Мевлюд Дудич: мы пришли в этот мир, чтобы работать вместе и делать благое
Муфтий Гайнутдин и Мевлюд Дудич. Московская Соборная мечеть, 6 февраля 2018 г. |
«Я восхищен исламом в России. Все это время мы в Сербии считали, что в вашей стране не так много соблюдающих мусульман. Однако, сейчас мы увидели уникальную инфраструктуру, красивые мечети, образовательные учреждения, реализацию множества проектов и программ», - заявил председатель исламской организации (Мешихата) в Сербии, доктор философии муфтий Мевлюд Дудич во время встречи с шейхом Равилем Гайнутдином в его резиденции в Московской Соборной мечети.
Делегация сербских мусульман впервые посетила Россию по личному приглашению духовного лидера российских мусульман муфтия шейха Равиля Гайнутдина. В ходе визита в члены сербской делегации совершили джума намаз в Московской Соборной мечети, посетила Московского исламского института, Культурный центр Дар. «Я уверен, что в будущем мы будем вместе трудиться во благо ислама и мусульман!» - сказал Мевлюд Дудич в беседе с корреспондентом DumRF.Ru:
- Уважаемый муфтий, Сербия – одна из наиболее дружественных стран к Российской Федерации. Россиян и сербов объединяет и история, и религия, православная, прежде всего, но, может быть, и ислам тоже?
- Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Да, в Сербии проживает более семи миллионов человек, и подавляющее большинство из них – православные. Мусульмане составляют по разным оценкам от 7 до 10% населения. Практически все они живут в провинции Санджак. (До конца 14-го века именно в Санджаке был центр сербского средневекового государства - Рашка. В настоящее время в официальных документах Сербии регион именуется не "Санджаком", а "Рашкой") Там сегодня полмиллиона мусульман – бошняков. Когда-то эта территория была частью Боснии и Герцеговины, но в 1913 году Санджак был разделен на две части – часть отошла к Черногории, другая часть к Сербии. В той части, где мы живем, сейчас действует около 200 мечетей. Мы (т.е. Мешихат исламской общины в Санджаке) создали большую сеть исламских учреждений, под эгидой нашей структуры действуют детские сады, школы хафизов, школы по подготовке имам-хатыбов, факультет исламских наук, международный университет, издательский дом, теле- и радиоканал. Кроме Санджака, мусульмане-албанцы Сербии живут в Прешево, в Белграде и в автономном крае Воеводина. Но повторяю, когда говорят о мусульманах Сербии, прежде всего, имеют в виду многочисленную мусульманскую общину бошняков в Санджаке. К сожалению, в Белграде сегодня действует только одна мечеть Байракли, которая построена еще в 1575 году. Есть мечеть в Воеводине. Мы строим мечети там и в Суботице. Конечно, я мечтаю, чтобы в столице Сербии появилась такая же прекрасная мечеть, как в Москве, и исламский центр. Да, в Сербии живут в основном православные. Во времена Милошевича в Сербии быть мусульманином было очень трудно. Война в Боснии, проблемы в Косово – было тяжело, но в последние годы ситуация немного улучшилась. Сейчас мы живем, как и представители других конфессий. Мы пользуемся всеми свободами. Изменения в лучшую сторону налицо. Это касается не только мусульман, но и представителей других конфессий. Всевышний создал человека для того, чтобы он приносил благо другому. Всевышний послал нашего Пророка как милость всем мирам. Не только милость мусульманам, а как милость всем людям - православным, иудеям, мусульманам, в какой бы стране они ни жили. Я на конференциях часто говорю: наш мир - это сад. В саду должны быть разные деревья, разные цветы. Нельзя говорить – «Я лучше тебя!» или «Я лучше него»! Это слова шайтана. Всевышний сказал: «Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный». Этот мир – для веры во Всевышнего и для счастливой работы. А Судный день станет днем справедливости, днем истины. Мы не всеведущие. Всеведущ и всезнающ только Всевышний. Мы пришли в этот мир, чтобы работать вместе, сотрудничать друг с другом и делать благое для себя, для своей семьи, для своей религии, для другого. В этом предназначение мусульманина, в этом предназначение нашей религии. Именно в таком духе мы и стараемся воспитывать новое поколение – в школах, институтах, на факультете исламских наук. Это очень непросто, особенно в наше время, когда появились еретики, сепаратисты, когда люди убивают во имя ислама, во имя Аллаха. Вспомним, такое было и во времена Пророка, и наш Посланник сказал о таких людях – собаки огня! Мы же стараемся воспитать новое поколение, которое любит, а не ненавидит, которое созидает, а не разрушает. Это трудно, повторяю, но мы стараемся это делать.
- Где Вы учились и получили исламское образование?
- Во времена моей юности (Мавлюд эфенди Дудич родился 21 июня 1966 года в общине Тутин Рашского округа Сербии) никаких исламских средних школ не было, только в Сараево, столице Боснии и Герцеговины, и в Приштине, в Косово, где я и учился в медресе Аляутдин. Закончив медресе, я не смог поехать в арабские страны. Отправился в Сараево. Учился там 4 года, окончил теологический факультет, после чего служил имамом у себя на родине. Хотел получить высшее исламское образование в аль-Азхаре, но началась война между Ираком и Кувейтом, и мне пришлось вернуться. Поступил в Международный университет в городе Нови Пазар, закончил магистратуру, затем защитил в этом же университете докторскую диссертацию. Учился некоторое время в Америке. Преподавал в Исламской академии Нови-Пазара, был там ректором Международного университета.
- Понятно, что ислам является одной из традиционных религий в Сербии. Мусульмане проживают на сербской земле в течение многих столетий. На Ваш взгляд, ислам в Сербии имеет особенности?
- Да, особенности есть. Они есть и в Германии, и в Великобритании, и в Сербии. Хотя я не согласен с термином «европейский ислам». Ислам остается исламом везде. Нет ислама европейского, русского или саудовского. Но есть особенности, в частности, и у нас, и на Балканах в целом, и на европейском континенте. В этом вопросе важно понимать разницу между религией и традицией. Традиция – это не обязанность. Мы придерживаемся в одежде европейского стиля, а не саудовского. Почему? Да потому что у нас холоднее. В Санджаке зимой температура может опуститься до минус 35 градусов. Поэтому мы не можем носить в это время одежду из хлопчатобумажной ткани, нужна шерстяная одежда. Поэтому я считаю, что нужно учить мусульман различать – что есть религия и что обычай, традиция. Вот у меня состоялась встреча с уважаемым и досточтимым шейхом Равилем хазратом Гайнутдином, и я понял, что между нами – татарином-мусульманином и бошняком-мусульманином – различий нет. Но посмотрите, что делается в странах Ближнего Востока! Мусульмане Сирии, Афганистана, Ирака вынуждены покидать свою родную землю! Я не знаю, что будет с палестинцами после решения Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля. Иерусалим должен быть открыт для всех, это священный город для представителей трех мировых религий. В Европе - другая проблема: двойные стандарты. Ислам не боится европейцев. Ислам – это милость для Европы. Европа – для всех, она не христианская, не иудейская, не мусульманская. Но когда в Брюсселе или в Париже человек с исламским именем совершает противоправное действие, его называют мусульманским террористом. Вспомните Брейвика, который расстрелял десятки людей! Его же не называют христианским террористом?! Говорят, что он –безумец! Если Брейвик – безумец, то и те, кто устроил побоища в Брюсселе или Барселоне, - тоже безумцы, а не исламские террористы. Никто не имеет права лишать человека жизни, посягать на то, что на арабском языке выражается словом «рух». Рух – дарован человеку Всевышним, и никто не может его забрать. Люди, совершающие такое зло, - преступники, от имени какой бы религии они ни совершали свои злодеяния. Но страшны не только они, не менее страшны и опасны двойные стандарты! Я уже говорил, что наш мир – это сад. Кто хочет, тот верит. Кто не хочет, тот не верит. Но мы как наместники Всевышнего на земле должны творить, созидать, а не разрушать. Европейцы должны понять, что Европа - это дом для всех людей, это общий дом. Я хочу жить в Санджаке, в Сербии, на Балканах, в Европе как мусульманин. И я благодарю Всевышнего за то, что он даровал свою милость жить так, как я живу сейчас!
- Вы читали лекции во многих странах, участвовали в различных научных симпозиумах по вопросам межкультурного диалога, прав человека. В прошлом году Вы впервые приняли участие в Международном мусульманском форуме, организатором которого является Духовное управление мусульман РФ и Совет муфтиев России. Вам как ученому этот форум интересен?
- Прежде всего, я хочу выразить благодарность уважаемому муфтию шейху Равилю Гайнутдину за приглашение принять участие в форуме, а всем организаторам - за выбор темы «Коранический гуманизм и глобальные проблемы современности: стратегии и решения». Я считаю ее крайне важной, хотя во всей полноте современного понимания гуманизма ее трудно осмыслить за несколько дней. Всевышний совершенно четко определил в Священном Коране предназначение человека на этой земле, кто он? Каков его путь? Что он должен делать? Ответы на все эти вопросы есть в нашей Священной книге. Но все ли мы понимаем в этих вопросах, все ли это вошло в нашу душу, я не знаю. Но, повторюсь, я считаю постановку проблемы нужной и актуальной. Важно сделать первый шаг, ведь все начинается с первого шага.
Беседовала Ольга Семина
Ссылки по теме:
Муфтий Гайнутдин встретился с муфтием Сербии Мевлюдом Дудичем