерк – это отельное произведение искусства). Он многое успел, хотя прожил всего 43 года.
Фаизханов получил религиозное образование на родине. Затем продолжил его в Казани у одного из самых известных татарских интеллектуалов Шигабутдина Марджани. Хотя Марджани ненамного был старше Фаизханова. За время обучения овладел арабским и персидским языками, глубокими знаниями в теологии и хадисоведении, навыками арабской каллиграфии. Также самостоятельно он изучил русский язык. В Казани установил контакты с крупными российскими востоковедами, работавшими в Казанском Императорском университете, в частности с Александром Касимовичем Казем-беком. Впоследствии Казем-бек пригласил татарского ученого в Санкт-Петербургский Императорский университет. Фаизханова не сразу взяли, что называется, на ставку. Сначала он был внештатным лектором. Но его лекции настолько полюбились студентам, что руководству вуза пришлось уступить. Так, он стал первым из татарских преподавателей в Петербургском университете – главном на тот момент вузе страны.
Но знаменит Фаизханов не этим. Его работа по кропотливому изучению истории многих тюркских народов, проживающих на территории тогдашней Российской империи. Фактически он открыл огромный тюркский мир для многих людей. Занимался он и крымскими татарами, и касимовскими… всего в рамках одной статьи не перечислишь. Попробуем указать только несколько достижений ученого.
Фаизханов смог первым расшифровать письменность древних булгар. Это произошло благодаря тому, что он хорошо знал чувашский язык. Оказалось, что он родственный булгарскому. Вероятно, они имеют единые корни.
Татарский просветитель разработал проект реформы системы мусульманского образования. В частности, он предлагал разбить учебный процесс на несколько уровней, профилировать его и интегрировать в него светские предметы, а также изучение русского языка. Отчасти эти идеи были реализованы Василием Радловым при посредничестве Марджани, добившегося открытия в 1876 году Казанской татарской учительской школы, а также Исмаилом Гаспринским, осуществившим в 1881 году введение новой методики преподавания на медресе Зынджырлы в Бахчисарае.
Через Фаизханова прошло огромное количество различных сказаний и легенд разных народов. По ним можно было как из паззлов создать целостную картину истории тюрских народов. Ученый писал: «Нельзя без тщательного изучения отбрасывать те обрывки сведений, которые сохранились на полях книг и рукописей, те древние легенды, которые народ передавал из уст в уста. Хотя и нельзя их принимать за чистую монету».
Второе название Красной Горки, более аутентичное – Сафаджай. Здесь собственно и родился Фаизханов. Сюда же он вернулся перед смертью. Живут здесь преимущественно татары. Причем, это из мест, где полностью сохраняется национальная культура. Везде вы услышите только татарскую речь. Даже маленькие дети, только-только научившиеся говорить, используют родную речь. Многим казанским татарам не мешало бы взять с них пример. Пожалуй, только в местной школе, где учится около 150 ребят, преподавание ведется на русском. Но и здесь в рамках изучения истории родного края местным школярам передают традиции села.
Если кто-то спросит про материальное, так сказать, зримое выражение татарской культуры, то первое, что приходит на ум, это традиционное гостеприимство. Слухи о хлебосольности татар сильно… преуменьшены. Хозяйка дома, где ненадолго останавливался журналист в Сафаджае, Хасима-апа, извинялась, что не смогла как следует подготовиться к встрече гостей. При том, что последний раз так обильно корреспондент завтракал… лет 100 назад, в глубоком детстве. Это был не завтрак, а настоящий пир. Среди разносолов присутствовал даже казы. Казанские татары называют "казылык" - сырокопченую колбасу из говядины или из нескольких сортов мяса, а мишари делают "казы" - оно состоит исключительно только из конины и по технологии - сыровяленое. А пробовали ли вы когда-нибудь чак-чак из кукурузных палочек? В любом доме здесь откроют, покажут дорогу и напоят вкусной водой. Вот это и есть настоящая культура!
Сын Хасимы-апы – имам-мухтасиб Пильнинского района Шамиль Сабитов рассказал, что в их селе несколько мечетей. И все они исправно посещаются местными жителями. Непосредственно 7 июля торжественная церемония открытия мемориальной доски над могилой Фаизханова началась у мечети Таш мечет урамы 1910 года постройки. Много селян и гостей праздника пошли к кладбищу под коллективную молитву. Около нового надмогильныого камня были прочитаны отрывки из Корана. Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ доктор теологии Дамир Мухетдинов выступил с проповедью перед пятничной молитвой в Первой Соборной мечети Сафаджая. В ней он сказал, что все должны изучать священные тексты, все должны знать истоки своей национальной культуры. Как это делал Фаизханов.
Сама надгробная плита Фаизханова сделана с особым смыслом. В самый верхний сектор вписана басмала. Это изображение является точной копией текста, начертанного рукой самого Фаизханова, выведенного стилем насх в одной из рукописей. Содержание надписи во втором секторе сверху передает смысл: «Хозяин этой могилы – «Покойный, досточтимый, наиучёнейший».
Третий сектор содержит текст именования Фаизханова и слова испрашивания Божьей милости покойному. Четвертый сектор содержит даты жизни покойного, обозначенные по мусульманскому летоисчислению (хиджра) — 1238 – 29 раби ал-ахир 1283, в татарской версии перевод дат осуществлен по григорианскому календарю в соответствии со старым стилем — 1823 – 28 августа 1866. В пятом и шестом секторах приведены эпитеты, выражающие характеристику Фаизханова, данную ему Марджани на арабском и затем повторенную Фахретдином уже на татарском. На боковой стороне стелы помещено изображение четверостишия одного из стихов Алишера Навои на чагатайском языке, творчеством которого увлекался Фаизханов. Здесь изображение полностью дублирует собственное начертание ученого.
Жители Сафаджая хранят память о своей истории. Конечно, Фаизханова, который умер в 1866 году не помнят даже старожилы. Но зато, как рассказал мне один из местных жителей Ахмет Аляутдинов, недавняя советская история здесь не забыта. Из рассказов бабушки 1925 года рождения он знает, какие имамы здесь служили, кого из них репрессировали, как мечеть одночасье превратилась в склад. Тогда люди молились буквально в сарае.
Но прошли темные времена. И дедушка Аляутдинова выступил инициатором восстановления старой мечети – Шарафетдин хаджи мэчете, названной по имени благотворителя, на средства которого вместо деревянной мечети, стоявшей на этом месте, была и построена первая в селе каменная мечеть в 1910 году. Средства собирали всем миром. Буквально за два-три месяца Соборная мечеть Сафаджая стала полноценным домом молитвы. Председатель местной религиозной организации мусульман Касимова (что в Рязанской области) Мурат Кураев вместе с делегацией касимовских татар тоже участвовали в церемонии. Кураев вспомнил, что пока они ехали 6 часов до Сафаджая, они обсуждали, как все-таки тесно связаны татары, живущие в разных точках страны. Вот к примеру, Фаизханов, приезжая в Касимов, нашел могилу местного хана Ураза-Мухамеда, умершего в 1600 году. И жена его – Биби-Фатима Бикеева была из касимовских татарок, из села Мултово. Эта историческая память, распространенная во многих регионах страны, – тоже часть национальной культуры.
Выступая на VIII Съезде Духовного управления мусульман Нижегородской области духовный лидер российских мусульман муфтий шейх Равиль Гайнутдин сказал собравшимся хазратам: «Вы являетесь продолжателями дела великого татарского просветителя Хусаина Фаизханова». Слава, проходящая сквозь века, – главное достижение этого великого человека.
Дмитрий СМИРНОВ
Источник: «Казанские ведомости», номер 102 (7586) от 20 июля 2023 г.