Даулет Балтабаев: Россия – наш общий дом
Интервью полпреда председателя ДУМ РФ в СФО имама-мухтасиба Омского мухтасибата Даулета хазрата Балтабаева:
- Салям алейкум, Даулет хазрат. В последние дни июня в Омск совершил визит первый заместитель духовного лидера мусульман России муфтия шейха Равиля Гайнутдина Дамир Мухетдинов. Состоялся пленум возглавляемого Вами Омского мухтасибата. Визит высокого московского исламского деятеля открыло его мини-турне по Сибири. И в этой связи хочется поговорить с Вами о развитии ислама в сибирском регионе, как сегодня живут мусульмане в Вашем регионе, как себя ощущают и какие перспективы перед общиной приверженцев ислама открыты сегодня.
- Уалейкум ас-салям. Прежде всего, хочу подчеркнуть, что мусульмане нашего региона ощущают себя полноправными членами Российского государства, незаменимыми элементами многонационального и многорелигиозного омского, шире – сибирского, и в целом российского общества. Они вносят посильный вклад в развитие экономики, проявляют активную гражданскую позицию, бережно относятся к традициям России и всех народов, населяющих ее. Думаю, это первое, что надо отметить.
- Как бы Вы оценили число мусульман, проживающих сегодня в Омске как административном центре и в целом области. Статистические данные по итогам последней Всероссийской переписи населения 2010 года свидетельствуют о 131 тысяче человек, относящихся к народам, традиционно исповедующим ислам. Из этого числа наиболее многочисленными являются казахи, татары и азербайджанцы. Хотя, еще тогда было понятно, что реальная цифра мусульман в регионе значительно выше. Какова реальная цифра по количеству мусульман сегодня? Сколько их примерно, на Ваш взгляд?
- Сложно оценить реальные цифры на сегодняшний день, ибо кто даст точное число иммигрантов, проживающих в регионе, но визуально ощущается, что это число велико. Фактором, влияющим на миграционную сферу в нашей области, является относительно невысокая социально-экономическая привлекательность, а это приводит к тому, что молодежь, в том числе и мусульманская, получившая высшее образование, уезжает в более привлекательные с этой точки зрения регионы России – Москву, Санкт-Петербург, Татарстан, а также в близко расположенный к нам Казахстан. Так что точной цифры о количестве мусульман я дать не смогу.
- Опишите портрет мусульманина Вашего региона. Каков он? Встроен ли он в российский социум? Хочет ли он быть полезным для страны?
- С уверенностью могу сказать, что процент практикующих мусульман в Омске и Омской области, к огромному сожалению, ничтожно мал. Мусульманином считает себя каждый, кто этнически относит себя с исламом. Облик этого человека тривиален – он, как правило, принимает участие лишь в религиозных мероприятиях по мере возникновения таковых потребностей. Мусульмане представлены, скорее, как социум с традиционным укладом верования – праздник-мечеть. Однако, хвала Всевышнему, интерес к исламу растет. Анализ, к примеру, нашей официальной страницы в инстаграме показывает высокий «живой» запрос на информацию духовного плана. Активной средой являются молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, живо интересующиеся вопросами веры, религиозной практики, получения образования в рамках курсов при мечетях. Фиксируем высокий запрос на изучение Корана, арабского языка, исламской культуры. Высок интерес к духовной литературе. Активность проявляют и женщины: в Омске успешно работает женский мусульманский клуб «Нур», насчитывающий около ста активных мусульманок. Это нас не может не радовать, и мы стремимся это всячески поддерживать. Как я уже сказал, мусульмане ощущают себя полноценными жителями общего дома со всеми своими соседями, стремятся реализовать все свои духовные потребности и надеются, что государство будет их слышать так, как во всех европейских обществах.
- Как немусульманское население области относится к Вам и Вашей деятельности? Есть ли в регионе та самая пресловутая «дружба народов» или же не всегда всё бывает гладко?
- На протяжении многих лет на Омской земле добрососедствуют многие национальности, люди разных вероисповеданий. И, в принципе, мы никогда не были свидетелями какой-либо неприязни и розни, обусловленной этнорелигиозными причинами, так как все национальности принимают участие во всех культурных мероприятиях, проводимых в регионе. Этнокультурные общественные объединения довольно тесно коммуницируют между собой. Россия – наш общий дом, многовековая история добрососедства является залогом для будущих проектов, но только через историю наших народов мы можем развивать чувства патриотизма и уважения к Родине.
- Какие болевые точки Вы бы обозначили в государственно-исламских отношениях в регионе? Гармонично ли складывается диалог между мусульманской общиной и властями области?
- Могу сказать с уверенностью, что благодаря авторитету ДУМ Российской Федерации и лично муфтия шейха Равиля Гайнутдина наша организация органично вписывается в систему взаимоотношений с органами исполнительной власти региона. Подтверждением тому может служить мой недавней телефонный разговор с губернатором области в преддверии Всероссийского голосования по поправкам в конституцию России. Учитывая, что мы работаем меньше года, считаю это хорошим началом. Уверен, что мы придем к конструктивному государственно-исламскому диалогу по всем ключевым и волнующим мусульман вопросам. А их не мало. Среди тех, что требуют внимания и поддержки со стороны властей региона, это выделение земель под строительство мечетей не только в городе, но и за его пределами, вопрос с мусульманским кладбищем и т.д. Всё это невозможно решить без доверительных отношений по линии государство-исламское сообщество.
- Как у Вас выстроена работа с образовательными учреждениями региона, вузами? Существуют ли какие-то научно-образовательные направления по исламу в регионе?
- Мы стараемся работать со всеми крупными вузами Омской области. На диалоговых площадках высших образовательных учреждений всегда встречаются представители официального духовенства Омска. В рамках диалога всегда поднимаются и рассматриваются вопросы многонационального и многоконфессионального характера, вопросы добрососедства и братства. В 2019 году я успешно защитил магистерскую диссертацию и получил степень магистра религиоведения по направлению государственно-конфессиональные отношения. И по инициативе Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского на базе факультета теологии, философии и мировых культур удалось перепрофилировать направление религиоведение на профиль исламоведение, гармонично вливаясь в программу подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Здесь отдельно необходимо отметить, что главным партнером выступил Московский исламский институт и большие усилия в этом направлении были приложены его ректором Дамиром хазратом Мухетдиновым, за что ему огромная благодарность.
- Участвуете ли Вы или Ваши представители в исламских теологических научных конференциях, курсах повышения квалификации мусульманских религиозных деятелей?
- С удовольствием участвую во всех конференциях, проводимых Духовным управлением мусульман Российской Федерации, и привлекаю к этому своих помощников, партнеров и друзей. Меня особенно радует, что все эти научные мероприятия всегда проходят на беспрецедентно высоком уровне, существенно наполняя интеллектуальным богатством участников, развивая их и мотивируя на успешную работу в регионах.
- Помимо приглашения на научные конференции и курсы повышения квалификации, оказывает ли вам поддержку центральный аппарат по наполнению библиотечных фондов, социальной поддержке?
- Никогда в нашем регионе не были так широко представлены книги, журналы, научные сборники, духовная литература, академические труды, как сейчас. Огромная благодарность шейху Равиль хазрату Гайнутдину за помощь, поддержку, постоянное внимание к нашему региону. Наш регион – особенный в силу своей этнической специфики, много казахов проживает у нас, и поэтому те труды Издательского дома «Медины», которые переведены на казахский язык, пользуются здесь повышенным интересом. Немалая поддержка была оказана и в тяжелый период пандемии новой коронавирусной инфекции. Мы получили надежную финансовую поддержку из центрального аппарата и смогли адресно оказать благотворительную помощь наиболее нуждающимся категориям наших граждан. Это очень важное богоугодное дело, которое укрепляет уверенность в правильности позиций ДУМ РФ в нашем регионе.
- А как обстоят дела с мусульманскими кладбищами и мусульманскими участками на кладбищах региона?
- К сожалению, этот вопрос остается одним из острых. В городе не хватает кладбищ с хорошей инфраструктурой. Мы ставим вопрос перед региональной и городской властью о возможности выделения земли под мусульманские захоронения.
- Какие перспективы развития ислама в регионе Вы, как мусульманский лидер, обозначили бы?
- Вопрос, на который можно отвечать долго, но я отвечу предельно конкретно. Если будет на то воля Всевышнего Творца, то мусульмане нашего региона обязательно займут ключевые ниши в области образования, здравоохранения, науки и станут надежным оплотом процветания всей страны. Все эти процессы мы наблюдаем сейчас. Пример нашего духовного лидера муфтий Равиля хазрата со своей командой верных единомышленников – яркое тому подтверждение. Мы готовы быть полезными своему обществу. И да поможет нам в этом Всевышний.
Беседовал Камиль Ахмадеев