закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


4 февраля 2021 13:28   Самарская область 

Имам-мухтасиб Самарской области Салих Кадеев: мы – наследники Волжской Булгарии

В ответ на обращение местных мусульманских и татарских общин, в ноябре 2020 года духовный лидер российских мусульман муфтий шейх Равиль Гайнутдин утвердил имамом-мухтасибом в Самарскую область Салиха Кадеева. У молодого имама-мухтасиба большие планы по работе с мусульманской уммой региона, о которых он рассказал пресс-службе ДУМ РФ.

- Салих-хазрат, в каких направлениях Вы будете развивать свою деятельности, на чем сделаете акцент в первую очередь?

- Для меня большая честь то, что наш духовный лидер муфтий шейх Равиль Гайнутдин доверил мне религиозную миссию в регионе со столь богатой мусульманской духовной традицией как  Самарская область. Очень символично, что мое духовное служение здесь начинается, фактически, в год, когда стартуют торжества в честь 1100-летия официального принятия ислама народами Волжской Булгарии. Как известно, территория современной Самарской области входила в сердцевинные земли государства Волжская Булгария, а здешние мусульмане – прямые потомки народов, провозгласивших ислам своей религией в 922 г. Как известно, ислам в Волжской Булгарии был довольно широко распространен и до 922 года, но именно с той исторической точки произошло качественное изменение его статуса, исламские наука и культура стали развиваться еще более интенсивно. Великие улемы Шигабутдин Марджани, Ризаэтдин Фахретдин писали о прямой преемственности современной им мусульманской духовной традиции с традициями Волжской Булгарии. На современном этапе мы также переживаем ренессанс мусульманской теологической мысли и исламских духовных институтов. Несколько лет назад была объявлена стратегическая цель возрождения отечественной мусульманской богословской школы. А сегодня мы уже гордимся первым в истории России защитившимся по правилам Высшей аттестационной комиссии доктором исламской теологии, коим стал первый заместитель муфтия Гайнутдина Дамир Мухетдинов. Вот-вот в Издательском доме «Медина» выйдут десятки трудов крупнейших отечественных богословов в переводах на татарский и русский языки, то есть значительная часть нашей интеллектуальной сокровищницы откроется для наших современников.

Моя цель как имама-мухтасиба – чтобы все эти достижения стали достоянием и уммы Самарской области тоже, чтобы труды наших улемов вошли в каждую семью, их наставления проникли в сердца, чтобы к ценностям ислама приобщилась молодежь и в дальнейшем использовала их на благо всего общества, на цели созидания.

– А как всего этого достичь на практике?

–  Духовное просвещение – неотъемлемая часть  нашей работы. Необходим качественно новый уровень духовного просвещения и образования, соответствующий реалиям нашего времени. Будем привлекать профессиональных преподавателей для работы в воскресных школах, опираться на адаптированную к современным условиям жизни духовную и учебную литературу. Поддержку в этой работе окажут Духовное управление мусульман Российской Федерации и  Московский исламский институт, который  готовит квалифицированных имамов-теологов и преподавателей исламских дисциплин. Востребованную учебную и религиозную литературу предоставит  Издательский дом «Медина». Знания – это также защита от радикальных идей.

Будем проводить маджлисы, семинары, конференции различного уровня. Мы планируем также вести активную работу в соцсетях – курсы, лекции, просветительские беседы, интерактивные встречи, что привлечет молодежную аудиторию и людей среднего возраста.

Деятельность в области государственно-конфессиональных отношений не менее важна. Планируем наладить стабильный диалог с муниципальными, районными и областной администрациями. Мы готовы к сотрудничеству и можем предложить реальную помощь в адаптации трудовых мигрантов, работе с мусульманами, находящимися в местах лишения свободы, профилактике экстремизма и радикализма, информационной поддержке преподавателей учебных заведений.

Естественно, эти направления связаны и с межрелигиозным диалогом.  У меня есть опыт такой работы.  Как имам-мухтасиб Архангельской области принимал  участие в проекте «Город разных религий». Проект является разработкой регионального ресурсного центра в сфере национальных отношений. Его цель – повышение компетенции школьных учителей и преподавателей учебных дисциплин в области истории мировых религий, духовно-нравственной культуры и смежных предметов. В Архангельской соборной мечети я рассказал преподавателям об истории храма с момента открытия и до восстановления,  об исламских обрядах.  Особенность России – это  «симбиоз» различных культур.  Поэтому межрелигиозный и межнациональный диалог – основа гармоничного гражданского общества, основа государственности. Самарская область – многонациональный регион, где на протяжении столетий представители разных конфессий и народов живут в мире. Это мирное и добрососедское сосуществование надо сохранить, найти новые формы сотрудничества и взаимодействия, в том числе и в социально-благотворительной деятельности.

В ушедшем году в связи с пандемией Сovid-19 многие категории граждан оказались в сложной ситуации. Однако, масштабные благотворительные акции, проходивших под эгидой ДУМ РФ – «Рамадан Керим» и «Курбан Керим», помогли исправить ситуацию, помочь десяткам тысяч семей. Помощь получили нуждающиеся в регионах, где есть духовные управления, мухтасибаты и мусульманские общины в составе ДУМ РФ – от Калининграда до Владивостока. И не только мусульмане, но и православные, католики, иудеи, представители иных конфессий. Это настоящая благотворительность, без «конфессиональных границ». Самарская область также будет принимать участие в подобных масштабных благотворительных проектах. Конечно, будут и акции местного значения – помощь детским домам и домам инвалидов, адресная помощь нуждающимся. Работа предстоит большая. Я считаю, что все эти направления равнозначны, и все они, ин ша Аллах, будут развиваться.

– Салих хазрат, откуда Вы родом? Где получали образование?

- Я родился 11 января 1996 года в  старинном татарском селе  Белозерье (Республика Мордовия). Учился в сельской общеобразовательной школе №1 с 2002 по 2010 год. С детства я воспитывался в исламских традициях, поэтому со школьной скамьи задумывался о получении профессионального исламского образования.

С 2010 по 2014 год учился в исламском медресе им. Р. Фахреддина в городе Альметьевск (Республика Татарстан) и получил квалификацию: «имам-хатыб, преподаватель арабского языка». В 2014 году поступил в Московский исламский институт (МИИ) на третий курс по специальности «теология». В 2015 год по рекомендации ДУМ РФ и муфтия шейха Равиля Гайнутдина в рамках реализации правительственной программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории  и культуры ислама поступил в Санкт-Петербургский государственный университет (Восточный факультет) по специальности «исламоведение» и сейчас являюсь студентом четвертого курса.

С 2018 по 2019 год  стажировался  в Риме в Папском университете святого Фомы Аквинского. Там я приобрел важный опыт реального межконфессионального сотрудничества – ежедневного общения со студентами  католиками. Обучался я по курсу межрелигиозных исследований – изучал взаимодействие средневекового восточного христианства и ислама с точки зрения  европейской истории, философии, а также основные концепции экуменической теологии.

– Расскажите о Вашем опыте деятельности в качестве имама и руководителя региональной мусульманской уммы?

–  Все последние годы параллельно с учебой я осуществлял и религиозное служение. В августе 2016 года  проходил практику в Финляндии. Выполнял обязанности имама и преподавателя в мечетях Хельсинки и Ярвенпяя.  В Хельсинки действует крупный многоэтажный татарский культурный центр, где есть и мечеть. В городе Ярвенпяя, в 30 километрах от столицы Финляндии, расположена мечеть, построенная  в 1942 году татарской общиной Финляндии. Мечеть возведена из дерева и имеет небольшой «декоративный» минарет, который никогда не использовался для призыва к молитве, но придает зданию истинно татарский колорит. В Финляндии я проводил джума-намазы и маджлисы для местных татар-мусульман.

В августе 2017 года проходил учебную практику в Брянске в местном молельном доме. Проводил пятикратные и пятничные намазы, выступал с проповедями и общался с прихожанами, в том числе рассказывал им о Московском исламском институте, чем вызвал неподдельный интерес к поступлению в этот вуз среди местной молодежи.

С 2019 по 2020 годы я служил имамом-мухтасибом Архангельской области. Как Вы знаете, в феврале 2018 года году в Архангельске была вновь открыта реконструированная при активной поддержке ДУМ РФ бревенчатая мечеть 1905 года постройки. Приезд нашего духовного лидера муфтия шейха Равиля Гайнутдина воодушевил местную общину, а возрожденная мечеть стала центром притяжения мусульман. Здесь проводились не только богослужения и религиозные обряды, но и занятия по исламскому просвещению для детей и взрослых, лекции и маджлисы. А также экскурсии для представителей иных конфессий, сопровождавшиеся просветительскими беседами. В том числе, для школьников, студентов, преподавателей ОРКСЭ. Я участвовал в круглых столах по профилактике экстремизма, межрелигиозному диалогу, государственно-конфессиональным отношениям.  К сожалению, сложная эпидемиологическая ситуация 2020 года не позволила провести благословенный месяц Рамадан в привычном режиме. Мечеть в Архангельске была временно закрыта в связи с пандемией Сovid-19, но мы нашли приемлемый выход. Я консультировал, отвечал на вопросы мусульман по телефону и через мессенджеры − WhatsApp и Telegram. С каждым прихожанином был индивидуальный разговор, и в этом тоже были определенные преимущества. Мы разбирали вопросы фикха и норм шариата, их применение на практике. Было налажено интерактивное взаимодействие. Прихожане активно участвовали в просветительском процессе благодаря онлайн курсам и лекциям, подготовленным ДУМ РФ и Московским исламским институтом, которые ежедневно выкладывались на официальном сайте ДУМ РФ. Это помогло избежать «образовательного вакуума» в связи с временным прекращением очных занятий по исламским дисциплинам, которые мы проводили в мечети. Главное, что наша деятельность не замерла, не прекращалась ни на один день. Я надеюсь, что сегодня,  с Божьей помощью, этот пусть и не очень большой опыт практической деятельности поможет мне достойно наладить работу в Самарской области.

Беседовала Нина Зотова

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.