Тарья Манккинен: «Мы гордимся татарской общиной Финляндии»
«Цветные» революции в странах Северной Африки и Ближнего Востока существенно изменили религиозную карту северного соседа России – Финляндии. В результате притока мигрантов численность мусульман в Финляндии приблизилась к 70-ти тысячам, ислам стал второй по численности религиозной конфессией в стране. Перед выходцами из Ирака и Сомали, Косово и Афганистана, Нигерии и Сирии, Марокко и Алжира стоит непростая задача – как, сохранив свои культурные и религиозные традиции, безболезненно влиться, интегрировать в финский социум? Как в новой среде, кардинально отличной от привычного уклада жизни в арабской стране, исламском государстве, не потерять своей идентичности?
Татарская община Финляндии уже давно решила эту задачу, причем решила блестяще! Татары-купцы из Нижегородской губернии переселились в Финляндию, входившую с 1809-го по 1917-ый годы в состав Российской империи в качестве национального государственного образования - Великого княжества Финляндского, еще в конце 19-го века. С них начинается история мусульманской общины в Финляндии, история, в которой было и создание Исламского общества, и строительство здания Татарской мусульманской общины в Хельсинки, и организация курсов по изучению родного языка и религии, и много других славных дел. Одна из самых последних глав этой истории – проведение в декабре 2017-го года в Хельсинки XIII Международного мусульманского форума, организатором которого стала в том числе и мусульманская община Финляндии. Выступившая на форуме г-жа Тарья Манккинен, руководитель департамента Министерства внутренних дел Финляндии, ответила вопросы нашего корреспондента:
- Как Вы оцениваете роль мусульманской (татарской) общины Финляндии, ее вклад в развитие страны?
- Татарская община Финляндии – одно из старейших национальных объединений в нашей стране, она немногочисленна - это около тысячи человек, которые живут в Хельсинки, Турку, Тампере, но мы ей по праву гордимся. С одной стороны, община органично вписалась в наше общество, но в то же время она неизменно хранит приверженность своей религии, своим религиозным и культурным ценностям. Это очень хороший пример того, как можно жить вместе с другим народом, сохраняя при этом свою идентичность, самобытность. Я считаю очень важным реализацию этого принципа. У нас есть специфика в определении своей идентификации, но несмотря на это мы уживаемся вместе.
- История пребывания татарской общины в Финляндии насчитывает уже полтора века. За это время у общины возникали какие трудности, проблемы с местным населением, с властями?
- Нет. Я изучала этот вопрос, когда училась в Университете. И я не помню, чтобы были какие-то конфликты с местным населением, с властями. Финляндия всегда была и остается страной достаточно толерантной. Один из вызовов нашего времени, который явился результатом поляризации сил в международных отношениях - возрастание ненависти по отношению к национальным меньшинствам. Сейчас мы это наблюдаем в странах Европы. Я считаю, что это очень опасная ситуация, но такого никогда не было в Финляндии.
- Вы приняли участие в Международном мусульманском форуме, основная тема которого «Коранический гуманизм и глобальные проблемы современности: стратегии и решения». Ваша оценка и Ваши впечатления.
- Я считаю крайне важной тему, которая вынесена в название форума. Важность я вижу не столько в постановке, сколько в поиске решений современных проблем, решений, которые основываются на Коране – священной книге мусульман. Проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся, никак не согласуются с положениями Корана, идут вразрез с основополагающими принципами ислама. Конференция напоминает о базовых ценностях ислама и их применении в современной жизни. Ведь мы живем не историей, не прошлым, современные реалии совсем иные. Особенно это касается молодежи, за которой будущее. Поэтому особенно важно до нее донести основополагающие принципы Корана и гуманистические ценности исламской религии.
Беседовала Ольга Семина