В ГМИИ им.Пушкина откроется выставка «Классическое искусство исламского мира IX–XIX веков»
20 февраля в ГМИИ им А.С.Пушкина откроется выставка произведений классического исламского искусства |
20 февраля в ГМИИ им А.С.Пушкина откроется выставка произведений классического исламского искусства IX-XIX веков из собрания Фонда Марджани. Это первая демонстрация коллекции, насчитывающей ныне сотни произведений. Выставка продлится до 19 мая 2013 года.
Как сообщает пресс-служба Фонда Марджани, для выставки отобрано 99 шедевров мирового значения по числу прекрасных имен Всевышнего, перечисляемых мусульманами в молитвах. Подобно именам Создателя, произведения мусульманского искусства отражают истинную красоту, созерцание которой приближает зрителя к Богу. Три раздела выставки соответствуют основным историческим эпохам: от рождения ислама до монгольского нашествия, время Чингисидов, постмонгольский период. В первом разделе собраны произведения из коренных областей исламского мира – Северной Африки, Сирии, Ирака, Ирана, Средней и Малой Азии, – представляющие наивысшие технологические достижения эпохи.
«Второй раздел выставки соотносится с гораздо большим географическим пространством – от Китая до степей Восточной Европы, так как искусство монгольской империи было единым на этой огромной территории. Хотя монголы времени Чингисхана не были мусульманами, но в итоге три из четырех монгольских династий, поделивших между собой огромную империю, приняли ислам. Третий раздел составляют произведения дворцовых мастерских более поздних мусульманских правителей – Мамлюков (1250–1517), Османов (1281–1924), Тимуридов (1370–1507), Шейбанидов (1500–1598), Сефевидов (1501–1722), Каджаров (1779–1925). Наиболее широко в нем представлены рукописи, миниатюры, текстиль – изделия, снискавшие мировую славу для мусульманского искусства.
Многие из экспонатов выставки уникальны, часть из них публикуется впервые, другие за последние сто лет не раз показывали широкой публике. Гордость коллекции составляют стеклянные чаши X в., широкий спектр керамических изделий, костюмы монгольского времени (кон. XIII-XIV вв.) в редчайшей сохранности, строка из колоссального Корана, переписанного рукой царевича Байсункура, внука Тамерлана, в память о великом деде, молитвенный ковер середины XVI века, изготовленный в шахских мастерских Ирана и подаренный шахом турецкому султану. 99 имен Всевышнего вытканы на этом ковре. Особое место занимает Коран на китайской бумаге с изображениями птиц – единственный известный на сегодняшний день экземпляр священного текста, в декоре которого присутствуют фигуративные изображения», - говорится в пресс-релизе.
По словам Президента Фонда Марджани Р.Р. Сулейманова, язык красоты понятен всем людям и служит мостом для взаимопонимания народов и культур. Выставка приглашает современного зрителя приобщиться к этой возвышенной гармонии, главным смыслом которой является любовь к Всевышнему.