Выставка «Девяносто девять имен Всевышнего» открылась в ГМИИ им А.С.Пушкина
Выставка «Девяносто девять имен Всевышнего» открылась в ГМИИ им А.С.Пушкина |
19 февраля в отделе личных коллекций ГМИИ им А.С.Пушкина открылась выставка произведений классического исламского искусства IX-XIX веков «Девяносто девять имен Всевышнего» из собрания Фонда Марджани.
На выставке представлено 99 памятников классического мусульманского искусства самых разных регионов: Средней Азии и Ближнего Востока, Поволжья и Кавказа, Малой Азии и Северного Афганистана, Китая и Восточного Туркестана, а также стран арабского мира. Среди них - уникальные произведения раннеисламского периода – лист из древнего Корана эпохи Аббасидов (конец IX века); редкие образцы раннесредневековой керамики из Средней Азии, Ирана, Месопотамии – чаши с каллиграфическими надписями и фигуративными изображениями. Особое место среди экспонатов коллекции занимает сирийская чаша из стекла (Х век), выполненная по уникальной ближневосточной технологии - золотая фольга с надписью «Власть принадлежит Аллаху» заключена между двух слоев стекла.
Эпоха монгольского завоевания, ставшая переломной в судьбе многих народов Евразии, представлена великолепными фаянсовыми чашами с изображением птиц (Золотая Орда, XIV век), редким по качеству и сохранности комплексом монгольского костюма и уникальными поясными наборами из Восточного Туркестана, Китая, Средней Азии.
На пресс-конференции, посвященной открытию выставки, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ирина Александровна Антонова подчеркнула, что экспозиция позволяет подойти к более глубокому пониманию и осмыслению исламского искусства, позволяет подняться на более высокую ступень в процессе его познания.
Заведующий сектором Византии и Ближнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа Антон Дмитриевич Притула отметил высочайший художественный уровень представленных экспонатов, напомнив, что подобные коллекции исчисляются единицами и имеются лишь в нескольких ведущих собраниях исламского искусства в мире.
«Исламское искусство неразрывно связано со знаниями и стремлением к их получению, что является одним из основных принципов ислама. Священный Коран – смысловой центр исламского искусства», – подчеркнул в своем выступлении руководитель научных программ Фонда Марджани Игорь Леонидович Алексеев,
Музей изобразительных искусств им. Пушкина не впервые обращается к искусству исламского мира. Так, например в 2007 году, в музее был представлен уникальный «Золотой Коран», абсолютная копия древнейшего в мире рукописного «Корана Усмана», выполненная в единственном экземпляре из золота.
На вопрос журналиста будет ли в музее продолжена работа по экспонированию исламского искусства, директор музея Ирина Антонова ответила, что подобные выставки являются очень интересными и перспективными. С большим удовольствием музей экспонировал бы в своих стенах коллекцию исламского искусства из Государственного Эрмитажа, знаменитую коллекцию Ага хана, шедевры исламского искусства из других собраний. Музей готов к сотрудничеству в этом направлении.
Выставка «Девяносто девять имен Всевышнего» будет работать с 20.02.2013 по 05.05.2013. Каждый четверг в 19.00 для посетителей будет проходить встреча со специалистами.
Нина Зотова
Пресс-служба ДУМЕР