Ахнаф Закиров: Очень хочу, чтобы татары не забывали о своих корнях, о своей вере
Ахнаф Закиров |
Местная религиозная организация мусульман Брянской области уникальна тем, что ее возглавляет доктор экономических наук, профессор. Наш сегодняшний собеседник – Ахнаф Исрафилович Закиров – профессор Брянского государственного университета им. Академика И.Г.Петровского, председатель МРОМ Брянской области.
Ахнаф ага, я слышала, что Вы родились в семье очень набожных людей?
Я родился в селе, название которого говорит само за себя – Муслюмово. Это село было в те времена – более семидесяти лет назад - центром ислама в Челябинской области. Тогда все татары и башкиры, проживавшие в нашем регионе, были мусульманами. Мой отец Исрафил был человеком верующим, набожным. А как могло быть иначе – ведь его отец и мой дед, соответственно, был муллой. И не просто муллой. Мухаммадзакир был духовным лицом губернского масштаба. Это было в тридцатые годы.
Тогда уже шли репрессии священнослужителей и верующих людей. Вашу семью они не затронули?
Конечно, затронули. Наша семья успела покинуть дом и перебраться в Челябинск. Это спасло от тюрьмы и ссылки. Благодаря этому, мои близкие дожили до старости. Кроме, мамы. Она скончалась, когда мне было десять лет. Я был старшим в семье, двум другим детям было шесть лет и три года. Через некоторое время отец женился на вдове. У нее тоже были дети. Таким образом, у нас была большая семья. Мы жили рядом с единственной, наверное, тогда действующей мечетью в Челябинске.
Мой отец пожертвовал для мечети пятнадцать соток от принадлежавшего ему участка. Уже после войны, когда было «послабление» режима в отношении религии, мой отец был в этой мечети муэдзином, то есть вторым человеком после муллы. Получается, что я вырос около мечети. Отца очень любили, почитали. Когда он умер в 1985 году, хоронить собралась вся область.
Как Вы оказались в Брянске?
окончил техникум в Челябинске по специальности «металлург». Затем поступил в Лесотехнический институт в Свердловске. Получил экономическое образование. С 1968 по 1971 год учился в аспирантуре, защитил кандидатскую диссертацию. Предложили возглавить кафедру экономики в Брянском государственном университете. Так оказался в Брянске. В 1991 году защитил докторскую диссертацию.
У Вас абсолютно «светская» карьера ученого. Каково было Ваше отношение к вере все это время?
Я всегда был верующим человеком, всегда помнил о своих корнях. И сейчас я «душой» на Урале. Очень жалею, что не получил профессионального религиозного образования. Такая возможность была еще в советское время. Мне предлагали поехать учиться в знаменитое медресе «Мир и Араб» в Бухаре, но я в это время занимался докторской диссертацией. У меня было желание вернуться в родные края, но не судьба. Сын попал в аварию, и переезд стал очень затруднителен.
Моя светская работа продолжается. Я продолжаю преподавательскую деятельность, занимаю должность профессора на кафедре экономики Брянского университета. В силу своей профессиональной деятельности много общаюсь с молодежью. В том числе и мусульманской.
К сожалению, сейчас татарская молодежь забывает о своих корнях. Да что молодежь. Уже их родители почти не знают своего языка, имеют слабое представление об исламе. Для меня как для председателя мусульманской общины рассказывать татарам о вере их отцов и дедов – первостепенная задача. Вера, культура, обычаи народа – все связано воедино. Забудешь одно – забудешь и другое.
Давно ли зарегистрирована мусульманская община в Брянске?
Наша община – «молодая». Она зарегистрирована в 2009 году. Я начал заниматься вопросом регистрации в 2004 году. В течение пяти лет пришлось упорно заниматься этим вопросом.
Где проходят богослужения?
У нашей общины есть двухэтажный молельный дом, выстроенный на земельном участке в пригороде. Первоначально территория была девять соток. Этот участок я приобрел на свои деньги. Постепенно за несколько лет община мне их возместила. Потом мы увеличили участок и построили дом.
Сколько мусульман в Брянской области?
Мусульман около пяти тысяч. У нас на Джума еженедельно собирается около семидесяти человек. На праздники около 400 человек. Этнический состав наших мусульман разнообразный. Узбеки, татары, киргизы. У нас проживают и азербайджанцы. Большая часть их – шииты. Они к нам не ходят. Это обидно – ведь вера у нас в любом случае одна. Правда, двадцать азербайджанцев-суннитов наши прихожане. А большинство наших прихожан – выходцы из Средней Азии. Они очень набожные люди. Практически все читают намаз.
Татар в Брянске около 800 человек, а вот на Джума приходят не более 10. Но я не отчаиваюсь. Есть над чем работать. Тем более я не один. Помогают люди. У нас есть абыстай, которой 82 года. Она читает Коран наизусть. Учиться к ней ходят и мужчины, и женщины. Есть и другие образованные в религиозном плане люди.
Каковы Ваши планы относительно деятельности общины? Есть ли у Вас воскресная школа?
Воскресной школы пока нет. В этом-то и проблема. Я, как председатель, буду прикладывать все усилия, чтобы у нас появилась мечеть. Пока власти не спешат выделять нам земельный участок. Будет мечеть - будет и медресе, будем вести обучение. Другая важная задача – мусульманское кладбище. У нас в Брянске и его округе такого кладбища нет. Хоронить умерших ездим за 100 километров – в Орловскую область. Конечно, это очень тяжело для родственников.
Что касается сотрудничества – у нашей общины есть договор с УФСИН. Мы взяли «шефство» над колонией в городе Клинцы в 250 километрах от Брянска. Там содержатся 60 заключенных-мусульман. Мы оборудуем для них молельную комнату. Собственно говоря, она уже готова. Осталось поставить дверь и окно.
Участвуем в конференциях по предотвращению экстремизма совместно с ФСБ и МВД. Слава Аллаху, у нас межконфессиональных конфликтов никогда не было и, надеюсь, не будет. Я стараюсь больше общаться с молодежью, рассказывать, отвечать на вопросы. Информационная открытость - это очень важно.
На территории молельного дома у нас есть палатка. Планируем, что в ней будем реализовывать товары «халяль». Сейчас книги и литературу я сам закупаю в Москве и оставляю в молельном доме – каждый может взять почитать.
Где ваши мусульмане приобретают халяльные продукты?
Азербайджанцы два раза в месяц режут баранов в соответствии с традициями ислама. Есть и татарские производители халяльной мясной продукции. Так, что с мясом проблем нет. Колбасы я сам привожу из Москвы на заказ. В нескольких городских магазинах продаются куры и консервы «халяль».
Вы доктор экономических наук. Как Ваши профессиональные знания соотносятся с исламом?
Сейчас в России развивается новое направление - «исламский банкинг». Мне очень интересно работать в этом направлении. Я подготовил брошюру по исламской экономике. Считаю, что сначала надо разобраться и разбираться в исламской экономике и экономике вообще. Без этого банковских специалистов быть не может. Очень хотелось бы передать свой опыт и знания молодежи. И очень радует, что молодежь приобщается к исламу в различных его аспектах. Ведь наша вера не существует отдельно от общества, мусульманин во всех видах деятельности должен руководствоваться высокими принципами истинного ислама, которые ни в коей мере не противоречат светским законам нашего общества.
Нина Зотова