закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


26 сентября 2023 17:50    

Монография Д. В. Мухетдинова «Теология обновления: исламский неомодернизм и проблема традиции»

Книга доктора теологии, кандидата политических наук Д. В. Мухетдинова «Теология обновления: исламский неомодернизм и проблема традиции» (2023) представляет собой расширенную и переработанную версию первой докторской диссертации по исламской теологии, защищенной в России (СПбГУ, 2020 г.).

В книге отражена попытка дать ответ на вопрос, который уже несколько столетий волнует исламскую мысль: каково соотношение исламской религии и принципов модерна (принципов устройства современного общества)? Автор стремится избежать двух крайностей: с одной стороны, архаизирующего традиционализма, призывающего к воспроизведению деталей мусульманской практики времен пророка Мухаммада, а с другой – крайнего модернизма, предполагающего полную адаптацию ислама под современность. В качестве альтернативы прокладывается третий путь: освоение и присвоение современности исламом в различных локальных цивилизационных контекстах и в рамках формирующейся системы множественных форм модерна.

Реализация этого пути, по мысли автора, требует переосмысления самой исламской религии как религии обновленческого типа, возможность чего заложена в исторической традиции, которая, хотя риторически и тяготела к консерватизму, все же всегда содержала реформаторский потенциал и воплощала его на практике в различных культурных контекстах. Пробуждение обновленческого начала (тадждид), за которое в разные периоды отвечали обновители (муджаддиды), в эпоху модерна должно привести к более широкому пониманию религии, чем в средневековой мысли. Это становится возможно благодаря деконструкции легалистской (узко-правовой) парадигмы и переходу к этико-мистической парадигме («теологии обновления» в собственном смысле слова). Автор полагает, что, будучи глубинной основой ислама, эта парадигма позволяет увидеть традицию в ее целостности и историческом многообразии, и такая перспектива является условием оживления традиции и придания ей мощного импульса, способного вернуть исламу всемирно-историческую цивилизационную миссию, которая была им утеряна на заре модерна.

Восстановление этико-мистической парадигмы осуществляется автором сначала с опорой на обновителей классической эпохи и раннего модерна: Абу Ханифу (ум. в 767), Абу Хамида ал-Газали (1058–1111), Такий ад-Дина ибн Таймийю (1263–1328), Шаха Валиуллаха Дехлеви (1703–1762), Мухаммада Абдо (1849–1905), а также Мусу Бигиева (1875–1949) и основных представителей российской богословской школы. В книге объясняется обновленческая миссия каждого из указанных деятелей, их реальный вклад в дело оживления традиции. После этого рассматривается современный вариант обновленческой и реформаторской мысли – так называемый исламский неомодернизм. Подробно анализируются теории четырех ведущих неомодернистов: Фазлура Рахмана (1919–1988), Мухаммада Аркуна (1928–2010), Мухаммада Шахрура (1938–2019) и Насра Хамида Абу Зайда (1943–2010). Выявляются сильные и слабые стороны указанных теорий и разбираются предложенные ответы на вопрос о совместимости ислама и модерна – этот критический анализ составляет основную часть книги.

Затем автор переходит к разработке собственной обновленческой программы, вдохновленной российской богословской школой и современным неомодернизмом. Эта программа включает следующие пункты: новая методология понимания ислама, реформа калама, переосмысление теории Откровения, контекстуальный иджтихад, теория Сунны, деконструкция традиции, социально-политическая теория, плюралистические интенции ислама, контекстуализация ислама и мусульманский взгляд в будущее (в том числе вопрос экологии). В заключительной части представлено размышление о перспективах исламского мира в контексте системы множественных форм модерна, а в большом приложении под названием «Таинство обновления» разработана специфическая теология, в основе которой лежит динамическое понимание божественного творчества, проявляющегося, в частности, в особой динамике исторической традиции.

Книга Д. В. Мухетдинова является уникальным для мирового востоковедения и исламоведения исследованием первой волны исламского неомодернизма в контексте исторической мусульманской традиции. Кроме того, она является новаторским теологическим исследованием. Работа написана живым и доступным языком и будет понятна гуманитариям широкого профиля, хотя для этого, вероятно, потребуется разобраться с базовым терминологическим аппаратом исламоведения. Издание снабжено указателем имен и подробным предметным указателем, а также русскоязычной библиографией по исламскому реформаторству.

Эта книга, являющаяся, по сути, 700-страничной энциклопедией, должна стать настольной для всех, кто хочет понимать современную исламскую мысль и социально-политические процессы, происходящие в мусульманском мире. Она также может использоваться как учебное пособие для студентов и аспирантов.

Исследование Д. В. Мухетдинова было отмечено крайне высокими оценками со стороны рецензентов – ведущих мировых и российских исламоведов: д.и.н. М. Б. Пиотровского, д.и.н. Н. Н. Дьякова, д.и.н. Е. А. Резвана, д.юр.н. Л. Р. Сюкияйнена и д.юр.н. М. Роэ. Рецензенты охарактеризовали ее как «революционную» и «закладывающую новую парадигму» в понимании исламской традиции.

Пресс-служба ДУМ РФ

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна