«Если христианство – это религия любви, то ислам – религия справедливости»
У всех мусульман мира начался священный месяц Рамазан. В этот период всем верующим предписаны пост и молитва. Однако мусульманам и в повседневной жизни присуща особая сплоченность и приверженность вере. Об особенностях исламских традиций, деятельности самарской соборной мечети, 63.ru рассказал имам Самарской соборной мечети Иршат хазрат Сафин.
– Иршат хазрат, какие правила прежде всего должны соблюдать верующие во время Рамазана?
– Месяц Рамазан в исламе считается священным. В начале седьмого века нашей эры во времена пророка Мухаммеда на земле появились первые стихи Корана. В это время началась земная жизнь священного писания. И в течение 23 дней Аллах ниспосылал стихи и тексты Корана. Как говорит Аллах в священном писании, в честь этого всем мусульманам предписан пост. Пост является одним из столпов ислама. Поэтому наравне с молитвой он очень важен для мусульман. Но в тоже время пост должен быть осознанным, чтобы он не был похож на муки голодного зверя. Это не должен быть только пост ради поста. Прежде всего, он дает возможность усмирить в себе разные не благочестивые начинания, свое эго. Аллах не нуждается в пустом голодании, если оно не подкреплено человеколюбивыми деяниями.
Рамазан иначе называют праздником длиною в месяц. Потому что в это время мусульмане собираются вместе не только для молитвы. Верующие объединяются духовно. У мусульман в это время принято ходить в гости и после захода солнца принимать угощения (столы разговения), это материальная составляющая, которая сплачивает их.
– Что нежелательно делать в пост?
– Пророк говорил, что пост подобен куску новой материи. И такие деяния, как ложная клятва, просто ложь, сквернословие, похотливый взгляд, сплетни и хула разрывают его. Мусульмане стараются избегать подобных деяний, чтобы к концу месяца преподнести всевышнему целый кусок материи, не разорванный. В этом и заключается суть поста.
– Но ведь не всегда получается соблюсти все правила при современном ритме жизни и условиях. Что тогда?
– Тогда пусть хотя бы этот кусок материи будет с «заплатой». Для этого мусульмане подают очистительную милостыню в конце месяца неимущим. И стараются совершать как можно больше добрых дел.
– Расскажите о том, как проходит молитва в Рамазан?
– Молитва называется намаз. Если у православных верующих три службы в день, то у мусульман пять раз в сутки. Во время Рамазана мусульмане стараются молиться в мечетях. Если в другие месяцы это правило не так строго соблюдается, особенно в часы утренней службы, еще до восхода солнца, то в Рамазан верующих, как правило, собирается в мечети довольно много.
– Иршат хазрат, в этом году исполняется 10 лет с момента открытия мечети в Самаре. Будут ли проводиться какие-либо праздничные мероприятия?
– Открытие мечети произошло 29 ноября 1999 года. И как вы правильно сказали, в этом году юбилей. Но специально что-то готовиться именно к этой дате, скорее всего, не будет. Отмечу, что частично к этой годовщине у нас был приурочен четвертый съезд мусульман области, который прошел 7 июля. Он также был посвящен 15-летию нашего регионального духовного управления. Вообще в исламе не принято что-то отмечать, это скорее веяния современности. Но для людей в любом случае это радость. Надо сказать, что на момент открытия мечети она была самой большой в Европе.
– Вы являетесь имамом самарской мечети. Расскажите о том, как вы получили этот пост. Насколько это почетное звание? Что для этого необходимо сделать?
– У меня интерес к религии возник еще в советское время. Я закончил историко-филологический факультет в Казанском госуниверситете. Потом был направлен на три года в Турцию, где обучался в духовном училище. Позже закончил стамбульский университет. И по направлению в 1999 году был назначен имамом самарской мечети. Община меня поддержала, областной муфтий утвердил мое избрание
Что касается особых почестей, то в исламе нет подобных традиций. Вообще, ислам – это простая религия. И если, как говорится, христианство – это религия любви, то ислам – религия справедливости. Поэтому какой-то четкой иерархии и посвящения в какой-либо сан не существует. Имамом становится тот, кто более начитан и сведущ в религиозных вопросах. Иначе говоря, более образованный в религиозном плане человек. Имам – это предстоятель, тот, который предшествует и стоит впереди общины. Особого преклонения или падания ниц перед имамом не существует.
– Насколько я знаю, мечеть является не только религиозным, но и культурным центром самарских мусульман?
– Да, вы правы. При мечети есть школа медресе. Это среднеспециальное учебное заведение с двухгодичным учебным процессом. В нее мы принимаем подростков, закончивших девять классов, исповедующих именно ханафитский толк правовой школы в исламе. В медресе записывают именно на этих условиях. Обучение очное шесть дней в неделю. Кроме этого, есть воскресная школа при мечети. Здесь преподается и просто исламская культура, и проходят богослужения. Посещать ее могут все желающие, не только мусульмане.
– Много ли среди православных самарцев желающих изучать мусульманскую культуру?
– Есть такие граждане, но их мало. В основном, это те люди, которые вступили в брачные союзы с мусульманами. Но хочу отметить, что иногда организуются различные экскурсии в мечеть, чтобы у желающих была возможность изучить основы мусульманской культуры.
– Сколько мусульман на сегодняшний день проживает в области?
– Более 150 тысяч человек. Мы считаем всех этнических мусульман. В основном, это татары, около 120 тысяч человек, 15 тысяч казахов и около девяти тысяч башкир. Это основные народы, традиционно проживающие в регионе. Плюс к этому, есть таджики и узбеки, а также люди с северного Кавказа и Азербайджана.
– Как мне кажется, мусульмане по сравнению, например, с христианами, более последовательные в своей вере, даже будучи вовлеченными в светскую жизнь. Как вы думаете, с чем это связано?
– Это происходит, во-первых, от того, что в исламе нет такого четкого разделения, как в христианстве: богу-богово, а кесарю-кесарево. Иначе говоря, вся жизнь мусульман переплетена с религией. Все традиции мусульманских народов взяты из нее. От малого до великого знают, что необходимо молиться, и все молятся. Нет ни для кого поблажек. Тоже самое с постом. Есть, конечно, послабления для больных или, например, беременных или кормящих матерей. Может быть, поэтому мусульмане ведут себя более организованно и приближенно к религии.
– Духовное управление мусульман как-то взаимодействует с органами власти Самарской области?
– У нас есть договоры о сотрудничестве с министерствами региона. Поэтому по мере необходимости, когда проходит какое-либо мероприятие или акция, представители мусульман всегда принимают участие в них. Радует то, что власть открыто относится к представителям разных религиозных конфессий. Но в России такое сотрудничество между светской жизнью и религиозной еще не вполне налажено. Например, если взять зарубежные страны, там во многих печатных изданиях есть религиозный консультант, который высказывает свою этическую оценку разным материалам с точки зрения религии. В России пока что такого нет. Но я думаю, что со временем эта практика постепенно будет заимствоваться.
– Самарскую соборную мечеть часто посещают первые лица области: губернатор, чиновники. Это они делают по вашему приглашению?
– Нельзя сказать, что каждый раз это происходит по приглашениям. В то же время любой светский человек не часто пойдет в мечеть по собственной инициативе, ведь это все-таки особое место. Поэтому во время каких-либо крупных праздников или событий бывает, что инициатива исходит и от представителей власти. К примеру, когда было награждение Орденом дружбы муфтия, губернатор сам изъявил желание посетить мечеть.
Николай ЯКОВЛЕВ, специально для 63.ru