закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


10 февраля 2020 16:59   Москва 

Зельфира Трегулова: Люди, живущие на разных концах планеты, одинаково остро ощущают мировые проблемы

Пять лет назад, в 2015 году Государственную Третьяковскую галерею - важнейшее культурное учреждение Российской Федерации, известное во всем мире своими уникальными собраниями и культурно-просветительскими проектами, возглавила искусствовед, музейщик с большим опытом Зельфира Трегулова.  

Об этой яркой женщине, ученом, искусствоведе, кураторе и руководителе многих международных музейных проектов, пишут отечественные и зарубежные издания не только специализированного культурного профиля. Зельфира Трегулова в авангарде современного музейного дела. В этом не трудно убедиться - достаточно познакомиться с программами лекториев, экскурсий, конференций, новых экспозиций постоянно обновляющейся Государственной Третьяковской галереи. 

Зельфира Трегулова считает, что девиз “Единство в многообразии” как нельзя более точно передает специфику, суть и назначение современного музея, который предельно открыт для посетителей разных возрастов, национальностей, религий. 

Наш корреспондент Ольга Семина побеседовала с Зельфирой Исмаиловной. 

− Уважаемая Зельфира Исмаиловна,  в сентябре 2018-го года Вы посетили Московскую Соборную мечеть и встретились с председателем Духовного управления мусульман России шейхом Равилем Гайнутдином. Эта встреча, на Ваш взгляд, закономерна? Чем она Вам запомнилась?  

Конечно, это было не случайно. Дело в том, что Государственная Третьяковская галерея хранит огромную коллекцию работ художников, которые жили и творили в Татарстане, Башкортостане, Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане. Теперь это независимые государства, но когда-то мы все жили в одной огромной стране. Произведения художников этих государств мы не просто храним, а стараемся показывать.  Мы заинтересованы в том, чтобы к нам в музей приходили люди разных национальностей и конфессий, взрослые и дети из самых разных семей, в том числе и из мусульманских. Во время встречи с уважаемым шейхом Равилем Гайнутдином мы как раз об этом говорили.  

Понятно, что человек, которого зовут Зельфира Исмаиловна Трегулова, имеет татарские корни. Я не принадлежу ни к какой конфессии. Я, скорее, агностик.  

Но при этом подчеркну: прекрасно понимаю, насколько важно сегодня всем общаться со всеми. Мы, живущие на этой планете, одинаково остро ощущаем проблемы, которые существуют в мире. И понимаем, что их надо решать. Разными методами, используя различные возможности. 

− Какие бы Вы выделили возможности музеев в этом сотрудничестве? 

Мы говорили во время встречи с шейхом Равилем Гайнутдином о нашем желании развивать специальные программы для детей из семей мигрантов.  

Основная задача таких программ  духовное просвещение и культурное воспитание. Нам удалось прошлым запустить эти программы совместно с Музеем современного искусства «Гараж», который разделяет наше беспокойство по поводу того, что дети из семей мигрантов порой не ходят в школу, оказываются не интегрированными и лишенными очень многого, что доступно их сверстникам из коренных московских семей.  

Я встречалась также с губернатором Подмосковья Андреем Юрьевичем Воробьевым. С ним тоже обсуждался вопрос о подобных образовательных и выставочных программах для Московской области. Для столичной области это проблема не менее актуальна, чем для Москвы.  

− На сайте Государственной Третьяковской галереи сегодня действительно видишь приглашения для посетителей разных возрастов. Какие перспективы для нас, посетителей, в плане знакомства с творчеством художников традиционно мусульманских регионов? 

Я не случайно начала разговор с упоминания работ художников из Татарстана, Башкортостана, а также республик Северного Кавказа и Среднеазиатского региона. Когда мы осуществляли специальную программу летом 2019 года в стенах Третьяковки, в постоянную экспозицию, представляющую советское искусство с 1917-го по 1990-ый годы, включили из запасников работы художников из этих республик и регионов.  

 Что касается общей тематики экспозиции, то мы сконцентрировались на теме дома. Полагаю, эта тема интересна, особенно привлекательна не только специалистам. Она очень важна и для людей, которые приезжают в Москву работать, находятся вдали от родного очага, среди людей с иными традициями и устоями.  

 Думаю, что для людей, принадлежащих к мусульманской культуре, дом и семья – это нечто чрезвычайно важное. Причем важное не только как историческое прошлое. Традиции, домашний, внутренний мир семьи продолжают сохраняют свое значение. Хотя, увы, для многих дом и семья сегодня перестают играть ту роль, которую они играли раньше. 

По своим родным, племянникам (их много живет в Москве), я вижу, как они стараются сохранять общение между всеми, кто принадлежит к нашей большой семье. Какой бы ни была степень родства, все равно мы - одна семья. Если радость – вместе, если печаль – тоже вместе. Это поддерживает и согревает, потому что ты понимаешь, что помимо твоих самых близких людей есть еще огромная семья.  

Я уже давно потеряла родителей.  Но знаю: когда мне будет тяжело и плохо, то не только дети, но все многочисленные и замечательные люди нашей большой семьи помогут и поддержат. Точно также и я с ними рядом, когда мы празднуем или вспоминаем тех, кто уже не с нами.  

− Зельфира Исмаиловна, Вам приходится общаться со многими общественными и политическими деятелями. Масштаб и значимость Третьяковской галереи таков, что в его Попечительский совет входят известнейшие люди страны. У Вас складывается и опыт общения с религиозными лидерами. Поделитесь впечатлениями. 

 Мне думается, только яркие, сильные, харизматичные личности могут возглавлять те или иные конфессии. Мне выпала огромная честь представлять экспозицию выставки «Русский путь. От Дионисия до Малевича» Папе Римскому Франциску в Ватикане. То есть у меня был опыт общения с высшими иерархами католической церкви.  

Я встречаюсь с его святейшеством патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В частности, так было во время праздника Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре. 

Мы достаточно серьезно и активно сотрудничаем с Еврейским музеем и центром толерантности. Периодически встречаюсь с Главным раввином Российской Федерации Берл Лазаром и его коллегами, в частности, с Александром Бородой, который возглавляет этот музей. 

Очень важной стала встреча с председателем Духовного управления мусульман Российской Федерации муфтием шейхом Равилем Гайнутдином.  Каждое общение с такими людьми приоткрывает нечто новое, открывает важные стороны нашей жизни. Общение с этими людьми возвращает тебя к  вечным вопросам, вновь заставляет о них задуматься.

 Трудно говорить обобщенно о лидерах разных конфессий России. В каждой конфессии есть постулаты, которые важно знать и помнить. При этом как бы не называлась религия, каким бы именем люди не называли Бога, мы все прекрасно понимаем, что человечество – едино. Если даже ты не человек верующий, всё равно понимаешь, что есть некая великая идея, некая великая истина, которая (я очень на это надеюсь) управляет миром и которая не допустит его распада.  

− Вам приходилось в какие-то периоды жизни обращаться к Корану, держать его в руках? 

Да, конечно. Правда, это было давно. Когда я училась в университете (З.И. Трегулова закончила исторический факультет МГУ, затем аспирантуру МГУ - ред.), а это были 70-е годы прошлого века, от студентов преподаватели истории стран Востока требовали прочтения всех первоисточников, включая Библию и Коран, равно как и всех великих эпосов – Махабхараты, Рамаяны и т.д. Через эти книги и постигались принципиальные вещи, через них и открывались величайшие культурные цивилизации. 

− В Третьяковской галерее – замечательный лекторий. А лекции, посвященные исламскому искусству, в нем можно будет услышать? 

В собрании Третьяковской галереи нет исламского искусства. У нас есть искусство тех народов, тех регионов, где основной религией является ислам.  В большинстве своем авторами этих произведений искусства  советские художники, которые не были людьми открыто верующими, которые выросли совсем в другой атмосфере.  

Но мы очень активно сотрудничаем с художественными музеями тех республик и государств, о которых я говорила выше. Например, у нас очень активные связи с Татарстаном. Мы сделали там две блистательные выставки.  

Я с громадным уважением отношусь к Президенту Республики Татарстан Рустаму Нургалиевичу Минниханову. Считаю, что он выдающийся политик и руководитель, и человек, с которым очень интересно общаться. В общении его вопросы показывают, что он сразу схватывает суть, как говорится, зрит в корень.  

У Третьяковской галереи налажено сотрудничество с Азербайджаном. Сделали две выставки азербайджанских художников – великого Таира Салахова и «Созвездие Апшерона», на которой были представлены лучшие произведения азербайджанских мастеров из наших собраний.  

Стараемся активно работать на Ближнем Востоке.  В 2018 году в рамках Года России  в Катаре, в столице страны Дохе представили замечательную выставку  «Русский авангард: пионеры и «наследники по прямой».  

− Есть определенные трудности при подготовке выездных экспозиций в исламские страны. Как их разрешаете? 

Готовя выставку в исламскую страну, конечно, следует учитывать, каковы традиции, что можно показывать, а что не стоит. Поэтому, долго выбирая тему для выставки в Катаре, остановились на искусстве геометрической абстракции и искусстве беспредметном. Сейчас идет серьезная работа над новыми проектами. 

Вновь вернусь к идее о том, что человечество едино. Если говорить о странах ближневосточного региона, то стоит вспомнить постоянную экспозицию в музее Лувр-Абу-Даби. Там история искусства и культуры самых разных континентов на протяжении трех последних тысячелетий показана и представлена так, что понимаешь: человечество, независимо от его разбросанности по разным континентам, развивалось по одним законам.  

Фигура Марии с младенцем (по Коранической версии - Марьям и её сын Иса - ред.), изваянная средневековым французским резчиком, находится в пространстве одной витрины с мексиканским женским божеством и китайской богиней, которая также держит на руках ребенка. Образ матери - залог будущего. Он присутствует во всех культурах, которые привыкли творить в рамках того, что называется изобразительным искусством. (Добавим: для всех религий Единобожия Марьям и Иса - особые личности. О них - особая глава “Семейство Имран” в Коране.- ред.) 

Мы осознаем, что в нынешней международной ситуации, чреватой конфликтами, с помощью культуры и культурных контактов мы всё-таки можем делать так, чтобы люди лучше понимали друг друга.  

 

От редакции: Государственная Третьяковская галерея в наступившем 2020 году расширила тематику экспозиций, проводит специальные занятия для детей и семей, приглашает посетителей на  встречи с художниками, искусствоведами, специалистами музейного дела.

Желаем генеральному директору Государственной Третьяковской галереи Зельфире Ислаиловне Трегуловой дальнейшей плодотворной работы на благо сохранения и развития культуры народов. 

Фото на превью: телеканал "Культура"

«Мусульмане России» - Dumrf.ru

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.