закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


16 апреля 2012 10:03   Москва 

Светлая веха истории российских мусульман

Айдар Хабутдинов
Айдар Хабутдинов

В Центре восточных культур ВГБИЛ им. М.И. Рудомино состоялась лекция доктора исторических наук, профессора казанского филиала Российской академии правосудия  Айдара Хабутдинова  под названием «Джадидизм: от общины к нации и от Востока к Западу». Она стала третьей по счёту из цикла «Ислам в России».

Во встрече приняли участие такие известные востоковеды как доцент РГГУ и директор научных программ Фонда Марджани Игорь Алексеев, а также профессор МГУ Дмитрий Юрьевич Арапов и др.

Автор ряда монографий, учебных пособий более 300 научных публикаций по проблемам истории российской уммы Айдар Хабутдинов рассказал о том, какие цели ставили перед собой представители джадидизма, среди которых были выдающиеся мусульманские общественные деятели  Исмаил Гаспринский и Ризаэтдин Фахретдин.

По мнению Хабутдинова, яркой особенностью джадидов была способность улавливать веяния времени и предсказывать развитие событий. Так Исмаилу Гаспринскому было очевидно, что  мусульманам Российской Империи, дабы не остаться на задворках истории, нужно было стать самостоятельным игроком в процессах модернизации, индустриализации и урбанизации, которые развернулись в стране в конце XIX -начале XIX вв. Всеобщее образование на  родном языке должно было стать ключевым фактором решения этой задачи.

При этом в адрес представителей мусульманского движения, которое вскоре нашло своих последователей среди мусульман всей Средней Азии, поступали обвинения в пантюркизме. Однако они, как замечает Хабутдинов, ни одним судом за всё время доказаны не были. Более того, в идеях, провозглашаемых джадидами, открыто читался призыв к интеграции в российское общество. Это в свою очередь требовало гарантий равноправия мусульман и предоставления  создать многоуровневую систему образования на родном языке, что уже является прерогативой самого государства. Джадиды были уверены, что для того, чтобы обеспечить долговременный эффективный контроль над евразийским пространством, России нужно было уважать права мусульман. Эти идеи лидер российской уммы пытались претворить в жизнь посредством участия в политической жизни страны. В 1905-м была создана партия «Иттифак аль-Муслимин», которая, однако, не была легализована.

В европейской модели цивилизации джадиды наиболее высоко оценивали принципы правового государства и суверенитета представительной власти.  При этом джадиды сохраняли верность канонам Ислама. Коран и Сунна, по словам Ризы Фахретдина, в рамках движения джадидов, были основными источниками права  для мусульман, на основе которых принимались решения. Октябрьская революция остановила поступательное движение образованных мусульман, предыдущие тридцать лет усердно набиравшее обороты. И, если в царские времена были ещё возможности заявить для развития, то в Советской России этих возможностей не осталось. Примечательно, что практически никто из лидеров джадидов России не покинул, хоть почти все они были затем уничтожены  Советским режимом.

«Ислам в России» – лишь одна из серий лекций, которые проходят в этом году во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы. Напомним, что в феврале Фонд Марджани открыл здесь кабинет исламоведения, который в том числе должен был стать площадкой для проведения подобных конференций, семинаров и лекций. Библиотечный фонд кабинета насчитывает порядка 3 тыс. томов. В основном это литература, посвященная исламоведению, представленная как отечественными, так и зарубежными изданиями. Все книги находятся в свободном доступе.

Пресс-служба ДУМЕР

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.