Габдуннур Камалуддин: наша религия является наиболее толерантной по отношению к другим конфессиям
Интервью с председателем Регионального духовного управления мусульман Кировской области Камалуддин Габдуннур Салимовичем для межрайонной еженедельной газеты «Народный вестник Вятки».
Ахмеров А.С.: Разъясните пожалуйста, какие обязанности возложены на Вас, как на главу мусульман Кировской области?
Камалуддин Г.С.: Мои обязанности как Муфтия Вятского определены в Уставе РДУМ Кировской области. Прежде всего, это духовное руководство верующими, управление Вятским Муфтиятом и организациями, относящимися к Вятскому Муфтияту. Также в мои обязанности входит религиозно-нравственное воспитание мусульман, укрепление их единства. Для меня, как для главы мусульман Кировской области, основной целью сегодня является поднять уровень религиозной образованности, грамотности мусульман.
Ахмеров А.С.: Много ли мусульман проживает на территории Кировской области?
Камалуддин Г.С.: Во время последней переписи населения, да и в предыдущих, в опросный лист не включался пункт о вероисповедании. Поэтому точными данными о мусульманском населении нашей области я, как и все остальные, не располагаю. Сегодня вероисповедание обычно определяется по национальному признаку. Традиционно считается, если человек – татарин, то он мусульманин, если русский – то христианин, если мариец или удмурт, то они также считаются христианами. Но такое соотнесение вероисповедания и национальности на сегодняшний день уже не соответствует действительности. Я лично знаю русских, марийцев, исповедующих Ислам. В то же время знаю татар, которые исповедуют то или иное направление христианства. Поэтому определить количество людей того или иного вероисповедания на территории области можно только путем включения вопроса о вероисповедании в опросный лист при переписи населения.
Мусульмане составляют немалую часть населения Кировской области. Основная часть их населяет южные районы области: Вятскополянский, Кильмезский, Малмыжский, Уржумский. Помимо этого мусульман много и в самом областном центре – г. Кирове, а также в г. Кирово-Чепецке и в Слободском районе. Также и в других районах области в том или ином количестве присутствуют мусульмане.
Ахмеров А.С.: Сколько действующих мечетей в Кировской области?
Камалуддин Г.С.: На сегодняшний день во всех татарских деревнях, где жители являются мусульманами, есть мечети. В основном, это мечети, заново отстроенные после советского периода. В некоторых деревнях, где население смешанное (есть и мусульмане и немусульмане), уже есть мечети, а в некоторых татары выражают желание построить мечеть. В целом по моим данным в Вятскополянском районе 11 мечетей, в Малмыжском районе 11 мечетей, в Кильмезском районе 8 мечетей, в Уржумском районе 1 мечеть, в Слободском районе 1 мечеть, в г. Кирове 1 мечеть. Таким образом, всего в Кировской области на данный момент есть 33 мечети.
Ахмеров А.С.: Как Вы считаете, будут ли услышаны молитвы мусульманина, если он молится у себя дома, в лесу, в саду, но в мечеть не ходит?
Камалуддин Г.С.: Во-первых, я должен сказать, что с точки зрения Ислама вопрос о том, услышаны ли молитвы или нет, является абсурдным. Так как Всевышний Господь является Всеслышащим, соответственно, нет ничего, что бы Он не услышал. Вопрос должен ставиться так: будут ли наши молитвы приняты Господом или нет?
Во-вторых, я бы хотел объяснить, что такое мечеть в нашем понимании. Слово мечеть (масджид) происходит от арабского слова «сажда» - «кланяться, падать ниц, поклоняться». Соответственно, слово мечеть – «масджид» обозначает место, куда мусульманин специально приходит, чтобы совершить поклонение своему Господу. В целом, мусульманин может везде молиться своему Господу, так как сказано, что вся земля является мечетью. Единственное условие - это должно быть чистое, не отхожее место.
В-третьих, хотя молиться своему Господу можно в любом месте, однако нельзя без веских, уважительных причин оставлять дорогу в мечеть, так как намаз, совершенный в мечети сообща с другими мусульманами, намного превосходит по ценности перед Господом намаз, совершенный в одиночку.
Таким образом, когда мусульманин совершает намаз, он должен прилагать все усилия, чтобы наилучшим образом выполнять все условия и предписания, относящиеся к намазу, и должен стараться совершать намаз с искренним сердцем. Чем искреннее наше сердце во время намаза, тем выше его степень перед Господом. А мы можем лишь надеяться на то, что наш намаз будет принят Господом. Это то, что ведомо только Аллаhу, а нам не стоит задаваться этим вопросом, так как это может породить в сердце сомнение.
Ахмеров А.С.: Общаетесь ли Вы со служителями православных церквей и представителями других конфессий, известны ли случаи совместного решения возникших религиозных или светских проблем?
Камалуддин Г.С.: Да, конечно общаюсь. Хочу сказать, что когда я в 1996 г. еще только был назначен настоятелем мусульманской общины г. Кирова, первым делом я посетил Вятскую Епархию. Там у меня состоялась весьма приятная беседа с митрополитом Хрисанфом, продолжавшаяся 3 часа. Я стараюсь никогда не избегать встреч с представителями иных конфессий. Ислам не запрещает диалог с представителями других религий. Как бы ни старались оппоненты Ислама доказать обратное, наша религия является наиболее толерантной по отношению к другим конфессиям. Доказательством тому служит история тысячелетнего сосуществования Ислама и других религий на территории России.
Что касается совместного решения религиозных или светских проблем, таких случаев не припоминаю.
Ахмеров А.С.: Что нужно сделать, чтобы верующие разных вероисповеданий жили в дружбе и взаимопонимании?
Камалуддин Г.С.: Начнем с того, что краеугольным камнем мирного сосуществования верующих разных вероисповеданий является отсутствие навязывания своей религии, мировоззрения, обычаев людям иного вероисповедания и культуры.
Помимо самих верующих, большую роль в этом играет государство. Россия – светское государство, это означает, что какая-то одна религия не может поддерживаться на государственном уровне. Государственная политика, по моему мнению, должна проводиться таким образом, чтобы должное внимание в равной мере уделялось, прежде всего, тем конфессиям, к которым исторически принадлежит население России, которые являются частью культуры народов России.
Что касается новообразовавшихся течений тех или иных религиозных конфессий, то надо сказать, что их появление во многом обусловлено мощной поддержкой «извне». Соответственно, они не столь нуждаются во внутренней поддержке государства по сравнению с традиционными религиями. Общеизвестно, что в трудные годы народ России черпал духовные силы, а страна находила поддержку именно в традиционных для России Православии и Исламе суннитского (ханафитского) толка. А новым течениям еще только предстоит доказать свою надежность для России: во-первых, как духовной опоры той части населения страны, которая относит себя к ним, а во-вторых, как фактора защиты целостности России как государства.
Ахмеров А.С.: Что Вам удалось сделать значимого с момента назначения Вас на пост главы мусульман вятской земли?
Камалуддин Г.С.: За то время, что я занимаю этот пост, по Воле Аллаhа, нам удалось создать первое в истории вятского края Региональное духовное управление мусульман Кировской области в составе ЦДУМ России.
Также мусульманам была полностью возвращена Вятская соборная мечеть, насчитывающая более 100 лет с момента постройки. Эта мечеть была построена в 1909 г. на деньги местных татар. Известно, что на ее постройку жертвовали даже представители других конфессий.
Мусульмане наконец-то смогли заявить о себе, как о полноправной части населения вятской земли. Вятский Муфтият, выступая от лица мусульман Вятки в отношениях с гос. органами, участвует в Соглашениях о сотрудничестве с Правительством Кировской области, УВД по Кировской области, УФСИН России по Кировской области, Управлением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Кировской области.
Ахмеров А.С.: Как Вы считаете, доступен ли в современных экономических условиях нашему вятскому мусульманину хадж?
Камалуддин Г.С.: Хадж является обязательным только для состоятельных мусульман. Для обеспеченного мусульманина сегодня не является проблемой съездить в хадж.
Ежегодно определенное количество мусульман нашего региона (хотя их и не много) отправляются в хадж.
Ахмеров А.С.: Как Вы относитесь к введению штатного мусульманского священника в вооруженных силах России? Поможет ли это нормализовать обстановку в армии?
Камалуддин Г.С.: В целом, я считаю это нужным делом. Тем более, у России в этом уже есть опыт, еще в дореволюционный период истории. Мусульманских настоятелей так и называли: «полковой мулла». Но сегодня мы сталкиваемся с проблемой нехватки квалифицированных кадров даже в приходах. Поэтому, прежде чем вводить такую должность, нужно провести серьезную работу по подготовке соответствующих этой должности кадров. Без этого такая мера вряд ли принесет пользу. Что касается нормализации обстановки в армии, то при условии наличия грамотных в религии настоятелей, конечно, это принесет положительные результаты.
Ахмеров А.С.: Занимается ли Ислам интернациональным воспитанием?
Камалуддин Г.С.: Я не знаю, какое значение Вы вкладываете в понятие «интернациональное воспитание», поэтому отвечу, исходя из своего понимания.
Еще Пророк Мухаммад (солляллаhу г`алейhи ва саллям) в своей прощальной проповеди ясно указал на то, что араб не может быть лучше неараба, и что неараб не может быть лучше араба, также белый не может быть лучше черного, и черный не может быть лучше белого, поистине, фактором, определяющим превосходство одних людей над другими, является лишь их благочестие.
В нашем Священном Писании – Кур`ане Господь говорит:
(смысл) «О, люди! Подлинно создали Мы вас от одного отца и матери и сделали вас (различными) народами и племенами, дабы вы знали одни других. Истинно, наидостойнейший из вас пред Господом – наибогобоязненный из вас!» (Сура Аль-Худжуроот, 49/13)
Пророк Мухаммад (солляллаhу г`алейhи ва саллям) был послан с призывом к Исламу ко всему человечеству. Соответственно, Ислам является интернациональной религией. Утверждая принцип интернационализма, Ислам также утверждает принцип ценности человека не в связи с его принадлежностью к той или иной национальности, а в связи с его степенью перед Господом, которая зависит от его богобоязненности и благочестия.
Поэтому, мусульманин, получающий знания о своей религии от надежных учителей, воспитывает в себе уважительное отношение как к своему народу, так и к другим народам.
Ахмеров А.С.: Что бы Вы хотели пожелать всем верующим мусульманам, читателям газеты «Народный вестник Вятки»?
Камалуддин Г.С.: Хотелось бы пожелать всем мусульманам Bятки относиться к своей религии со всей серьезностью, стремиться к получению религиозных знаний и жить, согласно полученным знаниям.
Дай Аллаh всем нам мир и благодать в этой жизни и вознагради нас Раем в жизни будущей. Амин.
Ахмеров А.С.: Спасибо Вам большое, что нашли время ответить на наши вопросы. Желаем Вам крепкого здоровья, долгих лет жизни и свершения многих добрых дел на нашей Вятской земле.
Источник: «Народный вестник Вятки»