Зельфира Трегулова: Люди, живущие на разных концах планеты, одинаково остро ощущают мировые проблемы
Пять лет назад, в 2015 году Государственную Третьяковскую галерею - важнейшее культурное учреждение Российской Федерации, известное во всем мире своими уникальными собраниями и культурно-просветительскими проектами, возглавила искусствовед, музейщик с большим опытом Зельфира Трегулова.
Об этой яркой женщине, ученом, искусствоведе, кураторе и руководителе многих международных музейных проектов, пишут отечественные и зарубежные издания не только специализированного культурного профиля. Зельфира Трегулова в авангарде современного музейного дела. В этом не трудно убедиться - достаточно познакомиться с программами лекториев, экскурсий, конференций, новых экспозиций постоянно обновляющейся Государственной Третьяковской галереи.
Зельфира Трегулова считает, что девиз “Единство в многообразии” как нельзя более точно передает специфику, суть и назначение современного музея, который предельно открыт для посетителей разных возрастов, национальностей, религий.
Наш корреспондент Ольга Семина побеседовала с Зельфирой Исмаиловной.
− Уважаемая Зельфира Исмаиловна, в сентябре 2018-го года Вы посетили Московскую Соборную мечеть и встретились с председателем Духовного управления мусульман России шейхом Равилем Гайнутдином. Эта встреча, на Ваш взгляд, закономерна? Чем она Вам запомнилась?
− Конечно, это было не случайно. Дело в том, что Государственная Третьяковская галерея хранит огромную коллекцию работ художников, которые жили и творили в Татарстане, Башкортостане, Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане. Теперь это независимые государства, но когда-то мы все жили в одной огромной стране. Произведения художников этих государств мы не просто храним, а стараемся показывать. Мы заинтересованы в том, чтобы к нам в музей приходили люди разных национальностей и конфессий, взрослые и дети из самых разных семей, в том числе и из мусульманских. Во время встречи с уважаемым шейхом Равилем Гайнутдином мы как раз об этом говорили.
Понятно, что человек, которого зовут Зельфира Исмаиловна Трегулова, имеет татарские корни. Я не принадлежу ни к какой конфессии. Я, скорее, агностик.
Но при этом подчеркну: прекрасно понимаю, насколько важно сегодня всем общаться со всеми. Мы, живущие на этой планете, одинаково остро ощущаем проблемы, которые существуют в мире. И понимаем, что их надо решать. Разными методами, используя различные возможности.
− Какие бы Вы выделили возможности музеев в этом сотрудничестве?
− Мы говорили во время встречи с шейхом Равилем Гайнутдином о нашем желании развивать специальные программы для детей из семей мигрантов.
Основная задача таких программ − духовное просвещение и культурное воспитание. Нам удалось прошлым запустить эти программы совместно с Музеем современного искусства «Гараж», который разделяет наше беспокойство по поводу того, что дети из семей мигрантов порой не ходят в школу, оказываются не интегрированными и лишенными очень многого, что доступно их сверстникам из коренных московских семей.
Я встречалась также с губернатором Подмосковья Андреем Юрьевичем Воробьевым. С ним тоже обсуждался вопрос о подобных образовательных и выставочных программах для Московской области. Для столичной области это проблема не менее актуальна, чем для Москвы.
− На сайте Государственной Третьяковской галереи сегодня действительно видишь приглашения для посетителей разных возрастов. Какие перспективы для нас, посетителей, в плане знакомства с творчеством художников традиционно мусульманских регионов?
− Я не случайно начала разговор с упоминания работ художников из Татарстана, Башкортостана, а также республик Северного Кавказа и Среднеазиатского региона. Когда мы осуществляли специальную программу летом 2019 года в стенах Третьяковки, в постоянную экспозицию, представляющую советское искусство с 1917-го по 1990-ый годы, включили из запасников работы художников из этих республик и регионов.
Что касается общей тематики экспозиции, то мы сконцентрировались на теме дома. Полагаю, эта тема интересна, особенно привлекательна не только специалистам. Она очень важна и для людей, которые приезжают в Москву работать, находятся вдали от родного очага, среди людей с иными традициями и устоями.
Думаю, что для людей, принадлежащих к мусульманской культуре, дом и семья – это нечто чрезвычайно важное. Причем важное не только как историческое прошлое. Традиции, домашний, внутренний мир семьи продолжают сохраняют свое значение. Хотя, увы, для многих дом и семья сегодня перестают играть ту роль, которую они играли раньше.
− По своим родным, племянникам (их много живет в Москве), я вижу, как они стараются сохранять общение между всеми, кто принадлежит к нашей большой семье. Какой бы ни была степень родства, все равно мы - одна семья. Если радость – вместе, если печаль – тоже вместе. Это поддерживает и согревает, потому что ты понимаешь, что помимо твоих самых близких людей есть еще огромная семья.
Я уже давно потеряла родителей. Но знаю: когда мне будет тяжело и плохо, то не только дети, но все многочисленные и замечательные люди нашей большой семьи помогут и поддержат. Точно также и я с ними рядом, когда мы празднуем или вспоминаем тех, кто уже не с нами.
− Зельфира Исмаиловна, Вам приходится общаться со многими общественными и политическими деятелями. Масштаб и значимость Третьяковской галереи таков, что в его Попечительский совет входят известнейшие люди страны. У Вас складывается и опыт общения с религиозными лидерами. Поделитесь впечатлениями.
− Мне думается, только яркие, сильные, харизматичные личности могут возглавлять те или иные конфессии. Мне выпала огромная честь представлять экспозицию выставки «Русский путь. От Дионисия до Малевича» Папе Римскому Франциску в Ватикане. То есть у меня был опыт общения с высшими иерархами католической церкви.
Я встречаюсь с его святейшеством патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В частности, так было во время праздника Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре.
Мы достаточно серьезно и активно сотрудничаем с Еврейским музеем и центром толерантности. Периодически встречаюсь с Главным раввином Российской Федерации Берл Лазаром и его коллегами, в частности, с Александром Бородой, который возглавляет этот музей.
Очень важной стала встреча с председателем Духовного управления мусульман Российской Федерации муфтием шейхом Равилем Гайнутдином. Каждое общение с такими людьми приоткрывает нечто новое, открывает важные стороны нашей жизни. Общение с этими людьми возвращает тебя к вечным вопросам, вновь заставляет о них задуматься.
Трудно говорить обобщенно о лидерах разных конфессий России. В каждой конфессии есть постулаты, которые важно знать и помнить. При этом как бы не называлась религия, каким бы именем люди не называли Бога, мы все прекрасно понимаем, что человечество – едино. Если даже ты не человек верующий, всё равно понимаешь, что есть некая великая идея, некая великая истина, которая (я очень на это надеюсь) управляет миром и которая не допустит его распада.
− Вам приходилось в какие-то периоды жизни обращаться к Корану, держать его в руках?
− Да, конечно. Правда, это было давно. Когда я училась в университете (З.И. Трегулова закончила исторический факультет МГУ, затем аспирантуру МГУ - ред.), а это были 70-е годы прошлого века, от студентов преподаватели истории стран Востока требовали прочтения всех первоисточников, включая Библию и Коран, равно как и всех великих эпосов – Махабхараты, Рамаяны и т.д. Через эти книги и постигались принципиальные вещи, через них и открывались величайшие культурные цивилизации.
− В Третьяковской галерее – замечательный лекторий. А лекции, посвященные исламскому искусству, в нем можно будет услышать?
− В собрании Третьяковской галереи нет исламского искусства. У нас есть искусство тех народов, тех регионов, где основной религией является ислам. В большинстве своем авторами этих произведений искусства − советские художники, которые не были людьми открыто верующими, которые выросли совсем в другой атмосфере.
Но мы очень активно сотрудничаем с художественными музеями тех республик и государств, о которых я говорила выше. Например, у нас очень активные связи с Татарстаном. Мы сделали там две блистательные выставки.
Я с громадным уважением отношусь к Президенту Республики Татарстан Рустаму Нургалиевичу Минниханову. Считаю, что он выдающийся политик и руководитель, и человек, с которым очень интересно общаться. В общении его вопросы показывают, что он сразу схватывает суть, как говорится, зрит в корень.
У Третьяковской галереи налажено сотрудничество с Азербайджаном. Сделали две выставки азербайджанских художников – великого Таира Салахова и «Созвездие Апшерона», на которой были представлены лучшие произведения азербайджанских мастеров из наших собраний.
Стараемся активно работать на Ближнем Востоке. В 2018 году в рамках Года России в Катаре, в столице страны Дохе представили замечательную выставку «Русский авангард: пионеры и «наследники по прямой».
− Есть определенные трудности при подготовке выездных экспозиций в исламские страны. Как их разрешаете?
− Готовя выставку в исламскую страну, конечно, следует учитывать, каковы традиции, что можно показывать, а что не стоит. Поэтому, долго выбирая тему для выставки в Катаре, остановились на искусстве геометрической абстракции и искусстве беспредметном. Сейчас идет серьезная работа над новыми проектами.
Вновь вернусь к идее о том, что человечество едино. Если говорить о странах ближневосточного региона, то стоит вспомнить постоянную экспозицию в музее Лувр-Абу-Даби. Там история искусства и культуры самых разных континентов на протяжении трех последних тысячелетий показана и представлена так, что понимаешь: человечество, независимо от его разбросанности по разным континентам, развивалось по одним законам.
Фигура Марии с младенцем (по Коранической версии - Марьям и её сын Иса - ред.), изваянная средневековым французским резчиком, находится в пространстве одной витрины с мексиканским женским божеством и китайской богиней, которая также держит на руках ребенка. Образ матери - залог будущего. Он присутствует во всех культурах, которые привыкли творить в рамках того, что называется изобразительным искусством. (Добавим: для всех религий Единобожия Марьям и Иса - особые личности. О них - особая глава “Семейство Имран” в Коране.- ред.)
Мы осознаем, что в нынешней международной ситуации, чреватой конфликтами, с помощью культуры и культурных контактов мы всё-таки можем делать так, чтобы люди лучше понимали друг друга.
От редакции: Государственная Третьяковская галерея в наступившем 2020 году расширила тематику экспозиций, проводит специальные занятия для детей и семей, приглашает посетителей на встречи с художниками, искусствоведами, специалистами музейного дела.
Желаем генеральному директору Государственной Третьяковской галереи Зельфире Ислаиловне Трегуловой дальнейшей плодотворной работы на благо сохранения и развития культуры народов.
Фото на превью: телеканал "Культура"