закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


24 июля 2023 12:32   Москва 

Умма прирастает специалистами: новый выпуск аспирантов по президентской программе

Ежегодно Духовное управление мусульман Российской Федерации направляет достойных кандидатов на обучение в лучшие светские вузы страны в рамках программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Стремящиеся к знаниям люди получают возможность пройти все ступени высшего образования. В этом году при участии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования пять человек успешно закончили аспирантуру Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета и Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина.

Выпускники рассказали о своих научных исследованиях, совмещении академической и проповеднической работы, репрезентации религиозной идентичности в светском учебном заведении. 

 

Диляра Фатхуллина окончила в этом году аспирантуру на кафедре политологии Востока Института стран Азии и Африки МГУ.

«Я работала в ДУМ РФ на сайте “Мусульмане России” и именно в это время появилась целевая программа, по которой я решила продолжить обучение. Для меня было важно соединить светское направление и ислам», - рассказала исследовательница. До этого она получила высшее культурологическое образование в Московском государственном лингвистическом университете – также по президентской программе.

В научной работе – «Роль мягкой силы во внешней политике Персидского залива в XXI веке» – аспирантка изучала исламский фактор в формировании внешнеполитических принципов государств Персидского Залива. Ее интерес вызвал подход этих стран к продвижению своих интересов на международной арене и их приоритеты во внешней политике стран Ближнего Востока. По мнению Диляры Фатхуллиной, программа подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в пространстве светских вузов представляет взаимодействие науки и религии и дает возможность для развития сразу в двух направлениях.

«Кандидатскую диссертацию планирую защищать в ближайшем будущем, в сентябре у меня будет предзащита. Полученные знание можно будет реализовать и в преподавании: я преподаю арабский людям разных возрастов в качестве репетитора, мои направления – Buisness и Media Arabic», - подытожила Диляра, передав благодарность научному руководителю кандидату исторических наук Ким Наталье Николаевне.

О пользе обучения в аспирантуре для работы преподавателем арабского рассказал и председатель ДУМ Рязанской области главный имам-мухтасиб Рашид Бултачеев. Религиозный деятель совмещает духовное служение с должностью доцента в Рязанском гвардейском высшем воздушно-десантном командном училище.

В этом году Рашид хазрат закончил обучение в аспирантуре РГУ имени Есенина по направлению подготовки «образование и педагогические науки». Его исследование, основанное на собственной многолетней практике, посвящено вопросу развития духовно-нравственных ценностей курсантов в контексте поликультурного образования в военном вузе.

«Обо мне как преподавателе знают, что я мусульманин, поэтому надо себя показывать определенным образом, подавать пример. В нашем вузе [РВВДКУ] арабскому языку обучаются представители разных наций и религий. Они должны понимать и уважать друг друга. Эти же принципы включаются в работе с уммой», - отметил Рашид Бултачеев.

Говоря о президентской программе, председатель Рязанского мухтасибата определил ее как академический проект, который расширяет багаж научных знаний российской уммы:

«В этом году отмечается 200-летие теолога-востоковеда Хусаина Фаизханова, чей пример подтверждает, что мусульмане России, татары в том числе, высоко образованные как в религиозном, так и в светском плане. Такой проект еще больше повышает наш уровень академического образования. Благодарю за это муфтия Гайнутдина и Дамира Мухетдинова, который меня на него направил».

Рашид хазрат также передал слова признательности своему научному руководителю доктору педагогических наук Антонине Анатольевне Петренко.

 

Другой религиозный деятель из структуры ДУМ РФ, завершивший в этом году обучение по программе подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, – председатель ДУМ Санкт-Петербурга и Ленинградской области имам-мухтасиб Дамир Хусаинов. На Восточном факультете СПбГУ под руководством заведующего кафедрой Истории стран Ближнего Востока профессора Николая Дьякова он разрабатывал тему «Абу Исхак аш-Шатиби в культуре и науке Гранадского эмирата (XIV в.)».

Аспирант – прежде всего исследователь, уверен Дамир Хусаинов, но при этом подчеркнул, что религиозные деятели, пишущие диссертации в академических научных центрах, являются переходным звеном между академическим и богословским дискурсами.

Терминология или взгляды академического толка, могут неоднозначно восприниматься прихожанами, сообщил Дамир Хусаинов и указал, что в умме бытует парадигма – сколько бы ни знал академик, если он не читает намаз, никаких заключений от него брать нельзя.

«У нас есть способность то, что содержится в академическом знании,  донести до уммы. Своей практикой показать, что это приемлемо и соответствует действительности. Мы объясняем, что истина содержится не только в словах правоведа-мусульманина, а может быть и в словах востоковеда, и в словах наших православных братьев, иудеев. Ее можно раскрыть с точки зрения археологии, философии или логики. Мы оживляем традицию: учимся презентовать старые истины новыми методами, не противоречащие тем, которыми пользовались наши праведные предшественники».

В своей научной работе Дамир хазрат вынес фикх за рамки вероучения, аргументируя тем, что фикх – продукт умственной деятельности человека, который понимал мир сквозь призму своего времени и знания. Имам Шатиби, подчеркнул он, отдавал предпочтение содержанию над формой, поскольку последняя может меняться.

«Абдо, Афгани, Бигиев, Марджани ссылались на Шатиби, на его основе развивались идеи джадидизма», - отметил Дамир Хусаинов и добавил, что планирует развить тему в кандидатской диссертации.

Отвечая на вопрос, каково мусульманскому религиозному деятелю учиться в светском вузе, председатель ДУМ СПб сказал, что основная задача – самому контролировать среду, в которой находишься, максимально настраиваться на получение знаний:

«Ты перестаешь реагировать на сокурсниц как на женщин, видишь в них аспирантов. Традиция учит не находиться рядом с женщинами. Но в университетском сообществе ты общаешься с сокурсницами и преподавательницами как носителями информации, не учитывая гендерную принадлежность. Есть понимание, что они принадлежат к другой культуре, и ты не можешь требовать, чтобы рядом с тобой они сидели в хиджабе. Но в общении действует мягкая сила: ведешь себя прилично, апеллируешь их понятиями, риторика у тебя соответствующая. Ты для них тоже являешься источником информации, в каких-то дискуссиях начинают спрашивать о воззрениях шариата, при общении с тобой сами начинают аккуратно придерживаться каких-то шариатских норм. Общение без догматики разряжает ситуацию и ставит верующего человека на одну планку со светским, происходит признание».

Диплом аспиранта старейшего вуза России Дамир Хусаинов получил 13 июля в Эрмитажном театре из рук декана Восточного факультета академика Михаила Пиотровского. Вместе с ним на церемонии присутствовал еще один выпускник аспирантуры Восточного факультета этого года – Магомед Хадзиев, председатель МРОМ Санкт-Петербурга «Зикр».

Магомед хазрат также закончил бакалавриат в Московском исламском институте, магистратуру прошел уже в СПбГУ. На последней образовательной ступени изучал суфизм в мусульманской традиции России. Как и Дамир Хусаинов, он планирует продолжить свои исследования и выйти на защиту кандидатской работы. Его научный интерес вырос из увлечения с раннего возраста суфизмом на Северном Кавказе: в Дагестане, Чечне и Ингушетии.

«Обучение в стенах СПбГУ, что аспирантура, что магистратура, дало мне большой опыт и развило мышление как таковое. Многое почерпнул даже по вопросам религии, не говоря уже о полученном академическом знании. Все это пригодится и для хутбы, и для джума. Университет вообще учит общению с людьми», - поделился Магомед Хадзиев.

Председатель МРОМ «Зикр» также считает, что обучение в рамках программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама по программе дает возможность показать себя как практикующего мусульманина в кругу и наравне со светскими учеными. Религиозные деятели, имамы должны также получать знания и специальности в светских вузах, убежден Магомед хазрат.

Пятый выпускник аспирантуры по президентской программе в 2023 году – преподаватель Московского исламского института Фаррухжон Тожиддинов. В ИСАА МГУ он отучился по направлению всеобщей истории на кафедре стран Центральной Азии и Кавказа. Этому предшествовали исламская теология на бакалавриате МИИ и исламоведение в магистратуре СПбГУ. Его аспирантское исследование посвящено истории Кокандского ханства.

«Мы с научным руководителем – заведующей кафедры стран центральной Азии и Кавказа Сыздыковой Жибек Сапарбековной – попытались осветить политическую и социально-экономическую жизнь Кокандского ханства через призму ислама. Дело в том, что большинство советских и постсоветских учёных изучали историю ханства без исламского фактора, хотя он играл в нем важную роль. Легитимация власти, судопроизводство, налоги, образование были по канонам шариата», - рассказал Фаррухжон устаз.

О серьезности научной работы в аспирантуре в случае с преподавателем МИИ свидетельствуют исследования, проведенные им архивах Санкт-Петербурга и Узбекистана. В фондах музея дворца Худояр-хана он нашёл архивные документы по социальному устройству ханства, ранее не введенные в научный оборот. Как и его коллеги Фаррухжон Тожиддинов планирует защиту кандидатской диссертации.

 

Денис Воронов

 

Пресс-служба ДУМ РФ

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна