закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


9 апреля 2013 15:51   Москва 

«Миграционные потоки на евразийском пространстве». Итоги общественных слушаний

«Миграционные потоки на евразийском пространстве». Итоги общественных слушаний
«Миграционные потоки на евразийском пространстве». Итоги общественных слушаний

8 апреля на площадке Общественной палаты Российской Федерации впервые состоялось обсуждение той роли, которую религиозные организации могли бы сыграть в деле адаптации и интеграции мигрантов в российское общество. К обсуждению были приглашены лучшие российские специалисты по вопросам миграции, представители органов государственной власти и общественных организаций, занимающихся мигрантской проблематикой. Инициатором общественных слушаний выступил первый заместитель председателя ДУМЕР, член комиссии ОП РФ по межнациональным отношениям и свободе совести Дамир Мухетдинов.

Основным докладчиком на слушаниях выступил председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин, который обозначил узловые моменты в обсуждении предложенной темы. По словам муфтия, ввиду того, что значительная часть мигрантов представляет мусульманские этносы, религиозные организации российских мусульман уже несут на себе большую нагрузку по интеграции приезжих, ведь первая точка контакта с российским обществом для прибывших из республик Средней Азии или Закавказья рабочих – это мечеть. Однако нехватка мечетей, дефицит иной религиозной инфраструктуры приводит к тому, что для удовлетворения своих религиозных запросов мигрантские сообщества начинают создавать альтернативные религиозные общины закрытого типа, чаще всего по этническому признаку. «Недопущение строительства новых мечетей прямым путем ведет к анклавизации мигрантов, минимизации их контактов с местным населением», - подчеркнул муфтий Равиль Гайнутдин.

Одним из ключевых тезисов главы Совета муфтиев России было предложение, в соответствии с которым процесс принятия мигрантов в общество должен быть обоюдным и предполагает активные действия с обоих сторон. Принимающее общество должно быть таковым в прямом смысле этого слова.

Муфтий отметил несколько направлений деятельности, которые позволили бы вести успешную интеграцию мигрантов в российский социум. Это, прежде всего, использование опыта и потенциала российских мусульманских общин в обучении мигрантов русскому языку, российскому праву и социальным нормам. Есть ситуации, в которых слово имама будет для мигранта гораздо весомее и авторитетнее, нежели законодательный запрет или контроль, а призыв духовного авторитета может стать гораздо более мотивирующим фактором, нежели принуждение. Одновременно с этим, Совет муфтиев России успешно сотрудничает с духовными центрами стран бывшего СССР, что дает дополнительные возможности морального воздействия на потоки трудовой миграции.

Важно также иметь рабочую площадку для обсуждения темы миграции на уровне экспертов, что позволит вырабатывать общие подходы к решению текущих проблем. Еще один важный аспект – работа с общественным мнением внутри принимающего сообщества, преодоление негативных стереотипов о мусульманах.

Тезисы участников общественных слушаний во многом перекликались с точкой зрения муфтия Равиля Гайнутдина. Прозвучали данные о том, что стереотипы о миграции в большинстве случаев имеют мало общего с реальностью.

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН им.Миклухо-Маклая Сергей Абашин напомнил, что миграция, которую мы сегодня наблюдаем на постсоветском пространстве, является долгосрочным и фундаментальным явлением, которое учеными было спрогнозировано еще в восьмидесятые годы прошлого века. С одной стороны это явление обусловлено демографическими и экономическими диспропорциями, но существует и фактор политического и культурного влияния. «Российская империя 200 лет назад подчинила себе эти регионы, она принесла в эти регионы русскую культуру, русский язык», - сказал этнограф и отметил, что множественные политические и личные связи жителей Средней Азии с Россией непосредственно влияют на то, что именно нашу страну выбирают для трудовой миграции граждане стран СНГ.

Многие участники обсуждения обратили внимание на большое количество мифов и спекуляций вокруг темы трудовой миграции. Глава фонда развития международных связей «Добрососедство» ответственный секретарь Общественного совета при УФМС г.Москвы Юрий Московский также начал свое слово с расширения временных рамок анализа миграционных потоков на евразийском пространстве. Перемещения людей начались еще в позапрошлом веке - в XIX веке происходила миграция славянского населения в Среднюю Азию. По мнению спикера, общество ставит знак равенства между понятиями мигрант и мусульманин, так как украинцы, белорусы и молдаване, которые составляют значительное количество мигрантов, не настолько заметны, как приезжие из Азии.

Опровергли участники слушаний и миф о том, что многие мигранты на территории России – нелегалы. По данным экспертов, подавляющее большинство приезжих пересекает российскую границу легально, но уже на территории страны работает без должного оформления, что, впрочем, характерно для российского рынка труда в целом.

По данным заведующей Центром изучения миграционных процессов Российской академии народного хозяйства и государственной службы, кандидат асоциологических наук Виктории Леденевой, трудовая миграция в Россию меняет не только количественные, но и качественные характеристики. Если совсем недавно образ мигранта ассоциировался с молодым мужчиной, сегодня мигранты прибывают в нашу страну семьями, но механизмов интеграции и социальной помощи для женщин-мигрантов и их детей пока практически нет. Сложности интеграции в российское общество приезжих рабочих сопряжены и с тем, что они не только попадают в иноязычную и инокультурную среду, но в большинстве случаев должны только что приехав из сельской глубинки адаптироваться к образу жизни в мегаполисе.

Большинство из участников обсуждения высказались резко против идеи введения визового режима со странами Средней Азии, которая с недавних пор муссируется в обществе. По мнению экспертов, введение системы виз откроет массу возможностей для развития коррупционных схем, однако не решит проблему регуляции миграционных потоков. Директор Центра миграционной политики Высшей школы экономики, кандидат экономических наук Ольга Чудиновских считает, что введение визового режима чревато расстройством всей миграционной политики Российской Федерации.

Многие специалисты уверены, что от присутствия трудовых мигрантов Россия больше выигрывает, нежели теряет. По оценке Сергея Абашина политика полного вытеснения приезжих с российского рынка труда грозит обернуться социальными потрясениями в странах их исхода, что совершенно нежелательно и с точки зрения политических интересов Российской Федерации, не говоря о последствиях таких шагов для миллионов русских, проживающих в странах бывшего СССР.

Говоря о том, в чем конкретно должна заключаться роль религиозных организаций в процессе гармонизации взаимоотношений принимающего общества и приезжих, Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев отметил, что основной проблемой интеграции мигрантов в западных странах является отсутствие мотивации со стороны самих приезжих. По словам эксперта, людей невозможно стимулировать к интеграции государственными рычагами: «Мы не можем воздействовать на души – это не наша компетенция». В этой связи, важность участия религиозных организаций, в частности, мусульманских, в том, чтобы объяснить мигранту, что «можно оставаться мусульманином и узбеком/киргизом/таджиком и жить нормально в инорелигиозной среде».

Как подчеркнул сенатор от Челябинской области, член Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, культуре и информационной политике Руслан Гаттаров, мечеть – один из первых институтов по интеграции мигрантов, где ему оказывается правовая помощь и прививаются российские традиции. В то же время, сенатор отметил, что работа религиозных организаций должна вестись совместно с органами власти, нельзя исключать государство из процесса интеграции мигрантов. Руслан Гаттаров сообщил, что Челябинская область в своем экономическом развитии рассчитывает на труд мигрантов.

Продуманно подходить к участию религиозных организаций в воспитании мигрантов призвала Ольга Чудиновских, которая считает, что такая деятельность могла бы восполнить имеющийся вакуум адаптационных механизмов, но не должна вызывать отторжения у остальной части общества. Директор Центра миграционных исследований Дмитрий Полетаев сделал акцент на потенциале религиозных организаций в деле улаживания бытовых конфликтов.

В работе заседания приняли участие представители христианских религиозных организаций. Управляющий делами председателя Российского объединенного союза христиан веры евангельской Константин Бендас поделился опытом работы протестантской церкви с мигрантами. Руководитель службы региональных связей Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества Максим Паршин рассказал о проекте «Просвещение. Языкова и культурная адаптация мигрантов», в рамках которого в ряде городов России уже открыты бесплатные курсы по русскому языку истории России и правовых основ российского государства для мигрантов.

Участники слушаний обсудили проект резолюции встречи, который после внесения поправок и предложений спикеров будет опубликован на нашем сайте. В завершении встречи состоялась презентация сборника «Миграция и антропоток», который представил директор Центра тестирования по русскому языку как иностранному граждан зарубежных стран, заместитель заведующего кафедрой теологии Уральского государственного горного университета, кандидат исторических наук Алексей Старостин.

Руководитель отдела по работе с общественными организациями и мигрантами ДУМЕР Ахмад Макаров представил серию документальных фильмов «Мусульмане, которыми гордится Россия», созданных по заказу Международной исламской миссии. В преддверии Международного дня космонавтики участникам слушаний был предложен для просмотра первый фильм из цикла, посвященный Герою России космонавту Салимджану Шарипову.

Итоги работы слушаний подвел первый заместитель муфтия Дамир-хазрат Мухетдинов. «Мы услышали и мнение общественных деятелей, и органов власти, и представителей мусульманского сообщества и поняли, что в целом мы на правильном пути – необходимо роль религиозной организации повышать», - отметил он в интервью «Трибуне Общественной палаты».

«Это заключается не только в работе в научной среде, адаптации и интеграции мигрантов в российское пространство, но и заключается в той огромной помощи, которую необходимо оказать пребывающим в нашу страну людям. Мы услышали предложения, что эти программы нужно и можно реализовывать не только на территории Российской Федерации, но и начинать со страны, которая, собственно, и поставляет нам трудовых мигрантов. Нужно еще больше консолидировать работу среди наших коллег муфтиев, глав духовных управлений мусульман, представителей Средней Азии и других районов», - заявил Д.Мухетдинов.

Пресс-служба ДУМЕР

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.