Татары Литвы сохранились благодаря исламу
Сеймом Литвы 2021-й год объявлен годом Истории и культуры литовских татар. Поводом к этому послужил 700-летний юбилей с момента первого появления татар на территории современной Литвы. 28 июля торжественным собранием во Дворце правителей в Вильнюсе был дан старт официальным мероприятиям в честь этой даты. Мы побеседовали с председателем Союза общин литовских татар доктором гуманитарных наук, профессором Адасом Якубаускасом о юбилейной дате и жизни современных литовских татар.
- Доктор Адас, главным событием, от которого ведут свою историю татары-липки, считается прибытие хана Тохтамыша в 1397 г. на земли Великого княжества Литовского. В 1997 г. на международном уровне отмечалось 600-летие поселения татар на территории современных Польши, Литвы и Беларуси. 700-летие – новая дата. На чем она основывается?
- Мы – татары Литвы являемся потомками тех татар, которые поселились в Великом Княжестве Литовском (ВКЛ) вслед за своим правителем, ханом Золотой Орды Тохтамышем. После того, как он потерпел поражение под Тереком в 1395 г. от войск Тамерлана, он нашел поддержку у великого князя Витовта и некоторое время провел в Лиде (современной Беларуси – прим. ред.). 1397 год – год прибытия Тохтамыша со свой Ордой в Литву и поселение в Тракае.
Вместе с тем, в истории достаточно хорошо известны и другие волны поселенцев из Орды. Первая из них относится к 1319-1320 гг. и эпохе правления великого князя Гедимина. Об этом писал польский историк Мацей Стрыйковский в своем труде «Хроника польская, литовская, жмойтская и всея Руси». Этот труд был издан в 1582 г. в Кёнигсберге. Свидетельствуют об этой первой волне татарских переселенцев и другие исторические источники, хроники. Эти первые волны ордынцев растворились среди литовцев и славян, их дальнейшая судьба в исторических свидетельствах не прослеживается.
Тем не менее, обосновав с научной точки зрения справедливость 700-летнего юбилея, я направил письмо в Сейм Литовской Республики с просьбой объявить эту дату на государственном уровне. Затем были слушания и заседания в комитетах, и, наконец, на пленарном заседании парламента Литвы. Я был свидетелем того, что Сейм единогласно объявил 2021-й год Годом истории и культуры литовских татар. Не было ни голосов против, ни воздержавшихся. Смещение на один год объясняется тем, что ранее 2020-й год был объявлен годом еврейской общины и было решено проводить эти мероприятия последовательно. Далее Сейм поручил правительству разработать план мероприятий и провести их.
Насколько крепки ваши связи с татарами Польши, Беларуси?
Та общность, которая в исторической литературе называется татары-липки или польско-литовские татары, формировалась не одномоментно, а на протяжении нескольких столетий. Например, в Польшу татары попали позже – в 1679 г. во времена короля Яна III Собеского. Королевская казна задолжала татарам за их военную службу и расплатилась выделением земель. Так появились населенные пункты Крушиняны и Богоники. Татары на территории современной Беларуси поселились в то же самое время, как в Тракае и Вильнюсе. Еще одна ветвь – украинская – на Волыни, там есть населенный пункт Ювковцы. Формирование польско-литовских татар растянулось на века, состояло из различных политических событий, но все мы происходим от одного корня. К примеру, на эпитафиях мусульманских захоронений в Ювковцах все те же фамилии и рода, что и у татар Литвы.
Какие конкретные мероприятия прошли или будут проходить в честь 700-летия?
Главное официальное событие – это церемония 28 июля во Дворце правителей с участием более 400 человек. Изданы книги по истории татар Литвы, литовское телевидение сняло фильм, его премьера состоялась 19 июля. 19 августа в Воинском музее им. Витовта Великого в Каунасе состоялось открытие выставки «Литовские татары – воины». Не так давно во время археологических раскопок были обнаружены остатки Татарских Ворот в Каунасе. На этом месте была установлена памятная доска. В Каунасе было татарское историческое кладбище, уничтоженное при СССР. В рамках Года истории и культуры литовских татар работаем над тем, чтобы определить границы всех таких исторических татарских кладбищ, снабдить их соответствующими знаками и ввести под охрану государства.
Широко известен факт большого вклада татар в победу во время Грюнвальдской битвы в 1410 г. и героизм сына хана Тохтамыша царевича Джалал-ад-Дина. Какие еще исторические события отразились в самосознании и исторической памяти литовских татар?
Литовские татары участвовали во всех без исключения войнах и восстаниях ВКЛ. Например, в восстании Тадеуша Костюшко в 1794 г. Найден молитвенник татарского офицера, в котором он записал о больших потерях среди его соплеменников во время обороны повстанцами варшавской Праги (населенный пункт в предместьях г. Варшавы. – прим.ред.). Из-за участия татар в восстании 1831 г. (тогда при обороне Вильно проявил себя полководец Мустафа Ахматович) были последствия.
Татары во все века выступали в качестве защитников Отечества, в литовском обществе они пользуются уважением. Я заметил, что те из литовцев, кто озаботился составлением фамильного древа, если находят у себя хоть каплю татарской крови, стремятся всячески это подчеркнуть и показать.
Немногие знают, что просветитель Исмаил Гаспринский неоднократно приезжал в Каунас и Вильнюс, где он хотел жениться на литовской татарке Милькаманович, но отец девушки не дал согласия на этот брак.
В своем труде «Русское мусульманство» Гаспринский, действительно, выделяет литовских татар как образец для подражания, как общину, сохраняющую свою идентичность, но при этом хорошо интегрировавшуюся в обществе, в том числе и в элитарном кругу. Как сегодня живет и развивается община?
В плане интегрированности Вильнюс является уникальным местом для литовских татар. Мы говорим на литовском, русском, польском, беларусском языках, мы находим ключ к разным сообществам.
Вообще, то, что литовские татары сохраняются на протяжении такого длительного времени – это чудо. Язык был утрачен уже 400 лет назад. Есть известная записка 1558 г. «Рисале-и-татар-и-лех», опубликованная в XIX в. профессором Петербургского университета Антонием Мухлинским. Неизвестный автор, литовский татарин по пути в Мекку остановился в Стамбуле и для визиря султана Сулеймана написал трактат о татарах в Литве. Подлинность источника оспаривается, но я склоняюсь к тому, что записка подлинная. В ней автор сетует на то, что «татары забыли родной язык».
После утраты языка основным фактором сохранения татарской общины стал ислам. Тем более что и собственного фольклора у литовских татар на протяжении столетий не было. Не было песен, танцев, никогда не отмечался Сабантуй или Навруз. Из праздников были Рамазан- и Курбан-байрам. Только отдельные элементы женского костюма сохранялись до начала ХХ в. При этом литовские татары сохраняли память о своих родах (конграты, джалаиры, найманы и пр.), воинской организации, воинские стяги.
Несмотря на это, при самоидентификации многие из наших соплеменников сперва говорят «я татарин» или «я мусульманин» и только потом все остальное. Сохранению способствовала жизнь гомогенными общинами, хотя среди аристократии и были редкие переходы в католичество или православие и смешанные браки. На уровне рядовых членов общины даже смешанные браки были чрезвычайной редкостью вплоть до 1960-х гг.
В советское время в Литве стали поселяться и татары из России. Последняя перепись советского времени 1989 г. показала численность татар в Литве в 5100 человек. После обретения Литвой независимости часть уехала, и татар к концу ХХ в. осталось 3225 человек, к началу XXI в. – около 2900. Со вступлением в 2004 г. Литвы в ЕС часть молодежи уехала в Европу. Сегодня наша община составляет порядка 2300 человек.
Восточная Европа и страны Балтии известны резким ростом исламофобских настроений в последние десятилетия. При этом мы видим государственный акт по объявлению Года истории и культуры литовских татар. Насколько предвзятое отношение к исламу задевают литовских татар?
Литва является исключением из трех балтийских стран в этом отношении. Сегодня в Литве действует закон о традиционных религиях. Их девять и в их числе – ислам суннитского толка. Наш муфтий Ромас Якубаускас имеет дипломатический паспорт и представляет литовских мусульман повсюду в мире. Конечно, официальная историография советского времени о татаро-монгольском иге сыграла свою определенную роль, но просвещенная часть литовского общества относится к татарам с большим уважением.
Беседовала Диляра Ахметова