закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


24 марта 2017 13:55   Москва 

Салижан Шарипов: мусульманские теле- и радиопрограммы – нужны не только мусульманам, а всем россиянам

Космонавт – Герой России и Герой Кыргызстана Салижан Шарипов – человек, который «поднял» Священный Коран в небо. Он отправился в небо с чистой душой.  Настоящий патриот своей Родины,  и настоящий интернационалист -  свой первый полет он совершил на американском «Шатле», сумев «доставить» на орбиту даже узбекский плов. Узбек по национальности, родился в Кыргызстане – в древнем городе с богатой историей - Узгене, а дорогу в небо – дала Россия. Второй космический полёт Салижан Шарипов совершил в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-5» и бортинженера 10-й основной экспедиции на Международной космической станции с 14 октября 2004 года по 25 апреля 2005 года.  В период полёта совершил 2 выхода в открытый космос. Сегодня Салижан Шарипов возглавляет Молодежный  образовательный Космоцентр «Научно-исследовательского испытательного Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина».

Когда у Вас возникла мечта о космосе?

Она возникла еще в раннем детстве. Для многих советских мальчишек и девчонок, где бы они не жили, – в Киргизии, Вологодчине, на Дальнем Востоке -  настоящими «кумирами» в хорошем смысле этого слова были Юрий Гагарин, Валентина Терешкова. Я тоже мечтал о небе, о космосе. При этом мои родители и я сам – не были атеистами. Как Вы знаете,  наука и ислам вовсе не «антагонисты». Средняя Азия подарила миру немало великих умов – ученых мусульман – математиков, астрономов, чьи научные труды актуальны и поныне. Они изучали звездное небо, стремясь постичь его тайны. Они уже тогда стремились в космос. Первые уроки ислама я получил – в семье – от мамы. Она дала первое наставление - читать и учить Коран. У нас большая семья – семеро детей. Я четвертый – по возрасту. Отец работал, мама занималась хозяйством. Она была очень набожной – ежедневно совершала  пятикратный намаз, держала посты, читала Коран, придерживалась всех предписаний ислама. Именно благодаря ей, две суры Корана я выучил наизусть уже в 4 года и до сих пор читаю их перед сном. «Совершая любой поступок, любой шаг нужно просить благословения Всевышнего» - говорила моя мама. И этого я придерживаюсь всегда. В мечеть – на джума – меня брал с собой дедушка. В детстве я выучил наизусть треть Корана. У нас была соседка религиозно просвещенная женщина – она учила детей – читать, писать по-арабски, читать Коран.  К 8-му классу я был уже достаточно знающим человеком. И тут возникла – дилемма – поступить в медресе, стать профессиональным священнослужителем или осуществить мечту о космосе. На помощь пришла мама. Она сказала: «Твои знания, твоя вера всегда будет с тобой -  осуществи свою мечту…». После 9 класса я стал активно готовиться к тому, чтобы стать летчиком. И, окончив школу, поступил в Харьковское высшее летное училище. Учился на летчика-истребителя, летал на МИГах. И…постепенно попал в отряд космонавтов.

Вопрос может быть звучит странно или банально – скажите как относились в отряде космонавтов к вере в Бога?

Это было начало 90-х годов еще советское время, но уже тогда никто ничего плохого о религии не говорил. Мое поколение космонавтов и последующие -  уже имели представление о Боге, о вере. Хотя,  думаю, что и старшее поколение космонавтов – верило в душе. Сегодня уже стало нормой то, что перед полетом освящают ракетоноситель, корабль.  Конечно, надо понимать, что большинство – православных, поэтому проводится православный обряд. Православные космонавты и католики  перед полетом идут  в храм, исповедуются, причащаются. Но и мусульманские обряды также проводятся. Я перед полетом ходил к мулле на Байконуре. Мы читали Коран, мулла пожелал нам счастливого полета. При этом присутствовал и американский член экипажа. А в Америке – перед полетом на «Шатле», во Флориде – за день до старта пригласили муллу – американского. Он читал Коран. Читали дуа-молитву о хорошем полете и счастливом возвращении на землю.

Вы брали с собой в полет Коран. Где он сейчас?

Он хранится у меня дома, в семье как семейная реликвия.

Полеты в космос сегодня стали «безопасными» как прогулка?

Даже то, что от открытого космоса нас отделяет обшивка,  толщиной от 2 до 5 миллиметров уже заставляет задуматься. К сожалению, космос не стал полностью «безопасным». Профессия космонавта -  в числе самых опасных. Соотношение летавших и погибших космонавтов говорит об этом. Всего на планете в космос летало примерно 550 человек. Советских и российских космонавтов около 125 человек. Я 88 российский космонавт и 375 в мире. Из общего числа немало погибло во время испытаний, в полете, во время возвращения, во время подготовки. Примерно пятая часть, может быть чуть меньше,  погибли. И это надо понимать. В нашем наборе – наборе 90 года, а всего нас было 5 человек, в 93 году погиб один из космонавтов – во время «выживаний». Это практика выживания в течение 2 суток в горных условиях, в пустыне, в северных условиях, в тайге…Естественно, накоплен немалый опыт. Знаем, как готовиться к различным ситуациям, как тренироваться, какие меры безопасности соблюдать. Но все зависит от Всевышнего. Это все понимают и о Боге на орбите «вспоминают» часто.

Вы бывали на Северном полюсе?

Да, два раза. Первый раз – это был такой, чисто спортивный поход. Двое суток были непосредственно на Полюсе. Сыграли там в футбол. А второй раз – это было в честь 80-летия со дня учреждения звания «Герой Советского Союза». Участники – 7 героев Советского Союза и  героев России. Даже был один участник Великой Отечественной войны – тоже Герой Советского Союза - уже очень пожилой человек. Первые герои Советского Союза, как Вы знаете – челюскинцы.  Мы повторили путь знаменитых героев-челюскинцев. И там -  на Полюсе мы зачитали обращение ко всему миру -  всем жителям земли о том, чтобы люди жили в мире, взаимопонимании, чтобы не было разногласий, конфликтов. Это был призыв ко всем нациям, ко всем народам быть ближе друг к другу и сохранять мир на нашей планете. В числе других памятных вещей, я взял на Полюс флаг Духовного управления мусульман Российской Федерации. Это флаг был установлен, участники экспедиции расписались на нем. Сейчас он у меня дома и я очень хочу передать его в Музей Московской Соборной мечети. Что касается «космического» Корана, на котором есть специальный штамп Международной космической станции – он также мог бы, наверное,  быть представлен как экспонат из личной коллекции.

Вам приходилось встречаться с духовным лидером российских мусульман муфтием шейхом Равилем Гайнутдином?

Конечно, мы встречались неоднократно, много раз. Я давно его знаю. Он очень просвещенный человек. Я думаю, что муфтием Равилем Гайнутдином гордятся все российские мусульмане. Каждая его проповедь – идет прямо в душу прихожанам. Доброжелательный,  знающий, деликатный, глубоко интеллигентный человек. Наверное, каждый, кто его слышал, слышит -  обращается к Богу, к вере. Но в России муфтий не только религиозно образованный просвещенный человек, но человек с гражданской позицией. И это в огромной мере присуще нашему муфтию Равилю Гайнутдину. Он – патриот, он защитник прав российских мусульман, он ведет активное международное сотрудничество как «народный дипломат».

Вы участвуете в мероприятиях Духовного управления мусульман Российской Федерации?

Конечно, меня приглашают на многие значимые мероприятия. Вместе с первым зампредом ДУМ РФ Дамиром Мухетдиновым неоднократно бывал на мероприятиях в Татарстане, Киргизии, Ташкенте. Два года назад в Москве, в отеле «Ритц-Карлтон» проходила большая международная мусульманская конференция. Ведущие исламские ученые и богословы, религиозные деятели. Форум – за событиями, которого  внимательно  следили во всем мире. Я очень горжусь тем, что присутствовал там. Считаю, что такие форумы  - это веление времени. Мы видим,  к чему приводят радикальные взгляды, выдаваемые за «истинный ислам», к которому они никакого отношения не имеют. Подобные «примеры», к сожалению,  есть в Средней Азии, связанные с «недоработками» некоторых местных духовных управлений. Это приводит к опасным последствиям. Нужно больше работать с верующими. И Духовное управление мусульман России ведет активную постоянную деятельность в этом направлении – и в России, и на международных площадках. Российский ислам должен показывать пример всей мусульманской умме планеты. Что касается меня, я также стараюсь быть проводником нашего традиционного ханафитского ислама – выступаю перед студентами, школьниками, рассказываю. Для этого нужны знания. Поэтому теперь у меня есть мечта поступить в Московский исламский институт (МИИ). Конечно, у меня напряженный график работы, но я думаю вместе с сотрудниками МИИ – мы найдем подходящий вариант. Очень важно иметь мусульманские радио- и телепрограммы. Вот у православных есть «Радио Вера». Можно и в машине слушать. Есть телеканал «Спас». Хотелось бы, чтобы подобное было и у нас – мусульман. Об этом, как я знаю, говорит и муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Не все мусульмане, к сожалению, имеют возможность часто посещать мечеть, учиться в воскресных школах при мечетях. Для них – это был бы важный просветительский фактор, возможность узнать об истинном исламе и не попасть «в лапы» псевдопроповедников-радикалов, вербующих людей в террористические организации. Много говорилось о создании телевизионного канала «Аль-РТВ», но почему-то его так и нет. Нельзя без современных мусульманских медиа- и коммуникационных средств избежать воздействия хорошо подготовленных радикальных «деятелей» и экстремистов. Они умело используют соцсети, навязывая свои взгляды неокрепшим умам молодых людей. Официальные российские мусульманские каналы, наоборот, помогут выбрать верные жизненные и религиозные ориентиры. Для представителей иных традиционных конфессий – христиан, иудеев, буддистов и для атеистов – это будет возможность узнать правду об исламе, понять,  чем живут их соседи - граждане России мусульманского вероисповедания. Я сам часто общаюсь и с православными людьми и с православными священнослужителями. Однажды даже сопровождал Валентину Владимировну Терешкову в Храм Христа Спасителя на большое мероприятие, которое проводила Русская Православная церковь.

Я видел нашу Землю из космоса. Мы облетаем ее всего за полтора часа. Земля небольшая и, кажется, что все люди живут общими чаяниями - вместе как единый организм. Пока это не совсем так. Но в этом важная задача - и для религиозных деятелей и для всех людей – научиться,  и научить  других понимать, уважать и ценить друг друга.

 

Беседовала Нина Зотова

 

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.