«В движении – благодать!»: интервью Рушана Аббясова журналу «Наука и Религия»
Заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, председатель Духовного управления мусульман Московской области муфтий Рушан Аббясов дал интервью журналу «Наука и Религия»
В октябре 2021 года «за многолетнее плодотворное служение делу Ислама, духовное попечительство и организацию образцовой мусульманской общинной жизни в Московской области, за укрепление авторитета российского мусульманства на международной арене» и в связи с 40‑летием ему была присуждена высшая награда мусульман России – орден Почёта Аль Фахр. В поздравительном адресе глава общины российских мусульман Муфтий Равиль Гайнутдин отметил: «Считая Вас своим учеником, я горд тем, что Вы всегда верны своим духовно-нравственным принципам, со свойственными Вам дипломатичностью и доброжелательностью умело выстраиваете межрелигиозный и межнациональный диалог, а также государственно-конфессиональные отношения, проявляя усердие, целеустремлённость и стратегическое видение, неизменно достигаете поставленных целей, направленных на благополучие уммы».
– Рушан-хазрат, 15 лет назад было создано Духовное управление мусульман Московской области (ДУМ МО), которым Вы успешно руководите уже многие годы. Объясните, пожалуйста, почему Вы, выпускник престижного Московского исламского института, не остались в Москве, хотя такая возможность была, а выбрали тогда, 20 лет назад, для своего служения Подмосковье?
– Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! Да, ровно 20 лет назад я был официально направлен после окончания МИИ служить в Ногинск. Хотя Шейх Равиль Гайнутдин предлагал мне служить в Московской Соборной мечети третьим имам-хатыбом и заниматься международными связями (возможно, здесь сыграло роль моё знание языков). В то время я уже преподавал в медресе при Московской Соборной мечети. На мои занятия по основам ислама и арабскому языку приезжала группа мусульман из Ногинска. Я поинтересовался: неужели в городе, расположенном в 50 километрах от Москвы, нет возможности получить знания об исламе? Оказалось, что мусульманская община в Ногинске есть, но человека, который бы обладал достаточной подготовкой и опытом преподавания, не было. Я, будучи студентом МИИ, выразил готовность приезжать в Ногинск по выходным дням и заниматься с желающими. На первое же занятие пришло человек сорок. Я не ожидал такого! Потом один бизнесмен предоставил нам для проведения занятий дом. Так что к моменту окончания МИИ у меня был выбор: остаться на всём готовом в Москве или продолжать начатую работу в Ногинске. Тогда уже на занятия приходили не менее ста человек. Я приглашал для чтения лекций наших ведущих исламоведов – Т. С. Саидбаева, С. Х. Кямилева, доктора Тауфика Ибрагима, переводчика Корана В. Д. Ушакова. Я выбрал работу в Ногинске, и шейх Равиль меня поддержал. Сегодня я точно знаю, что сделал правильный выбор. Я участвовал во всех этапах становления мусульманской общины, вплоть до строительства мечети и создания необходимой инфраструктуры. И сейчас, уже будучи главой Духовного управления мусульман Московской области, я понимаю, насколько для меня важны приобретённые опыт и знания. Пройдя этот путь, я могу реально помочь другим молодым общинам, которые начинают формироваться в Московской области.
– Если сравнить общину Ногинска двадцатилетней давности и нынешнюю, как она изменилась?
– Во‑первых, община выросла численно. Во‑вторых, изменилось отношение к общине со стороны областных властей. У нас тесное взаимодействие и хорошее взаимопонимание с администрацией Ногинского района. В 2020 году мы отмечали десятилетие со дня открытия мечети в Ногинске. К этой дате издали альбом «История одной мечты», в нём показано, как мечта мусульман о мечети стала явью. Я помню первое собрание мусульманской общины Ногинска. В нём участвовали три ветерана Великой Отечественной войны. Они мне сказали: «Мы тебе доверим пост председателя общины, но ты должен выполнить два наказа: построить мечеть, чего до сих пор никому не удавалось; похоронить нас, когда придёт наш срок, на мусульманском участке кладбища». А тогда такого участка не было в Ногинске. По воле Всевышнего, эти ветераны в последние годы своей жизни молились в новой мечети, и все трое захоронены на мусульманском участке кладбища, который был в конце концов выделен для общины администрацией города. Перед этими аксакалами, перед общиной Ногинска я свой долг, слава Всевышнему, выполнил.
– А в Ногинске была когда-то мечеть?
– Нет, мечети не было, но община была. Сохранился документ 1917 года, согласно которому московский генерал-губернатор назначает имама для служения в Павловом Посаде, а также в Орехово‑Зуево и Богородске (нынешнем Ногинске). Скорее всего, мусульмане тогда собирались в частном доме, где и совершали намаз. Так что возведённая нашими усилиями мечеть – первая в здешних краях. В её открытии приняли участие многочисленные гости, в том числе послы государств исламского мира. Помимо мечети мы построили специальные помещения площадью около 800 квадратных метров, где располагаются трапезная, магазин халяль (то, что разрешено мусульманам. – О. С.), медресе. Сегодня мечеть в Ногинске – не только место совершения религиозных обрядов, она стала религиозно-духовным центром города. Имамы ногинской мечети являются членами Общественной палаты муниципального округа.
– А как обстоят дела в других общинах Подмосковья? Сколько их сегодня? Какова численность мусульман в области?
– Общин в Московской области 55, они объединяют около миллиона человек, это десять процентов населения региона. В Подмосковье восемь мечетей с минаретами, большое количество молельных домов и мусульманских центров. Я бываю во многих общинах, мы обсуждаем наше участие в общественной жизни подмосковных городов – в городских субботниках, в акциях, например, таких, как «Посади лес!», «Ребёнок-пассажир-пешеход», день донора и других. Встречаюсь с представителями администрации. Уверен, что в городе мусульманскую общину должны знать, видеть её созидательную работу, это очень важно. Дважды в год мы организуем для наших имамов – руководителей общин курсы повышения квалификации, заимствуем лучшие общероссийские практики и стараемся их внедрять в нашем регионе. Аппарат ДУМ МО возглавляет Рустам-хазрат Давыдов, руководитель мусульманской общины Подольска, человек опытный, грамотный, надёжный. Мы создали своё учебное заведение, которое готовит кадры именно для Подмосковья. У нас сложились хорошие деловые отношения с губернатором и правительством Московской области. Наши общины отлично проявили себя во время пандемии: многие руководители общин записались в волонтёрские штабы и все месяцы изоляции, не говоря уже о месяце поста – Рамадане, помогали нуждающимся. В Рамадан развозили продовольственные пакеты и медикаменты от Духовного управления. Два наших имама отмечены благодарственными письмами Президента РФ – имам города Химки Камиль Маннапов и имам Ногинской мечети Абдуррауф Фаизов. Многие имамы получили благо дарственные письма глав администраций Подмосковья.
– А какие общины области наиболее активны?
– Они не похожи друг на друга, у каждой свои достоинства, свои достижения. Там, где есть мечети, ведётся большая многоплановая работа. Где нет мечети и инфраструктуры, руководители находят другие формы работы. Например, в Химках на площадке в 500 квадратных метров, которую администрация выделила общине в торговом центре, Камиль-хазрат Маннапов создал прекрасный дошкольный образовательный центр – здесь для детей есть всё: их учат – готовят к школе, кормят, с ними играют в развивающие игры… Мусульманская община Пушкинского городского округа во главе с её председателем имамом-мухтасибом Рамилем Фасхудиновым регулярно проводит интереснейшие культурно-просветительные мероприятия. Я там бываю с удовольствием. При многих общинах есть мусульманские учебные заведения – медресе, мактабы, воскресные школы. Мы проводим олимпиады, на которых проверяется знание основ ислама, популярны наши конкурсы чтецов Священного Корана. Организуем и спортивные мероприятия.
Одно из актуальных направлений нашей деятельности – работа с мигрантами, число которых постоянно растёт. Мы помогаем им интегрироваться в современное российское общество. Чтобы избежать европейского сценария, когда, например, турки в той же Германии живут обособленно, а у арабов свои замкнутые сообщества, нам необходимо развивать мусульманскую инфраструктуру в регионе. Мы, местные мусульмане, знаем, как работать с мигрантами, потенциал у нас для этого есть, кадры есть, но тут необходима поддержка муниципальных служб, правительства Москвы и области. У меня была встреча с губернатором Московской области, во время которой мы обсуждали и эту проблему. Отрадно, что к нашим просьбам относятся с пониманием, к нашему голосу прислушиваются
– Рушан-хазрат, сейчас немного о другом. Какая была тема Вашего выпускного диплома в Московском исламском институте?
– Это было учебное пособие «Учим арабский». Оно переиздано за минувшие годы, наверно, раз пятнадцать.
– От учебного пособия Вы прошли путь до защиты кандидатской диссертации «Социальная доктрина ислама» в Российской Академии государственной службы при Президенте РФ. Почему Вы выбрали именно эту тему?
– Знаете, я больше практик, чем теоретик, стараюсь писать о том, что нужно людям в их повседневной жизни. Учебник «Учим арабский» показал, насколько мусульмане в таком пособии нуждаются. Он востребован все эти годы. А социальная доктрина мусульман, её философско-религиоведческий анализ – это в какой-то мере обобщённый опыт моей практической работы. Она даёт ответы на многие вопросы современной жизни, определяет перспективные направления социальной политики, разъясняет, как мусульманину жить в светском государстве, как выстраивать отношения с властями, с представителями других религий, она освещает вопросы культуры, науки, образования мусульман, их отношение к крайним радикальным течениям, экономическую сферу – исламский банкинг, страхование и т. д. На эти темы я читал лекции на курсах повышения квалификации в разных регионах Подмосковья для имамов. Интерес был большой. Мы не должны замыкаться в пределах своей общины, в пределах мечети. Наша задача – быть открытыми для всего общества, чтобы каждый желающий мог прийти и получить от нас совет, правильные ответы на свои наболевшие вопросы. Голос с минбара («трибуна», кафедра в мечети, с которой имам произносит проповеди. – О. С.) должен сегодня быть слышен не только в мечети. Современный минбар – это ещё и Интернет, и социальные сети.
– Что сегодня самое важное для мусульман Подмосковья, для Вас?
– Во‑первых, социальное служение, благотворительная работа. Во‑вторых, повышение уровня знаний, интеллектуальный рост общины. Не лениться, не быть невеждами, получать дополнительное образование, профессионально расти. Всё это укрепляет мусульманскую общину. Образование – в числе приоритетных задач не только наших, но и всего государства. И мы просим местные власти поддержать нас в этом вопросе, как минимум выделять помещение для нашей просветительской работы.
Мы в Московской области придумали интересную систему исламского образования. Наш колледж работает по системе пансиона, мы предоставляем студентам общежитие. Срок обучения – три года. В программе – светские и религиозные дисциплины. Во время учёбы студент проходит практику в разных религиозных общинах. После окончания колледжа мы его определяем в одну из них. Он должен отработать в ней минимум два года в качестве имама. Параллельно мы его направляем на третий курс Исламского института в Москве или в Казани, то есть наш студент, не расставаясь с практической работой, заканчивает бакалавриат исламского вуза (заочно или дистанционно). И через пять лет он – высококвалифицированный специалист, который может возглавить мусульманскую общину. Первые такие выпускники у нас уже есть. Я радуюсь их успехам. Если я вижу, что у кого-то проявился интерес к истории, философии или экономике, мы даём возможность получить второе высшее образование. Так мы реализуем ту программу, которую для нас определил шейх Равиль Гайнутдин: современный имам должен иметь как минимум два высших образования – духовное и светское. Сейчас это у нас в приоритете. Чем больше у нас будет высокообразованных имамов, тем крепче будет община, тем больше она сможет дать людям. Я всегда говорю молодым имамам свой главный лозунг: «В движении – благодать». Пророк нас предупреждал: используй «пять» для наступления других «пяти».
Первое – молодость до наступления старости. Будь активен. Второе – здоровье до наступления болезни: когда болеешь, тебе ничего не хочется. Третье – время: пока оно есть, используй каждую минуту. Четвёртое – богатство, пока не наступила бедность. Не жди, пока у тебя будет ещё больше, и потом ты будешь расходовать. Нет. Сегодня есть – помоги тем, кто нуждается. Пятое – жизнь, пока не наступила смерть.
Скажу честно: я доволен тем, как идёт моя жизнь. За 20 лет немало сделано, и во многом, конечно, благодаря нашему духовному лидеру председателю Совета муфтиев России шейху Равилю Гайнутдину. Мы – его ученики. Преемственность сохраняется, и мы стараемся, чтобы она не прерывалась, чтобы наши внуки продолжали наши дела. Тогда можно сказать, что жизнь прожита не зря.
– Благодарю Вас за беседу и желаю успехов во всех Ваших делах.
Беседовала Ольга СЁМИНА