закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


19 декабря 2023 10:42    

Укрепление вязи. Чиновники задумались о преподавании арабского языка

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ
Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

Глава Рособрнадзора Анзор Музаев не исключил появления экзамена по арабскому языку в списке ЕГЭ. Также он заявил, что образовательные ведомства изучают идею преподавания арабского в общеобразовательных школах. «Мы открыты для Востока — и не только для Китая»,— подчеркнул господин Музаев. В Духовном управлении мусульман РФ уверены, что инициатива встретит поддержку не только в исламских регионах, но и в мегаполисах. Член СПЧ Кирилл Кабанов, однако, предполагает, что популяризация арабского может усилить межнациональные конфликты и способствовать распространению экстремизма. Лингвисты отмечают, что спрос на арабский растет не только среди этнических мусульман: бизнесу требуются переводчики. Они предполагают, что «светское» преподавание языка в школах как раз убережет подростков от религиозного экстремизма.

Во время ХX Фаизхановских чтений в Московской соборной мечети глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что его ведомство совместно с Минпросвещения анализирует востребованность арабского языка в российских школах. Господин Музаев добавил, что предложения о преподавании арабского как отдельного предмета уже поступали от Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ. Также глава Рособрнадзора не исключил появления арабского языка в перечне ЕГЭ. Напомним, в 2019 году одиннадцатиклассники получили возможность сдавать единый госэкзамен по китайскому языку — наряду с английским, немецким, французским и испанским.

Глава Рособрнадзора отметил, что включение китайского языка в ЕГЭ заняло пять лет и аналогичную «дорожную карту» в такие же сроки возможно реализовать и для арабского языка.

«Мы открыты для Востока — и не только для Китая, что подтверждают контакты на самом высоком уровне,— заверил Анзор Музаев.— Ранее в России побывал министр образования ОАЭ и выразил заинтересованность в том, чтобы у них открывались русские школы, а в России изучался арабский язык. Они готовы поучаствовать в этом и оказать методическую помощь».

«Чтобы появилась возможность преподавать арабский язык в российских школах, нужно разработать федеральный государственный образовательный стандарт, на его базе разработать учебники и провести их апробацию,— объяснили “Ъ” в пресс-службе Рособрнадзора.— Параллельно необходимо подготовить педагогические кадры». На чтениях в мечети господин Музаев упомянул, что в некоторых российских университетах уже готовят специалистов по арабскому языку — «например, в Татарстане и Чечне». Он также предложил исламским университетам наряду с теологическими специальностями аккредитовывать программы подготовки преподавателей арабского языка.

В педагогических вузах, подведомственных Минпросвещения, уже обучают преподавателей арабского.

«Программы открыты в пяти вузах, по ним обучаются более 500 человек,— рассказали “Ъ” в пресс-службе министерства.— Наибольшее количество таких студентов учится в Чеченском государственном педагогическом университете, Дагестанском государственном педагогическом университете им. Р. Гамзатова и Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы». В ведомстве добавили, что преподавателем арабского можно стать не только после педагогического вуза, но и получив диплом лингвиста или востоковеда.

В Духовном управлении мусульман РФ корреспонденту “Ъ” рассказали, что к ним поступает много запросов о преподавании арабского со стороны родителей: «Это наряду с современными вызовами, которые стоят перед нашей страной, заставило нас серьезно задуматься и вновь обратиться к теме введения в общеобразовательных школах в качестве иностранного арабского языка». В организации заметили, что еще в 2007 году единое тогда Министерство образования и науки РФ подготовило методические рекомендации «Об изучении редких иностранных языков в системе общего образования», и речь там шла, в том числе, и об арабском языке. «Даже были разработаны примерные программы по арабскому языку для всех ступеней общего среднего образования с примерным распределением учебных часов по темам — с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся», — вспоминают в ДУМ. Тогда дело не дошло до реального преподавания, но сейчас ситуация изменилась, уверены в ДУМ: «Введение в школах арабского языка в качестве иностранного актуально не только для регионов со значительным числом граждан, исповедующих ислам,— Татарстана, Башкортостана, Чечни, Дагестана и других,— но и для крупных мегаполисов и городов-миллионников».

Член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Кирилл Кабанов находит инициативу «крайне опасной».

В беседе с “Ъ” господин Кабанов напомнил, что языком международного общения, «на котором остается вся техническая документация», является английский. А изучение арабского в школах национальных республик «только вобьет клин в единство народов России», уверен он: «Пусть изучаются национальные языки. Но арабский может привести к усилению экстремистских и радикальных мусульманских настроений и росту влияния небезопасных арабоязычных ресурсов». Также господин Кабанов считает, что для массового преподавания арабского не хватит квалифицированных светских учителей: «А отправлять к детям преподавателей из медресе и выпускников религиозных учебных заведений опрометчиво, это может усилить радикализм,— опасается он.— Для развития международного сотрудничества с арабскими странами надо укреплять востоковедческие программы в университетах, школы же могут вполне ограничиться факультативами».

Эксперты отмечают, что спрос на изучение арабского в последние годы возрастает, и вовсе не за счет этнических мусульман. В пресс-службе сервиса для поиска специалистов «Профи» рассказали, что в топе востребованности преподавателей языков специалисты по арабскому занимают лишь 10-ю строчку, однако спрос на них за последний год увеличился на 42%.

«Родители чутко реагируют на изменения в повестке, обращают внимание, где развивается бизнес. Поэтому начинают проявлять к арабскому интерес. Не удивлюсь, если он станет конкурентом китайскому»,— говорит декан переводческого факультета МГЛУ, доцент кафедры восточных языков Екатерина Похолкова. По ее словам, в предуниверситарии МГЛУ (школа при университете с 8-го по 11-й класс) в этом учебном году уже появилась группа арабского языка, именно потому что на него возник спрос. Также госпожа Похолкова замечает, что все выпускники университета, изучавшие арабский, легко трудоустраиваются, так как спрос на таких специалистов превышает предложение:

«Мы реагируем на геополитические изменения, у нас второй год по две группы арабского набираются, так как это нужно работодателям».

Преподавать арабский в школах кажется госпоже Похолковой «полезной идеей», так как после школьных занятий в университет будут приходить более подготовленные абитуриенты и за время обучения им удастся поднять язык на еще более высокий уровень. Также она отмечает, что в России еще со времен СССР «большой опыт подготовки методических материалов для изучения арабского языка и востоковедения, поэтому подготовить качественную программу можно будет достаточно быстро». Более того, после прохождения переквалификации, «что не очень сложно», многие арабисты смогут также преподавать язык в школах.

Замдекана филологического факультета РУДН, преподаватель арабского языка Наталья Дубинина отмечает, что в их университете арабский становится все более популярным у студентов: «Этнических мусульман в группах примерно половина. Интерес обусловлен не только и не столько религией,— рассуждает эксперт.— Сейчас студенты хотят нередко уехать в ОАЭ жить и работать, так как там развивается бизнес». Она подчеркивает, что знает совсем немного случаев, когда изучение арабского приводило к принятию ислама, и констатирует: «Опасность языка — просто стереотип». По мнению госпожи Дубининой, системный подход к преподаванию арабского языка помешает «экстремистской пропаганде»: «В 1990-е в российские национальные республики приезжали люди из арабских стран преподавать язык со своими целями — это не контролировалось и действительно было опасно. Сейчас же, если введут федеральные образовательные стандарты и разработают пособия, подготовят специалистов, которым можно доверить "детские души", наоборот, удастся удовлетворить запрос исламских регионов, не опасаясь за их мировоззрение».

Полина Ячменникова

Коммерсантъ

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.