Исчезнувшее государство. Историк — о Волжской Булгарии
Исчезнувшие в древности государства — сюжет, который всегда был и остается интригующим. Как, почему они исчезли, какую память о себе оставили? Одним из таких навеки сгинувших государств, находившихся почти тысячу лет назад на территории современного российского Поволжья, была Волжская Булгария. Наш собеседник, доцент СПбГУ, кандидат исторических наук Роман НАЛИВАЙКО полагает, что сохранять память о ней не менее важно, чем о русских княжествах, тем более что и появилась Волжская Булгария даже раньше Киевской Руси.
— Роман Алексеевич, начнем с самого, пожалуй, очевидного вопроса: случайно ли созвучие «Булгария» и «Болгария»?
— Абсолютно не случайно, поскольку речь идет про один и тот же народ, который произошел из так называемой Великой Болгарии. Об этом чуть позже, а сейчас — собственно о созвучии названий.
Речь о вариациях звуков «о» или «у». Здесь все зависит от языков, на которых произносится это название. Для древнерусского языка была характерна неполногласная, или, как говорят в лингвистике, редуцированная, «о». Поэтому по‑древнерусски «болгары» и «булгары» звучало почти одинаково, а вот для тюркских языков характерно было полногласное «о», соответственно, у них звучало «болгары».
В русских летописях вместо «о» стоит твердый знак («ъ»): в кириллице эта буква тогда называлась «ер». Следы этого написания мы видим в современном болгарском языке, где название страны так и указывается: «България».
Вообще в исторической литературе существует традиция называть государство, существовавшее на Волге, Булгарией, а на Дунае — Болгарией. Хотя иногда встречается и написание «Волжская Болгария». Кстати говоря, ее также именуют «Волжско-Камской Булгарией».
— Так что же, было две Болгарии?
— Именно так, и даже больше! Чтобы понять, как все происходило, надо обратиться к IV – V векам нашей эры — эпохе великого переселения народов, нашествия гуннов, которое является рубежом между Античностью и Средневековьем. Как известно, полиэтничная гуннская орда, включавшая в себя тюркские и угорские племена, а затем славянские и германские, пришла из степей Евразии и обосновалась в Центральной Европе. Центром гуннской кочевой империи называют Паннонию — современную Венгрию. Самих гуннов, кстати, также считают тюркоязычным народом.
Вместе с гуннами, то есть в составе их орды, либо, по некоторым данным, чуть позже в приазовских и причерноморских степях появились тюрки-кочевники, которых ученые называют «праболгарами» или «протоболгарами». Это и были как раз предки тех болгар и булгар, о которых мы будем дальше говорить.
Существуют разные точки зрения относительно происхождения этнонима «болгары», согласно одному из них, он означает «мятежники отколовшиеся».
— От кого же они откололись?
— От той самой гуннской кочевой империи. После ее распада в середине V века булгары, или болгары, стали одним из наиболее сильных локальных объединений кочевников.
К VI – VII векам исследователи относят появление как называемой Великой Булгарии. Ее территория не имела четких границ и простиралась от Нижнего Дона до предгорий Кубани и от Тамани до междуречья Кумы и Восточного Маныча. Столицей был город Фанагория на нынешнем Таманском полуострове.
Просуществовала Великая Булгария не очень долго, поскольку, по преданию, после смерти возглавлявшего ее хана Кубрата государство поделили пятеро его сыновей: Батбаян, Котраг, Аспарух, Кубер, Альцек. Каждый из них возглавил свою собственную «орду», и ни у кого из них в отдельности не было сил, чтобы соперничать с досаждавшими им воинственными хазарами. Они тоже были наследниками гуннской кочевой империи и соперниками булгар. В ходе столкновения с ними, последовавшего в 60‑е годы VII века, Великая Булгария прекратила свое существование.
Часть жителей покорились хазарам, стали их данниками, впоследствии были известны под именем «черных болгар». Аспарух со своей «ордой» ушел на Дунай, и там появилась Дунайская Болгария, известная также как Болгарское царство. Под его владычество попали местные славянские племена, однако со временем болгары слились со славянами и сложилась болгарская нация.
Еще одна часть обитателей Великой Булгарии переселились в Македонию и Южную Италию и со временем там ассимилировались. Нас же интересуют те болгары, которые ушли на Волгу, где и возникло государство Волжская Булгария.
— Но там ведь вряд ли были пустые земли?
— Конечно. Там обитали финно-угорские племена, и им пришлось подчиниться болгарам. На территории бывшей Волжской Булгарии к настоящему времени известно около 170 городищ домонгольского времени — это остатки военных крепостей, замков и городов. Наиболее известными еще с X века были города Булгар, Биляр и Сувар. Размеры Булгара составляли 380 гектаров, Сувара — 90 гектаров. Площадь Биляра, который называют столицей Волжской Булгарии, археологи оценивают в 500 гектаров.
Первое упоминание Биляра в русских летописях — 1164 год, когда Андрей Боголюбский нанес поражение булгарскому правителю, и «утече князь Болгарскыи до Великого города».
Историки задают вопрос, на который пока нет ответа: почему в русских летописях, описывающих события X — первой половины XIII века, города Волжской Булгарии ни разу не упомянуты под собственными названиями? Булгар фигурирует как «Бряхимов», Биляр — как «Великий город». Кстати, основание Казани, точнее, появление крепости на этом месте, историки также относят к тем временам.
Для своего времени города Волжской Булгарии были вполне значимыми. Как-никак, через ее территорию проходил Великий Волжский путь. Начинался он на севере, шел через Владимиро-Суздальское княжество, и оно же в наибольшей степени взаимодействовало с Волжской Булгарией. В 1006 году, по свидетельству историка Василия Татищева, между Русью и Волжской Булгарией был заключен торговый договор: булгарские купцы могли свободно торговать на Волге и Оке, а купцы Руси — в Булгарии.
В то же время Великий Волжский путь постоянно оказывался, говоря современным языком, источником экономических споров между Булгарией и Русью. Кстати, забегая далеко вперед: в течение XVI – XVII столетий, когда англичане, французы, голландцы вступали в отношения с Московским государством, главное, что они хотели получить, — право транзитной торговли от Архангельска до Каспийского моря. То есть фактически по маршруту того самого Великого Волжского пути. И ни разу его не получили, вплоть до XVIII столетия…
Возвращаясь к Волжской Булгарии. Ее отношения с Русью были разными: то войны, то мир. С Булгарией воевали киевские князья Святослав, Владимир, затем князья Владимиро-Суздальской земли — Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо… Однако войны войнами, а когда на северо-востоке Руси случались неурожаи, зерно приходило именно из Волжской Булгарии.
Более того, именно к представителям этого государства обратился киевский князь Владимир, когда выбирал веру. Отсюда прибыли послы, представлявшие мусульманскую религию, ведь Волжская Булгария была исламским государством.
Еще в 919 году правитель Волжской Булгарии отправил посольство к багдадскому халифу Аль-Муктадир Биллах с предложением прислать духовенство для перехода страны в ислам и мастеров-строителей для возведения каменной крепости. Через два года с соответствующей просьбой булгарское посольство прибыло в Багдад. В том же году, 922‑м, хан Алмуш объявил ислам государственной религией Волжской Булгарии.
— Почему волжские булгары приняли именно ислам?
— Как отмечают исследователи, ближайшая тогда христианская держава — Византия — находилась в союзе с иудейской Хазарией, а против нее булгары собирались вести борьбу. Так что выбор ислама был предопределен складывающейся политической конъюнктурой.
Важную роль сыграли и активные торгово-экономические контакты Поволжья со странами Средней Азии — Хорезмом и державой Саманидов. Благодаря прямому торговому пути в Среднее Поволжье мусульманские купцы получили доступ к северным товарам в обход Хазарии.
Да, приняв ислам, булгары оказались достаточно далеко от стран, где его исповедуют, возникла некоторая культурная изоляция. И вот это ощущение «оторванности», нахождение во враждебном окружении не могли не отразиться на общественном сознании булгар. Недаром целый ряд арабо-персидских авторов говорили об их походах на соседей как о «священной войне» против «неверных».
В русской летописи о визите в Киев послов из Волжской Булгарии упомянуто следующим образом: «приидоша болгаре веры бохъмичи» (славяне называли Мухаммеда — Бохмит). Вообще для древнерусских летописцев «мусульмане» и «булгары» зачастую были синонимами.
Не обошли эту тему и западноевропейские путешественники, наиболее яркая характеристика содержится в труде фламандского монаха-францисканца Гильома де Рубрука: «Эти булгары — самые злейшие сарацины, крепче держащиеся закона Магометова, чем кто‑нибудь другой»…
— Хотя Волжская Булгария была сильным государством, пережить монгольское нашествие она не смогла.
— Это довольно долгая история. В 1219 – 1221 годах монголы разгромили могущественный Хорезм, расположенный на территории Средней Азии и Иранского нагорья. Волжская Булгария, будучи частью исламского мира, имела с Хорезмом тесные контакты и потому была хорошо осведомлена о происходящем.
Угрозу со стороны монголов она ощущала очень отчетливо. Что, впрочем, не помешало ей в 1223 году успешно их разгромить. Тогда, после битвы на Калке, разбив войска русских княжеств, монголы ушли на восток через земли волжских булгар и потерпели от них поражение. Оно стало исключением на фоне тогдашних успехов монгольской армии.
Подобного позора монголы не забыли и уже в 1229 году отомстили булгарам у реки Яик (Урал). Спустя еще несколько лет Волжская Булгария была полностью разорена во время Батыева нашествия 1236 – 1237 годов.
Из источников, которые в свое время собирал историк Василий Татищев, известно, что беженцы из Волжской Булгарии пытались спастись во Владимиро-Суздальской земле, где тогда княжил Юрий Всеволодович. Почему он не принял каких‑то превентивных мер, почему у него не возникло опасения, что его земли могут стать следующей целью монгольского нашествия? Татищев объяснял это тем, что Юрий Всеволодович надеялся на свою силу и был уверен, что сможет отбиться от вражеских полчищ. Закончилось все, как известно, трагически и для самого князя, который погиб в битве с татарами на реке Сить, и для всей русской земли.
Основные города Волжской Булгарии в ходе Батыева нашествия были разрушены, часть населения бежала. Государство было включено в состав Улуса Джучи (Золотой Орды), первой столицей которого в XIII веке был город Булгар…
Кстати, именно тогда, во время нашествия монголов, по всей видимости, погибли булгарские письменные источники, поскольку ни один из них не дошел до наших дней.
— Точно так же, как и на Руси тогда погибло огромное число летописей…
— Уцелевшие рукописи домонгольской Руси — это крупицы. Кстати, от Золотой Орды до нас ведь тоже не дошло собственных письменных источников. Все, что мы знаем о ней, было написано соседями.
В литературе можно встретить утверждение, что существует Булгарская летопись XVII столетия («Джагфар Тарихы»), но этот документ фактически равнозначен русской Велесовой книге, то есть это мифический источник, историки считают его откровенной подделкой. Текст, который вдруг появился в XX веке, и нет никаких доказательств, что он существовал ранее.
Так что основное средоточие наших знаний о Волжской Булгарии — это русские летописи либо восточные хроники, как правило, арабские. И, конечно же, важнейшие — археологические данные. Но они касаются в основном быта. О политической истории государства известно достаточно мало…
Кстати, заслуживает внимания и такой исторический факт: один из правителей Волжской Булгарии, Альмуш, называл себя «малик ас-сакалиба»: в переводе с арабского «малик» — «царь», «сакалиба» — «славянин». Термин «cакалиба» часто применялся по отношению к славянским рабам в исламских странах, но мог относиться в широком смысле ко всем европейским рабам, которыми торговали жители исламских стран.
На каком основании Альмуш называл себя именно так — большой вопрос. То ли действительно ему подчинялась часть славянских племен, то ли это было бахвальство, то ли воспоминание о более раннем времени, когда часть славянских племен на самом деле подчинялась булгарам…
Но что исследователи знают точно, так это то, что историю Волжской Булгарии завершило монгольское нашествие. Печальна была и судьба Дунайской Болгарии: в начале XI века она была завоевана Византийской империей, затем возродилась, но в 1396 году окончательно пала под натиском турок-османов. Как известно, Болгария вернула себе независимость только в результате Русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов.
Тем не менее говорить о тотальном исчезновении Волжской Булгарии, наверное, все‑таки не стоит, поскольку сегодня ее наследниками, продолжателями считают себя чуваши и татары, для них это важнейшая часть национальной идентичности. Более того, лингвисты напрямую выводят чувашский язык из того, на котором когда‑то говорили волжские булгары. А в городе Болгар Республики Татарстан существует даже историко-архитектурный музей-заповедник, посвященный Волжской Булгарии.
— На ваш взгляд, нет ли в этом какой‑то надуманности, попытки найти какие‑то искусственные исторические корни?
— Понимаете, это примерно такой же вопрос, как могут ли современные жители Российской Федерации считать себя наследниками не только древних славян, но и, к примеру, скифов и сарматов, обитавших когда‑то на территории нашей страны? В какой‑то степени — могут. Что же касается волжских булгар, то можно, конечно, сомневаться в их «родстве» с чувашами и татарами, но не признавать тот факт, что в Поволжье существовало когда‑то весьма сильное, могущественное государство, невозможно. А оно, напомню, было исламским и представляло собой, несомненно, восточную культуру.
Не так давно академик РАН историк Александр Чубарьян заявил, что нашей исторической науке пора отказаться от европоцентризма и в полной мере осмысливать исторические связи Руси с восточными цивилизациями. Более того, сейчас готовится новый стандарт школьных учебников, который сделает упор на истории Востока.
Да, оппоненты могут сказать, что в этом есть определенная политическая конъюнктура, готов даже в чем‑то с ними согласиться. Уверен, что во всем должны быть здравый смысл и золотая середина. Когда ключевые события происходят на Востоке, — конечно, их надо изучать, поскольку они, несомненно, оказывали влияние и на нашу страну. Если в определенный момент история вершилась на Западе — значит наше внимание должно быть обращено к нему.
Вообще, на мой взгляд, нужен комплексный подход к истории страны, когда объектом изучения являются не только собственно русские княжества, но и вся нынешняя территория России. Такой подход дает нам большее понимание происходивших исторических процессов.
Что же касается волжских булгар, то факт остается фактом: народы, которые ныне считают себя их потомками, являются жителями Российской Федерации. Так что история Волжской Булгарии — это часть предыстории Российского государства. Условно говоря, Киевская Русь, Волжская Булгария, даже Золотая Орда — это все страницы нашего Отечества.
Газета «Санкт-Петербургские ведомости»