Гаяз хазрат Фаткуллин – председатель Единого духовного управления мусульман Красноярского края
Биографическая справка:
Фаткуллин Гаяз Талгатович родился 30 июня 1974года, в городе Дивногорск Красноярского края. Окончил среднюю общеобразовательную школу. Два года служил в войсках связи Забайкальского военного округа. После армии работал в строительной организации, тогда же поступил в воскресную школу при Соборной мечети города Красноярска. В 1999 году закончил медресе «Махинур» в г. Нижний Новгород. В 2007 году завершил образование в Красноярском государственном педагогическом университете по специальности «Учитель истории». В 2010 году закончил Московский исламский университет. В 2009 году поступил в РАГС на факультет «Государственно-конфессиональных отношений». С 2008 года учится в аспирантуре Красноярского государственного педагогического университета на соискание степени кандидата философских наук.
Уважаемый Гаяз хазрат, расскажите ,пожалуйста, о деятельности возглавляемого вами духовного управления мусульман.
Муфтият Красноярского края создан в 2002 году и я стоял с самых его истоков. Наша организация занимается распространением идей ислама, воспитанием, просвещением людей, особенно просвещением молодежи. На территории Красноярского края действуют 17 официально зарегистрированных и 42 неофициальных общин – религиозных групп, также в нашем крае действуют 13 мечетей и 30 молельных домов. Наш муфтият с 2010 года заключил четырехсторонний договор с УФСИН по Красноярскому краю. За девять лет существования муфтията возросло количество молельных домов по всему краю, восстановлена мечеть в с.Казанка. В сфере просвещения есть определенные достижения - нашу воскресную школу посещает около 200 человек. Число желающих совершить хадж тоже значительно возросло, если с самого начала нашей деятельности хадж совершали один, два человека, то сейчас 50-60 человек ежегодно совершают хадж. Необходимо отметить, что количество прихожан возросло в разы.
На что Вы, главным образом, делаете акцент в своей деятельности? Что является приоритетом в Вашей работе?
Основная наша деятельность связана с просвещением людей и распространением идей ислама. Мы много работаем в местах лишения свободы, активно занимаемся благотворительность, помогаем больницам, детским садам и т.д.
В чем заключаются основные проблемы Вашей организации и Российской уммы в целом?
Говоря о проблемах нашей организации – это отсутствие конструктивного диалога с местной администрацией и отсутствие производства халяльной еды, в которой остро нуждаются местные жители вследствие увеличения числа мусульман в регионе, хотя у нас есть проект в этой области, который достаточно сложно осуществить ввиду сложных отношений с местной властью.
Говоря в целом о Российской умме, стоит выделить два фактора - внутренний и внешний. Внутренний - это непонимание идей ислама, предназначение ислама с философской точки зрения, использование ислама в своих целях, и, внешний - недостоверная информация о мусульманах.
Как воспитать в России имама, соответствующего требованиям времени и кто этим должен заниматься ? Какое образование необходимо получить молодому российскому имаму и кто его должен давать?
Имам - это самый образованный человек, учитель, наставник, примеру которого должны все следовать, поэтому имам должен быть эталоном успешности. Как минимум он должен иметь высшее религиозное и высшее светское образования. Имаму необходимо точно и правильно изъяснять свои мысли, быть коммуникабельным, хорошо говорить по-русски и по-татарски, в зависимости от местного языка определенного региона.
Как, по-Вашему, можно побороть религиозный экстремизм, присущий некоторым верующим с одной стороны, и религиозную инертность, присущую некоторым нашим единоверцам с другой?
Как говорила Екатерина II, «с идеей пушкой не воюют». Только идея может победить идею. Говоря о проявлениях экстремизма , если она доходит до крайней степени, необходимо, в первую очередь, физическое ее подавление, лишение ее экономического и информационного подспорья, помочь людям , которые попали под влияние экстремистских идей, ввиду сложных социальных и экономических проблем, выйти из него. А чтобы до этого не доходило, нужно проводить профилактику.
Гульшат Башарова