Дамир Мухетдинов: Болгар – это символ уникального российского исламского опыта
Выступление Д.Мухетдинова на празднике «Изге Болгар жыены» |
С 3 по 5 июня 2021 года представительная делегация Духовного управления мусульман Российской Федерации во главе с исполняющим обязанности председателя ДУМ РФ, ректором Московского исламского института, доктором теологии Дамиром Мухетдиновым посетила с рабочим визитом Татарстан. Поводом для поездки стал XI Всероссийский форум татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия», в рамках которого прошел религиозный праздник «Изге Болгар Җыены» в Болгаре, а также совещание по вопросам подготовки и проведения в 2022 году 1100-летия официального принятия ислама народами Волжской Булгарии. В интервью Дамир Мухетдинов рассказывает об особенностях проведенных мероприятий и отвечает на вопросы о перспективах проведения значимого юбилея.
- Уважаемый Дамир-хазрат, я правильно понимаю, что в этом году проводимый в Татарстане праздник «Изге Болгар Җыены» фактически стал генеральной репетицией к запланированному в 2022 году юбилею 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией, торжества, по случаю которого будут проводиться на федеральному уровне?
- Все верно. Как вы могли заметить, в этом году, помимо высоких представителей Республики Татарстан, включая Президента Рустама Минниханова, государственного советника Минтимера Шаймиева, премьер-министра Алексея Песошина, религиозных деятелей, в событии участвовали и представителей органов федеральной власти - заместитель председателя правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, заместитель председателя Группы стратегического видения «Россия-Исламский мир» Фарит Мухаметшин, начальник департамента по взаимодействию с религиозными организациями управления президента РФ по внутренней политике Евгений Еремин. Также гостями мероприятия стали видные мусульманские деятели из разных регионов страны. В частности, муфтий шейх Равиль Гайнутдин, находясь в запланированном отпуске, направил в Казань представительную делегацию ДУМ РФ, которую, помимо меня, представляли все его профильные заместители, председатели и Совета улемов, и Совета старейшин, полномочные представители муфтия в федеральных округах, руководители образовательных учреждений, руководители региональных духовных управлений. И все это высокое собрание, так или иначе, сконцентрировало свое внимание на предстоящем в будущем году юбилее.
- Расскажите, с чего вообще началась история возрождения булгарского духовного наследия и как эволюционировало его восприятие в обществе?
- Тут прежде всего стоит сказать спасибо Талгату-хазрату Таджуддину. Именно благодаря его инициативе на посту председателя Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири в 1989 году было организовано джиен – религиозное собрание татар-мусульман в Болгаре, с чего и взял свое начало праздник «Изге Болгар Җыены». Фактически это событие, наравне с юбилеем Крещения Руси, вдохнуло духовную жизнь в повестку атеистического на тот момент общества.
- Получается родоначальником праздника, который проводился исключительно на территории Татарстана, стал уфимский муфтий?
- Именно так. Тем более странным для меня стал факт, что Талгату-хазрату в Болгаре не предоставили право первого слова. Все-таки он является одним из самых старейших мусульманских лидеров России, за спиной которого 40 лет работы на благо нашей уммы. Такие ситуации, я считаю, не должны становиться прецедентом и примером для молодого поколения религиозных деятелей. Ведь на юбилей 1100-летия соберется более тысячи религиозных деятелей, и, естественно, речь будет идти, в том числе, о поддержании традиционного ислама и традиционных ценностей. Разве признание авторитета, основанного на объективных заслугах, и подкрепленного временем, не является одной из базовых ценностей? Хороший пример подобного признания – первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Именно он, кстати, продолжил развитие булгарского проекта, включившего и строительство мечетей, и создание Болгарской исламской академии, и реставрацию исторических памятников, которые, между прочим, являются наследием золотоордынского периода. Собственно, благодаря его усилиям и усилиям президента Республики Татарстан Рустама Минниханова эти памятники были признаны в качестве объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Однако, даже несмотря на признание Болгарского музея-заповедника памятником всемирного наследия ЮНЕСКО, праздник «Изге Болгар Җыены» оставался региональным. Ситуация начала меняться как раз с приближением юбилея 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. Впервые вопрос о его проведении на федеральном уровне поднял муфтий шейх Равиль Гайнутдин в 2016 году в Казани. К сожалению, на тот момент ни региональная, ни федеральная администрации не поддержали его инициативу, иначе у нас было бы значительно больше времени на подготовку и возможность вывести мероприятия на совершенно иной уровень. Но, как говорится, работаем с тем, что есть. Благо, муфтий Гайнутдин эту инициативу не оставил и осенью прошлого года поставил вопрос о проведении всероссийского праздника на ежегодном совещании религиозных лидеров с Владимиром Путиным. Президент дал положительный ответ, последовало его распоряжение, и началась та работа, которой мы сегодня все вместе и занимаемся.
- Значит ли это, что идея празднования 1100-летия в том виде, в котором ее предложил муфтий Гайнутдин, стала консолидирующим фактором взаимодействия российских мусульманских организаций и федеральной власти?
- В конечном счете – безусловно. На сегодняшний день все участники этого процесса пришли к согласию касательно того, что этот праздник носит общероссийский характер и имеет равное значение для всех нас. Однако, изначально, к нашему удивлению, в республиканской татарской прессе выходили новостные статьи с заголовками вроде «Кто привезет Путина в Болгар». Это, по-моему, не совсем адекватная постановка вопроса. Территориальное расположение этого города не умаляет его значения для всех мусульман России, заинтересованных в достойном проведении юбилейных торжеств. Это отметили на прошедших мероприятиях и председатель ДУМ Забайкальского края Алмаз Салахов, и председатель ДУМ Приморского края Джамаль Гарифуллин. А на прошедшем в Болгарской академии совещании по подготовке к 1100-летию Евгений Еремин, начальник департамента по взаимодействию с религиозными организациями администрации президента, отметил, что юбилей является событием огромного масштаба для представителей всех наций и религии, составляющих российский народ, и торжества должны быть поддержаны администрацией каждого региона, где имеется мусульманское население. Поэтому, хотя сам булгарский комплекс как символ имеет очень большое значение, ставить во главу угла его субъектную принадлежность и определять по этому принципу организационное первенство в проведении юбилейных мероприятий не имеет большого смысла. Тем более, что сейчас есть основания предполагать трехчастное проведение основных мероприятий по случаю принятия ислама Волжской Булгарией – в трех столицах, соответственно.
- Казань я понимаю, но причем здесь Санкт-Петербург и Москва, если вы их имеете ввиду?
- Логика довольно простая. Примерные даты проведения юбилейных торжеств в будущем году отчасти перекликаются с Всемирной конференцией по межкультурному и межрелигиозному диалогу, которая будет проходить в Санкт-Петербурге. Поскольку ее гостями станут главы многих стран, представители парламентов, религиозные деятели из мусульманских и немусульманских стран, было бы очень кстати продемонстрировать им самобытную историю и сегодняшний статус ислама в Российской Федерации. А принятие ислама народами Волжской Булгарии является одним из наиболее репрезентативных примеров. Посудите сами: Волжская Булгария – первое государство в Европе, добровольно принявшее ислам в качестве государственной религии, это раз. Два – подобная формальная дата дает нам основание насчитывать 1100-летнию историю мирного сосуществования ислама и православия на территории современной России, что само по себе напрямую соотносится с основной повесткой Всемирной конференции. И три: дата действительно формальная, ведь фактически, если обратиться к первоисточнику, написанному Ибн Фадланом, становится очевидно, что ислам на территории Волжской Булгарии был укоренен еще как минимум за несколько поколений до 922 года, о чем свидетельствует развитая мусульманская инфраструктура: мечети, медресе и так далее. Причем укоренен был именно ислам ханафитского мазхаба. А если учитывать, что он в тот период уже был распространен в Хорезме, мы можем говорить о мирной проповеди ислама, которая, вероятно, имела место быть. И этот фактор – фактор мирного религиозного и дипломатического взаимодействия – достоин артикуляции на международной площадке перед государственными и религиозными деятелями Узбекистана, Казахстана и Туркменистана, чьи народы являются наследниками Хорезма. Поэтому закономерно было бы провести открывающий сегмент торжественных мероприятий по случаю юбилея 1100-летия в Петербурге.
Дальше, само собой, центральный этап празднования должен быть проведен в Казани и самом Болгаре, здесь, я полагаю, объяснения не требуются. А в Москве, как политическом центре Российской Федерации, имеет смысл лаконично подытожить все торжественные мероприятия 2022 года. А именно – посвятить 1100-летию принятия ислама народами Волжской Булгарии XVIII Международный мусульманский форум. Эта площадка позволит еще раз основательно прорефлексировать значение этого исторического события как для России и ее уникального плюралистического цивилизационного опыта, так и для других стран: и мусульманских, и западных, для которых осмысление данного опыта сегодня представляется как никогда актуальным.
- В приведенной вами позиции я вижу международное значение предстоящего юбилея. Но если говорить о других аспектах его практического наполнения и значимости, на что бы вы обратили внимание?
- Практическая значимость может выражаться во многом. Это и осмысление своей религиозной идентичности, и сохранение национальной культуры, и привлечение внимания к развитию мусульманской инфраструктуры там, где это развитие объективно необходимо. Понимаете, тот смысл, который мы вкладываем в понятие Российской Федерации и который декларируем на международных площадках, должен обрести реальное воплощение в контексте мероприятий по случаю 1100-летия. В этом ключе для многих регионов с мусульманским населением данный смысл заключается в наличии мечетей – везде ли их хватает верующим, везде ли соблюдается их конституционное право? Для Татарстана этот смысл заключается, в том числе, в вопросе национального языка. Сейчас мы наблюдаем тренд, что он становится в основном прерогативой мечетей и конфессиональных учебных заведений. В светских школах татарский язык уже имеет факультативный характер. Почитайте выступление доцента КФУ Миляуши Хабутдиновой – она говорит о том, что через 6 лет появятся выпускники школ, не выбравшие татарский в качестве родного языка. И это способствует тому, что постепенно исчезает татарский язык как язык науки. Все-таки в мечети используется язык проповеди.
Этим, я считаю, должна озаботиться и Болгарская исламская академия. Развитие научной деятельности – тоже одна из практических сторон предстоящего юбилея. Но развивать эту деятельность не получится только через установление контактов с международными научными центрами. В международное интеллектуальное поле российский ислам уже вывели джадиды в конце XIX – начале XX веков. Сейчас нам надо активно развивать их начинания. Нужно вводить в научный оборот труды отечественных мыслителей, подвергать их осмыслению и рефлексии. Как сказал президент – возрождать отечественное богословское наследие. Но для этого нужно и академической деятельностью заниматься – например, писать статьи, которые бы цитировались в индексируемых научных журналах. В том числе, и на татарском языке. Вот на это стоит сделать упор Болгарской академии как академическому проекту. Да и всем нам тоже.
- И последний вопрос – чем, на ваш взгляд, сегодня является Болгар?
- Болгар – это прежде всего символ. Символ уникального российского исламского опыта, символ глубокой укорененности ислама в российской истории, его фундаментальной роли в формировании духовного и культурного ландшафта современной России. Нам важно сохранение, и что, может быть, не менее важно – институализация этого символа. И потому мне кажется вполне справедливой инициатива Мукаддаса Бибарсова, озвученная в рамках прошедшего форума, о придании празднику принятия ислама Волжской Булгарией ежегодного государственного характера. Тем более, что федеральный уровень, на котором в будущем году будет проводиться юбилей, смыслы, которые вкладываются в его проведение, все свидетельствует о значимости данного события для всей России. Это стало бы признанием ислама как автохтонной для нашего государства религии и подтвердило бы слова, сказанные в преамбуле к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». Вот вам еще одно практическое наполнение празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. Как оно будет реализовано – будущее покажет.
Беседовал Денис Воронов