Раис хазрат Билялов – имам-хатыб Московской Соборной мечети
Биографическая справка:
Родился 4 октября 1966 года в г.Москва. Закончил Московскую среднюю школу №767. В период с 1984-1986 гг. проходил службу в армии во Владимире. В 1987 году работал муэдзином в течение года в Московской соборной мечети. Затем отправился в медресе «Мир Араб» в Бухаре, где через два года перешел на заочное отделение и одновременно поступил на дневное отделение Ташкентского исламского института. В 1991 году завершил обучение в обоих учебных заведениях и вернулся в Москву для продолжения религиозной деятельности. В 2008 году в течение года проходил обучение в Дамаске в институте «Абу Нур». С 1991 года работает имам-хатыбом в Московской соборной мечети. С марта 2011 года возглавляет также МРОМ «Новокосино» г. Москвы
Уважаемый Раис хазрат, расскажите, пожалуйста, о деятельности Вашей организации.
Основная наша деятельность – это просвещение, распространение идей ислама, донесение слова Божьего. В этом году нам удалось открыть еще одну религиозную общину в Новокосино. Наша организация еще очень молодая и мы только встаем на ноги. Активно стараемся работать с просвещением молодежи. Отрадно заметить, что с каждым годом желающих изучать ислам становится все больше. Мы приглашаем всех желающих изучить основы исламской религии.
На что Вы, главным образом, делаете акцент в своей деятельности? Что является приоритетом в Вашей работе?
В хадисе Пророка сказано: «Обучение для верующего мусульманина и мусульманки является фардом (т.е обязанностью)» ,поэтому главное для нас - это просвещение молодежи, а также ее воспитание. От необразованности и отсутствия воспитания у молодежи возникает много проблем, которые влекут за собой необдуманные поступки, приводящие ее к безнравственности.
В чем заключаются основные проблемы Вашей организации и Российской уммы в целом?
Главная проблема, которая стоит сейчас перед нами - это недостаточное финансирование наших проектов, недостаток помещений, мечетей для мусульман. Говоря о Российской умме, то сейчас остро стоит проблема национализма, разделяя людей одной веры на нации, а это неправильно, ведь люди все равны. Еще одна проблема – недостаток знаний и информации у людей об исламе, что ведет к исламофобии.
Как воспитать в России имама, соответствующего требованиям времени и кто этим должен заниматься? Какое образование необходимо получить молодому российскому имаму и кто его должен давать?
Молодой российский имам должен быть высокообразованным, иметь религиозное и, по возможности, светское образование. Конечно, в первую очередь, имамы должны получать религиозное образование здесь в России, сейчас слава Аллаху, у нас в стране есть много хороших высших религиозных учебных заведений. Имамы могут получить в дальнейшем религиозное образование за рубежом в целях еще большего углубления своих знаний в области ислама и арабского языка, но сначала они должны получить его на Родине. Альхамдулиллях сегодня мы возрождаемся, преподавать религиозные дисциплины стало легче, нежели в советские времена, когда государство вело пропаганду воинствующего атеизма.
Как, по-Вашему, можно побороть религиозный экстремизм, присущий некоторым верующим с одной стороны, и религиозную инертность, присущую некоторым нашим единоверцам с другой?
Экстремизм – это не религия, это политика. К сожалению, из-за отсутствия знаний об исламе проистекают многие проблемы. Больше открытости, больше толерантности и доверия должно быть между людьми. Говоря о религиозной инертности, стоит отметить, что нашим единоверцам нужны духовные наставники, которые смогут им грамотно и четко объяснить, что такое ислам.
Должность имам-хатыба Московской соборной мечети налагает мечети особую ответственность. Какова роль и значение этой мечети в масштабах страны?
Роль нашей мечети всегда была огромна. В период Советской власти она была Соборной мечетью и никогда не закрывалась. Она была маятником и светом для мусульман Москвы и гостей столицы. С началом перестройки в стране, в нашей мечети при поддержке муфтия Равиля хазрата Гайнутдина впервые было открыто воскресное медресе. Под его чутким руководством духовная жизнь поднялась на новый уровень.
Вы были студентом бухарского медресе «Мир Араб» и Ташкентского исламского института уже на излете советской эпохи, а сегодня на ваших глазах образованы и работают исламские институты и университеты России. Вы имеете возможность сравнивать- как продвинулось исламское образование на просторах СНГ за эти 25 лет? Чем отличается сегодняшнее медресе от «Мир Араб» или исламский вуз от ташкентского исламского института образца 1990 года?
Уровень преподавания в медресе «Мир Араб» и Ташкентского института практически не обличается от сегодняшнего уровня преподавания в исламских институтах России. В советские времена это были единственными исламскими учебными заведениями, которые готовили богословов. В настоящее время у студентов есть возможность выехать на стажировку за рубеж, а тогда такой возможности не было.
Гульшат Башарова
Ссылки по теме: