Омирзак-кажы Беккожа: «Перспектива развития ислама на постсоветском пространстве – только в совместных усилиях и проектах»
«Россия и Казахстан опираются на исторически сложившиеся прочные связи и строят свои отношения как государства-союзники. Отношения между двумя государствами многими экспертами рассматриваются как образцовые. Хотелось бы выразить пожелание, чтобы и в вопросах религии два дружественных государства сообща занимались развитием традиционного ислама», - сказал в своем приветственном слове Омирзак-кажы Беккожа, главный имам Карагандинской области. Он представлял ДУМ Республики Казахстан на Х Международной научно-образовательной конференции имени Галимджана Баруди «Исламская теология и академическое исламоведение: сотрудничество и перспективы развития». С ним побеседовал наш корреспондент:
- Уважаемый Омирзак-кажы, в последние годы религиозная жизнь в Казахстане, крупнейшем государстве Центральной Азии, претерпела кардинальные изменения. Эксперты говорят о значительных количественных и качественных изменениях в религиозной структуре страны, о возрождении ислама. Вы с такой оценкой согласны?
- Да, конечно. Все эти процессы идут и не без поддержки правительства. Президент страны Нурсултан Назарбаев лично заинтересован в том, чтобы у нас процветал традиционный ислам, и он делает все, чтобы ислам развивался в нужном направлении. Поэтому мы видим, что в сейчас в Казахстане ислам на подъеме. Процесс этот прошел ряд этапов: после получения независимости, в 90-х годах, после принятия Закона РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» были определенные трудности. Прежде всего катастрофически не хватало кадров, это привело к вторжению некоторых деструктивных течений. Но после того, как казахские ребята, отучившись в том же «аль-Азхаре», вернулись домой и начали преподавательскую деятельность, ситуация начала меняться. Сегодня ДУМ Республики прилагает огромные усилия для повышения образовательного уровня имамов. У нас открылся Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак». Его назвали в честь двух Президентов – Хосни Мубарака, Президента Египта, и Нурсултана Назарбаева. Не думайте, что раз в названии университета есть слово «египетский», то все преподаватели в нем египтяне. Нет! Сегодня 90% преподавательского состава – казахи. Преподавание ведется на основе программ, разработанных в соответствии с требованиями Министерства образования и науки РК. Ежегодно на очном отделении обучается свыше 600 человек. Только из Карагандинской области 81 человек там учится. Кроме университета, на территории Казахстана действует институт повышения квалификации имамов, девять медресе, некоторым из них уже присвоен статуса колледжа, т.е. их дипломы соответствуют государственному стандарту. И выпускник мусульманского колледжа сможет поступать в любое высшее учебное заведение, в том числе и светское.
- Вы являетесь главным имамом Карагандинской области. А сколько на ее территории действует мечетей?
- В Карагандинской области – 145, а в Республике – свыше 2 тыс. 500 мечетей. Практически все имамы имеют специальное образование. Все города, областные и районные центры на 100 процентов обеспечены грамотными имамами. В некоторых аулах служат имамы, которые закончили университет «Нур Мубарак» или медресе, образованных имамов не хватает только в некоторых отдаленных аулах. В перспективе есть идея построить в Астане исламский вуз, но пока наша база – это девять медресе, которые специально выпускают имамов-хатыбов. Это большое подспорье для Казахстана. К тому же в каждом областном центре есть учебные мусульманские центры. Например, в Караганде рядом с мечетью, есть здание, где готовят абитуриентов для поступления в университет «Нур Мубарак». И таких учебных центров много. В них в том числе преподают те, кто учился за рубежом. Из «аль-Азхара» также приезжают ребята – на три года, на пять лет, и тоже участвуют в обучении наших ребят.
- Казахстан, по-моему, единственное государство, где пост главы ДУМ занимал представитель академической науки, доктор филологических наук, профессор Абсаттар-хаджи Дербисали. А как сейчас ДУМ взаимодействует с Институтом востоковедения?
- Институт востоковедения – это академическая наука, которая, как я говорил в своем выступлении на конференции, изучает догматику ислама, его идеологическую систему, историю, право, культуру, письменное наследие мусульман. Академическое исламоведение не занимается апологетикой ислама. Его основная задача предоставлять обществу объективную картину об исламе, духовных ценностях и идейных ориентирах его последователей. Я не скажу, что у нас есть тесное взаимодействие. Но отношения у нас благоприятные, и Абсаттар-хаджи Дербисали, бывший муфтий, всегда присутствует в качестве почетного гостя на наших мероприятиях и конференциях. На заседаниях Совета улемов также можно увидеть ученых-исламоведов. Вместе с тем, я хочу отметить, что в нынешнем муфтияте республики – очень сильный и грамотный состав. Сам Верховный муфтий Казахстана Ержан кажы Малгажыулы много лет учился в «аль-Азхаре», а его помощники – кандидаты наук, магистры. Лично я – магистр философии. Я учился в университете «Нур-Мубарак», а в Карагандинском государственном университете закончил факультет психологии и философии.
- А что Вас побудило получить еще и философское образование в светском вузе?
- Вообще у меня три высших образования. По первому я - педагог. Потом получил исламское образование в университете «Нур Мубарак», и еще одно светское – в ГКУ. А побуждающий мотив…. Вы знаете, в последние годы спрос с имамов очень возрос, от нас требуются универсальные знания. Наличие теологического и светского образования – это обязанность современного имама и руководителя мусульманской общины. Этого требует время, этого требует государство, этого требует и сам муфтий хазрат. Имам XXI века должен быть интеллектуалом, человеком с разносторонними знаниями. У нас в ДУМ Казахстана сейчас идет очень мощная работа в этом направлении.
- Омирзак-кажы, свою магистерскую работу по какой теме писали?
- По окончании университета «Нур Мубарак» «Деструктивные течения в Казахстане», а в Карагандинском государственном университете - «Взаимоотношения между религиозными конфессиями и их влияние на толерантность в обществе». Я считаю, что Казахстан – это образцовое государство, где на протяжении последних 26 лет все культуры, все этносы, все конфессии равноправны. Веротерпимость, толерантность – это норма в нашей Республике. Большой вклад в это внес наш Президент Нурсултан Назарбаев, а также религиозные деятели.
- В своем приветственном слове на конференции вы сказали, что татарское духовенство в XIX веке, в начале XX века сыграло немаловажную роль в развитии ислама в Казахстане. Как прошлое помогает нынешнему сотрудничеству с братьями в Российской Федерации?
- Из истории ничего не вычеркнешь, и ничего не сотрешь. У меня предки были муллами, и в доме у нас была хорошая библиотека. Когда я стал интересоваться исламом, оказалось, что все книги, на 100 процентов, были изданы в Казани, в типографии братьев Каримовых. Всего, по неполным данным, до Октябрьской революции 1917 года ими было напечатано около 20 миллионов экземпляров книг. Год издания книг в нашей семейной библиотеке - 1897, 1899, 1905 годы. Это – тафсиры, Сира, «Мухтасар»…. Много книг. На арабском языке и с переводом на татарский, но арабской вязью. В каждом доме был казанский Коран, то есть Коран, изданный казанской типографией. Сейчас много Коранов из арабских стран привозят, но остались еще в семьях старые – казанские Кораны. Я 26 лет работаю имамом, начал еще в 1991-м году. В первые годы моего служения, когда еще были живы аксакалы, они мне рассказывали: почти повсеместно вплоть до Центрального Казахстана имамами у нас были татары. В 1923-м году казахское духовенство присоединилось к ЦДУМ России и Сибири в Уфе. В детстве я много слышал о медресе «Галия», но я не знал тогда, где оно находится. Старики, помню, говорили с почтением про какого-то ученого-казаха, что он учился в «Галие». Это считалось как знак высокого качества. Я тогда по малости лет не придавал этому значения, а потом узнал: по данным казахской газеты 1917 года, за 10 лет существования медресе «Галия» его выпускниками стали 154 казаха. Это очень высокий показатель! Я подтверждаю – татарское духовенство сыграло очень важную роль в развитии ислама в Казахстане. Это надо помнить и ценить! Что касается нынешнего исторического этапа… Наш муфтият всегда очень благосклонно, дружественно относился к духовенству России. К нам часто приезжают российские богословы. Недавно в университете «Нур Мубарак» с лекцией выступал первый зампред ДУМ РФ, ректор Московского исламского института, председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области Дамир хазрат Мухетдинов. Я считаю, что перспектива развития ислама на постсоветском пространстве – только во взаимодействии, только в совместных усилиях и проектах. В рамках встречи с шейхом Равилем Гайнутдином, которая прошла на полях Х Чтений имени Баруди, была выдвинута идея учредить Евразийский исламский университет с филиалами в Казахстане, Узбекистане и т.д. Я думаю, это очень правильная идея. Именно Евразийский! Политики занимаются Евразийским экономическим союзом, формированием единого евразийского пространства, и мусульманское духовенство может сыграть в этом свою позитивную роль. Реализация этой идеи приведет к большей сплоченности мусульман, единству наших народов.
Беседовала Ольга Семина