закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


11 января 2022 12:32    

Профессор Дамир Мухетдинов — о теологии, экологии и итогах работы Центра исламских исследований СПбГУ в 2021 году

Для Центра исламских исследований Санкт-Петербургского университета 2021 год прошел под знаком международного сотрудничества. Доктор теологии Дамир Мухетдинов рассказал, какие проекты вызвали интерес у зарубежных коллег, объяснил, почему мусульманское сообщество уделяет особое внимание экологии, а также поделился планами на будущий год.

- В январе в Московской соборной мечети состоится торжественное открытие года празднования 1100-летия принятия ислама народами Волжской Булгарии. Расскажите подробнее об этом событии.

- В ноябре 2020 года на встрече с представителями религиозных объединений президент Владимир Путин подчеркивал, что для нашей многонациональной страны межконфессиональный мир — это основа основ. Тогда в своем обращении председатель Духовного управления мусульман России муфтий Равиль Гайнутдин напомнил о приближающемся 1100-летнем юбилее принятия ислама народами Волжской Булгарии, и президент пообещал, что празднование этой даты пройдет на высоком уровне. Практически сразу же после этого совещания Владимир Путин подписал распоряжение о подготовке события, а организационный комитет возглавил вице-премьер Марат Хуснуллин.

Для нашей страны это важнейшее событие. В праздновании будут задействованы многие регионы. Официальный старт празднованию будет дан в Москве 13–15 января. Кроме торжественных мероприятий мы проведем большую научно-практическую конференцию.

На мой взгляд, особенно важно то, что, помимо культурно-просветительских мероприятий, в программу празднования включены проекты по реконструкции объектов исламского наследия. Мы надеемся, что внимание не обойдет стороной и Историческую мечеть Москвы, старейшую в городе, расположенную на Большой Татарской улице. Она была построена в 1823 году, совсем скоро ей исполнится 200 лет.

- Какое участие в этом событии принимает Центр исламских исследований?

- Деятельность нашего центра направлена на решение задачи, поставленной президентом, — воссоздание российской исламской школы богословия. В этом смысле вся наша работа направлена именно в это русло, а 1100-летие принятия ислама придает дополнительный импульс.

Так, на открытии празднования в Московской соборной мечети мы презентуем новую книжную серию «Исламская мысль в России: возрождение и переосмысление». Кстати, ее издание мы анонсировали на Бигиевских чтениях, которые прошли не так давно в Санкт-Петербургском университете. Эта серия призвана собрать и систематизировать наследие наших предшественников — Хусаина Фаизханова, Ризы Фахретдина, того же Мусы Бигиева, имя которых носят научные чтения. Наследие только трех этих мыслителей огромно: планируется подготовить 50 книг Бигиева, 20 — Фахретдина, более десятка — Фаизханова. Первыми будут представлены шесть из них.

Казалось бы, простая задача. Но на самом деле мы должны идентифицировать (а установить авторство не всегда легко) и собрать эти работы (этого никто до нас еще не делал), которые, например, в случае с Бигиевым, хранились в Индии и Канаде. Работы нужно еще и перевести. Это были очень образованные люди, знающие несколько языков и активно их использующие в своем творчестве. Поэтому многие знаковые произведения написаны не только на русском языке, но и на татарском, арабском, староосманском.

Почему еще это важно? Потому что в начале XX века в России многие представители ислама воодушевленно воспринимали обновленчество — развивалась богословская школа, образование, созидательная общественная деятельность. Наши предшественники утверждали, что движение вперед невозможно без межконфессионального диалога, открытости, просвещенности, взаимодействия религиозного и научного. Спустя сто лет мы нередко наблюдаем «откат» к старым представлениям и суевериям, к отсутствию взаимопонимания не только между представителями разных религий, но и внутри одной конфессии.

Нельзя не упомянуть масштабный книжный проект «Возрождение и обновление» («Ал-Ислах ва-т-тадждид»), реализуемый совместно с издательством «Медина». Мы его приурочили к 1100-летию принятия ислама: это прекрасный повод, с одной стороны, наконец-то познакомить российского читателя с выдающимися мусульманскими мыслителями Нового и Новейшего времени, а с другой — внести вклад в научный фундамент подготовки исламоведов. Раньше с этими работами могли познакомиться только носители языка, в том числе арабского, турецкого, в редких случаях европейских языков, если были такие переводы. Сейчас мы впервые переводим эти труды на русский язык.

В ближайшее время выйдут избранные труды Сайида Ахмад-Хана «Чудо Корана: избранные сочинения», работа «Освобождение женщины» Касима Амина, «Развитие метафизики в Персии» Мухаммада Икбала, «Ислам и принципы правления» Али Абд Ар-Разика, «Основные темы Корана» Фазлура Рахмана Малика и «Реформация исламской мысли» Насра Хамида Абу Зайда.

В 2019 году Дамир Мухетдинов защитил первую в России диссертацию по исламской теологии по собственным правилам СПбГУ. Ее тема — «Исламское обновленческое движение конца XX — начала XXI века: идеи и перспективы».

Эта работа была бы невозможна без участия ученых-востоковедов. В редакционный совет серии входят декан восточного факультета академик Михаил Борисович Пиотровский, руководитель Института востоковедения РАН академик Виталий Вячеславович Наумкин, академик Андрей Вадимович Смирнов, а научным рецензентом некоторых работ выступает заведующий кафедрой истории стран Ближнего Востока СПбГУ почетный профессор СПбГУ Николай Николаевич Дьяков. Для нас очень ценны и дороги содействие и поддержка научного сообщества.

- Как исламская теология сегодня развивается в Университете? Вы стали первым, кто защитил докторскую диссертацию по теологии, кто следующий?

- Помимо того, что в СПбГУ продолжает работать программа по подготовке исламоведов в рамках направления «Востоковедение», для нас очень важно, чтобы наши кадры имели и богословское, и светское образование, чтобы быть востребованными в духовной и интеллектуальной сферах.

Не менее важно, чтобы выпускники продолжали обучение в теологической аспирантуре и выходили на защиты диссертаций по специальности «теология» по собственным правилам СПбГУ. Ведь именно здесь, в Петербургском университете, учились и работали наши великие отечественные богословы. Это то, без чего сегодня невозможно формирование новой идейной элиты ислама, и наши совместные усилия направлены именно на это.

Сейчас диссертации готовят несколько наших выпускников. Для нас важно, чтобы защиты прошли в Санкт-Петербургском университете. Тематика работ очень широкая, но все они так или иначе связаны с обновленчеством: исламский феминизм, исследования в области исламской экзегетики по трудам Ат-Табари, влияние традиции одного из старейших университетов мира Аль-Азхара на взгляды российской уммы, религиозная философия Аш-Шатыби, исламская сотериология (учение о спасении человека). Одна из диссертаций будет посвящена исламскому модернизму в рамках отечественной богословской школы в конце XIX — начале XX века. Будущие соискатели публикуются в научном журнале «Ислам в современном мире» — это та площадка, где исследования проходят апробацию.

Хотелось бы добавить, что в 2021 году Центру исламских исследований при содействии Фонда поддержки исламской культуры удалось организовать обучение по дополнительным образовательным программам для сотрудников Духовного управления мусульман и педагогических работников религиозных образовательных учреждений. Всего было реализовано шесть программ в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и онлайн. Обучение прошли более ста человек. Тематика разная — от правового обеспечения деятельности религиозных организаций до богословского дискурса в контексте глобализации. Особое внимание уделили междисциплинарности, которая сегодня не только крайне актуальна для светского образования, но выходит на первый план и в религиозных дисциплинах.

- Вы рассказали о переводах зарубежных трудов на русский язык. А что делает центр с точки зрения международного сотрудничества? Повлияла ли на это пандемия?

- 2021 год как раз таки стал очень плодотворным на международные контакты. Так, еще в конце 2020 года мы побывали в Стамбуле, где встретились с ректором Стамбульского университета Махмутом Аком и обсудили перспективы совместных исследовательских проектов. Кстати, мы пригласили коллег присоединиться к празднованию 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией.

Удалось встретиться и с ректором Казахского национального университета имени Аль-Фараби профессором Жансеитом Туймебаевым. Там же меня пригласили выступить перед докторантами-религиоведами с лекцией «Обновление веры как задачи современности: контекст и будущее XXI века»

В октябре состоялся рабочий визит в Баку, где прошло подписание меморандума о сотрудничестве с Азербайджанским государственным университетом культуры и искусств. Были затронуты вопросы празднования 880-летия выдающегося средневекового поэта Низами Гянджеви.

В течение прошлого года мы провели встречи с генеральным секретарем ООН по Альянсу цивилизаций Анхелем Моратиносом и председателем Папского совета по межрелигиозному диалогу кардиналом Мигелем Анхелем Аюсо Гиксотом.

- В контексте международной повестки нельзя не спросить о теме Международного мусульманского форума, который прошел в декабре. Почему была выбрана именно такая тема — «От экологической проповеди к экологическому мышлению»? Как вопросы экологии вошли в исламскую повестку?

- Вопросы бережного отношения к окружающему миру никогда не выходили из поля внимания ислама. Священное писание обязует человека заботиться о природе, ставя этот вопрос в сферу личной, духовной ответственности. Разумеется, сегодня весь мир обратил взоры на экологические проблемы, этому была посвящена Конференция ООН об изменении климата в Глазго.

Мир, в котором мы живем, — это наш общий дом. Поэтому все те глобальные проблемы, с которыми мы только начинаем сталкиваться, в итоге могут привести к страданиям человека — голоду, болезням. Ответственное отношение к природе в исламе рассматривается через призму личной ответственности перед обществом в целом. Именно в ХХ веке права человека, ключевая роль личности стали приоритетной ценностью. Остановило ли это мировые войны, геноциды, наращивание военных мощностей — вопрос, ответ на который, впрочем, очевиден. Похожая ситуация сегодня — в экологии, когда личный комфорт и неограниченное потребление воспринимаются как должное. Человечество отдалилось от осмысления реальности через призму духовности, об этом шла речь и на Форуме по укреплению мира в мусульманских обществах в Абу-Даби. Мы должны пересмотреть взгляд на проблему соотношения человеческих прав и меры ответственности.

Официальный сайт СПбГУ

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.