Фатых Гарифуллин: О том, что такое «халяль» и «харам» узнал в 60-ые годы из тайных бесед отца
Фатых Гарифуллин |
Фатых хазрат Гарифуллин, Глава Казыятского управления мусульман Тюменской области Духовного управления мусульман Азиатской части России, человек незаурядный. Немаловажную роль в этом сыграли семейные традиции. В 2011 году он избран муфтием Тюменской области.
Когда Вы осознали свою духовную принадлежность к исламу?
Я рос и воспитывался в советское время, учился в советской школе, как и все люди моего поколения. Мой отец был членом партии, но не потому, что стремился к быстрому продвижению по карьерной лестнице, а потому, что иначе просто не смог бы посвятить себя любимому делу – работе на ниве народного образования и просвещения. Остались детские воспоминания. В 60 –десятые годы, мне тогда было лет 7-8, к нам приезжал брат первой жены отца – она умерла, после чего отец женился вторично. Он, видимо, также был человеком глубоко верующим. Они беседовали тайком. Но из их бесед я кое-что услышал и понял. Например, такие слова как «халяль», «харам». Понял, что в жизни есть что-то очень важное. О том, что мой отец Бадретдин Гарифуллович всю жизнь оставался верующим мусульманином я узнал только в 80-е годы, когда на одном из меджлисов он попросил разрешения самому прочитать Коран. Тогда он впервые себя «раскрыл». Я пришел к осознанной вере в девяностые годы, когда в стране началось религиозное возрождение.
Расскажите о своем отце, истории семьи.
Я родился в Чикче Тюменского района Тюменской области в 1954 году. Отцу в ту пору было уже 59 лет. Моя мама была его второй супругой. После смерти первой жены у отца осталось семеро детей. Он женился на моей матери, которая осталась вдовой, воспитывала дочь. Муж погиб в войну. Потом у них родилось еще трое детей. В том числе и я. У нас была очень дружная семья.
История моего отца необычная, а может быть наоборот, для того времени весьма типичная. Он родился в 1895 году в д.Большие Кляри Казанской губернии, в большой семье. Учился в местном медресе. В гражданскую войну воевал в Красной Армии. Дед считался середняком, у него был небольшой табун лошадей. Его «раскулачили» и сослали. Отец вынужден был уехать в Сибирь. Это было в 1921 году. Он ехал в поезде вместе с Шайхи Маннуром, впоследствии известным татарским поэтом.
В Тюмени вместе с двумя товарищами-попутчиками его забрали в милицию. Заставили писать биографию и объяснительную. В отличие от других задержанных он писал сам и грамотно. В милиции вынесли вердикт – «Такие люди нам нужны». Отец был привлечен к работе по ликвидации безграмотности в губернии. Учительствовал, открывал новые школы, в том числе и национальные, избы-читальни. Был заведующим РОНО, руководил окружным комитетом по составлению нового татарского алфавита. Неоднократно избирался депутатом районного и окружного Советов. Работал директором школы. В 1937 году его уволили с должности директора школы и исключили из партии, по доносу за то, что сделал сыну Изилю обрезание. После запроса в Татарстан, выяснили он выходец из семьи середняков. Нависла угроза ареста. Поехал в Москву. Добился встречи с Надеждой Константиновны Крупской, которая занимала в то время должность заместителя наркома просвещения РСФСР, была членом ВЦИК и членом Президиума Верховного Совета СССР. «Писателя Горького знаешь? Роман «Мать» читал?». На все вопросы Бадретдин Гарифуллин ответил верно. Его восстановили и в партии и в должности, оплатили вынужденный «прогул».
Все эти годы он скрывал, что умеет читать Коран, а перед смертью признался, что уже в восьмидесятые годы перечитал Священную Книгу дважды. Он очень сокрушался «Простит ли меня Всевышний за мой грех?» Когда он организовал интернат для детей в Ярковском районе, у детей не было умывальников. Обратился к властям, а те в ответ: «Сними железо с минарета – сделаем тебе умывальники». У него был старинный семейный Коран. Он хранил его у чужих людей, у крестьян, которым доверял. Сейчас этот Коран хранится в нашей семье, и я показываю его внукам. Отец умер в 1987 году. Ему был 91 год.
Как началось возрождение ислама в Тюменской области?
Я научился читать намаз, переписав молитвы со слов аксакалов. У нас было 2 молитвенных дома - в Тюмени и Тобольске. Книг не было совсем в 1992 году я взял кредит, еще не зная, что ислам осуждает подобные действия, и приобрел 25000 брошюр по исламу в Казани. В 1993 году на базе профессионального училища №7 мы открыли медресе «Белем», что позволило и мне значительно углубить свои знания. Преподавали основы ислама, арабский язык. Одним из первых преподавателей был турецкий богослов Ибрахим Алныачик, которого по моей просьбе предоставили в Духовном управлении в Уфе благодаря председателю ЦДУМ Талгату ТаджутдинуЯ очень переживал как обеспечить преподавателя жилплощадью. Но вопрос разрешился сам собой. Свою помощь предложил один из наших прихожан – пенсионеров - Хусаин-абый Шарипов, у которого нашлась свободная комната. За 3 года преподаватель из Турции в совершенстве овладел татарским языком. Читал лекции, ездил по деревням, ходил по домам. Мы активно работали со СМИ – привлекли Татарское радио, татарский телеканал, газету, которая издается на татарском языке. Народ к нам, что называется, хлынул. Арабский язык преподавал настоящий араб из Алжира – Багдад Суфия, которого прислали из Баку. Кроме арабского, он прекрасно владел русским, французским, английским, а у нас еще выучил и татарский.
В 1999 году была зарегистрирована первая Тюменская мусульманская организация. Я был председателем. В 2001 году мы создали областную организацию – Казыятское управление мусульман Тюменской области. В этом году Казыятскому управлению исполнилось 10 лет. В честь этого события и месяца Рамадан в конце июля мы совершили автопробег в Казахстан.
Сейчас в области около 30 общин. Везде есть мечети. Два раза в год мы проводим праздники в Тюмени в Доме торжеств, на которые собирается около 400 прихожан. Всего в Тюменской области из трехмиллионного населения около 200 000 мусульман, преимущественно татар. В самой Тюмени около 40 000 мусульман.
Вы издаете газету «Истина», много ли у нее читателей?
Я всегда считал и считаю, что СМИ играют важную роль в распространении ислама. В 1999 году мы начали издавать газету «Мусульмане Сибири». Я был председателем редколлегии, но в 2005 году газета по финансовым причинам прекратила свое существование. Сейчас издаем газету «Истина», которую также редактирую я. Учредитель издания Казыятское управление мусульман Свердловской области. Эта газета выходит большим тиражом, у нее много читателей по всей стране – на Дальнем Востоке, в Москве, Челябинске, Калининграде. Мы выпустили книгу «Мечети и мусульмане». Эта книга является своеобразным справочником. В нее включены все мусульманские организации и мечети, независимо от религиозных структур, к которым они относятся. В составлении этой книги я тоже принял участие. Там много иллюстраций и фотографий. Во время подготовки книги мы посетили все мусульманские общины Тюменской области, общались с прихожанами и имамами.
Вы участвовали в VII Мусульманском форуме 14-15 ноября. Каковы Ваши впечатления?
Я участвую во всех мусульманских форумах, начиная с 2005 года – форума в Нижнем Новгороде. Считаю, что это очень полезное мероприятие, способствующее сплочению мусульман СНГ. Я поддерживаю отношения с муфтием Казахстана. Хорошо знал предыдущего муфтия Киргизии. Теперь познакомился с нынешним. Кстати, недавно у нас прошли Дни Киргизии. Известные артисты провели концерты во Дворце национальных культур и в Тюменском драматическом театре, приуроченный к 200-летию со дня рождения Курманжи Датка, выдающейся деятельницы киргизского народа, которую называли алтайской царицей. Мероприятия прошли при участии политических и религиозных деятелей, представителей национальных диаспор и творческой интеллигенции.
Общение мусульман очень важно. Также, как, и межнациональное общение, которое способствует развитию толерантности и дружбы. Итоги форума значимы. Один из них создание - Совета муфтиев стран СНГ стал поистине историческим.
Воспитание подрастающего поколения, молодежи здоровой и нравственно и физически – сейчас одна из важнейших задач. Как Вы в этом участвуете?
Мы организуем летние лагеря для детей и молодежи. Их можно назвать духовно-патриотическим. Дети занимаются спортом. Проводятся лекции на патриотические и духовные темы. Лагерь палаточный. Палатки нам предоставляют военные, с которыми мы тесно сотрудничаем в деле патриотического воспитания. Здесь же ведется работа по профилактике употребления наркотиков и алкогольных напитков.
Регулярно проводим Олимпиады по Основам ислама. Они проходят поэтапно – сельские туры, районные, а победители участвуют в областном. Проводим семинары и курсы для преподавателей.
Какие задачи Вы считаете наиболее значимыми?
дна из главных – обеспечение всех мусульманских общин необходимым количеством исламской канонической литературы. Вторая задача вытекает из первой. Наладить печать мусульманской литературы в нашем регионе. Очень важно активно заниматься подготовкой кадров и, конечно, продолжать работу с молодежью.
При огромной нагрузке Вы успеваете еще и писать.
Я пишу для татарской областной газеты «Янарыш». Материалы посвящены жизни наших мусульман, ветеранов. У нас семья «пишущая». Сестра Люция Бадретдиновна – ей сейчас 82 года готовит двухтомник о литературном творчестве сибирских татар. Брат Изиль Бадретдинович, кандидат исторических наук пишет книгу об истории ислама в Сибири.
Нина Зотова