закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


5 декабря 2024 14:54   Москва 

Риза Фахретдин: о нравах, просвещении, вынесении судждений и историографии

2-4 декабря в рамках Х Фахретдиновских чтений была отмечена важная дата — 165-летие со дня рождения выдающегося татарского просветителя Ризы Фахретдина. На мероприятии собрались представители духовенства, науки и культуры, которые обсудили наследие Муфтия Ризы на современное российское мусульманское сообщество. Конференция была посвящена теме «Роли духовных деятелей в просвещении и воспитании общества», и в ходе обсуждений были затронуты ключевые аспекты: нравственность, воспитание, иджтихад и историография.

 

Этика и нравственность

Первым и, пожалуй, самым значимым аспектом, поднятым на конференции, стало обсуждение этики и нравственности. Приветствие муфтия шейха Равиля Гайнутдина стало основой для глубокого анализа труда Фахретдина в области нравственности. «Известно, сколь значительную часть из общего корпуса трудов Фахретдина составляют сочинения, посвященные смягчению нравов и гармонизации общественных отношений», - отметил он. Риза Фахретдин придавал особое значение гармонии внутри семьи, акцентируя внимание на отношениях между супругами и родителями с детьми.

Муфтий Мукаддас Бибарсов добавил к этой теме актуальные размышления о недостатке мужества и потере идентичности. Он привел пример из своей практики: «Когда был день рождения Гитлера, я устроил интересный опыт. Была информация, что будут нападки на мечеть, конечно я знал, что никто не сделает ничего мечети, но все равно призвал народ собраться, и собралось 300-500 чел. Это было 25 лет назад. А в 2014 году, когда Новороссийский суд запретил перевод Кулиева, мусульманское общество кануло в лету - под петицией об отмене запрета от силы собралось 10 подписей». Это подчеркивает, что сила сообщества и готовность к защите своих нравственных и культурных ценностей зависят от внутренней убеждённости и сплочённости.

Кандидат исторических наук Ислам Зарипов также акцентировал внимание на важности нравственности в труде Фахретдина. По его словам, нравственность – это основа исламской религии и главный принцип общественных отношений, включая экономику. В своих комментариях Фахретдин указывает, что в первоисточниках ислама нравственность упоминается гораздо чаще, чем ритуалы. Именно благонравие является основным двигателем прогресса общества. Деградация начинается с безнравственности, и именно морально-этические учения ислама, как считает Зарипов, способствовали достижению высот в науке и экономике.

 

Образование и просвещение

На конференции затронули роль образования и просвещения в современном обществе. В рамках секции, посвященной просветительской деятельности Ризы Фахретдина, участники обсуждали его вклад в исламское образование и необходимость адаптации образовательных методов к современным условиям.

Фахретдин подчеркивал, что образование должно быть доступным для всех, включая женщин. Его труд «Мэшхур хатыннар» («Знаменитые женщины») стал ярким примером этого подхода. В нём он описывает биографии известных женщин, доказывая, что участие женщин в политической и социальной жизни является естественным правом, дарованным исламом.

В этом контексте стоит отметить, что на конференция также обсудили вопросов образования и роли женщин в воспитании общества. Состоялись презентации «Газета «Минбар Ислама»: 30 лет в просвещении уммы» и «Журнал «Минарет Ислама»: путь длинною в двадцать лет». Диляра Ахметова, руководитель пресс-службы ДУМ РФ, отметила необходимость объективного освещения истории ислама и его влияния на общественное развитие. СМИ могут сыграть ключевую роль в просвещении уммы и донесении правды об исламе до представителей других культур и религий.

 

Иджтихад — вынесение суждений

Третий важный аспект, который был поднят на конференции, касается иджтихада — процесса вынесения самостоятельных решений по общественно-правовым вопросам мусульман. Профессор Айдар Юзеев отметил, что Фахретдин считал, что время для иджтихада не прошло. Он утверждал, что многие из основателей четырех мазхабов, а также современные знатоки способны выносить иджтихад, следуя Корану и Сунне.

Фахретдин подчеркивал, что иджтихад касается решений одного человека и не обладает юридической силой, в отличие от иджмы (единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу – прим. ред.). Идеалом управления, по его мнению, было бы правление халифа с контролем парламента, что создает прецедент для мусульманских стран.

 

Историография

В своем выступлении Макаров Дмитрий Витальевич обсудил тему «Асар» как источник сведений об инфраструктуре миллета округа ОМДС. «Асар» — биобиблиографический свод, составленный Ризаэтдином Фахретдином, включает более 1200 биографий виднейших представителей тюркских народов Поволжья и других регионов от Волжской Булгарии до начала XX века. Основное внимание уделяется биографиям общественных и религиозных деятелей, а также учёных и писателей.

Ещё один немаловажный аспект касался историографии и этнической идентичности. Айдар Юзеев сообщил о том, что Фахретдин развил свою концепцию, сходную с идеями Марджани, в условиях множества существующих теорий о происхождении татар. Фахретдин утверждал, что булгары – это наши древние предки, а казанские тюрки – их наследники. Он обосновывал идею преемственности Волжской Булгарии и Казанского ханства, отмечая, что после присоединения Казанского ханства к Руси московские царе начали присваивать себе титул «Царя Булгарии». Эти исторические выводы способствовали формированию идентичности татарского народа.

Заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Алексей Петров подчеркнул, что наследие Фахретдина продолжает оказывать влияние на современное российское мусульманское сообщество. Его идеи о важности образования, межконфессионального диалога и социальной ответственности остаются актуальными в условиях глобализации и социальных изменений.

 

Завершение

Конференция, посвящённая наследию Ризы Фахретдина, раскрыла его идеи и подходы, которые остаются актуальными в современном обществе. Нравственность, просвещение, иджтихад и историография – эти ключевые темы, обсуждаемые на мероприятии, показывают, как важен вклад духовных деятелей в воспитание и просвещение общества. Участники конференции пришли к выводу, что учение Фахретдина может служить основой для формирования гармоничного и прогрессивного общества, способного на диалог и взаимопонимание.

Ильгиз Аббязов

Пресс-служба ДУМ РФ

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2025 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.