Верховный муфтий Египта Шауки Аллям: Российская умма становится все более просвещенной, грамотной
Шейх Шауки Ибрахим Аллям – хороший друг российских мусульман. В интервью на полях XVI «Чтений им. Галимджана Баруди» и II Международного симпозиума по фетвам, прошедших в Москве 20–25 сентября, он выразил свое мнение о вкладе ученых России и Центральной Азии в развитие исламской цивилизации и о развитии взаимоотношений между теологами России и Египта на современном этапе.
– Уважаемый муфтий! В своем выступлении на пленарном заседании II Международного симпозиума по фетвам Вы в нескольких словах коснулись темы сотрудничества между ДУМ РФ и Управлением по фетвам АРЕ. Насколько это сотрудничество результативно и каковы его перспективы, на Ваш взгляд?
– Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Слава Аллаху, Господу миров! Благословение и мир нашему Пророку, его Роду, соратникам и тем, кто последовал за ним! Прежде всего я хочу отметить, что отношения между РФ и Египтом в целом имеют очень прочный и устойчивый характер на самых разных уровнях – и в политической, и в экономической областях, и в религиозной сфере. В частности, с Духовным управлением мусульман РФ нас связывают давние отношения. Свидетельство тому – подписание Протокола о сотрудничестве между Духовным управлением мусульман Российской Федерации и Генеральным секретариатом управлений и ведомств по фетвам в странах мира, действующим при Управлении по фетвам Арабской Республики Египет. ДУМ РФ является членом этой организации.
Протокол был подписан около трех лет назад, и я могу сказать, что отношения между нашими организациями все это время были наполнены конкретными делами – это обмен визитами, совместные издания, участие в конференциях, которые организуются обеими сторонами, образовательные курсы, которые проводит Дом фетв АРЕ.
Последние такие курсы «Теория и методология исламского права (усуль аль-фикх)» как раз прошли в рамках II Международного симпозиума по фетвам в России. В благословенную пятницу (22 сентября) перед намазом я вручил свидетельства об окончании курсов членам Совета улемов ДУМ РФ – муфтиям различных регионов России.
– А непосредственно сам симпозиум, посвященный вопросам методологии принятия фетв в России, был Вам интересен?
– Безусловно. Ведь этот симпозиум был посвящен основополагающим аспектам принятия фетв. Фетва – это не слепое извлечение из книг каких-то шариатских решений. Опыт вынесения правовых постановлений (фетв), переданный нам в наследство многими поколениями ученых, говорит о том, что методология принятия фетвы меняется в зависимости от времени и места, а также людей, которые занимаются их разработкой.
Симпозиум показал, что российские муфтии следят за изменениями, происходящими в мире и в обществе, в котором они живут. Они не ограничиваются только письменными источниками прошлого, они выносят правовые решения сообразно нынешней ситуации. При этом уважаются все особенности, все традиции и обычаи, устоявшиеся в обществе.
Муфтии должны обязательно учитывать эти особенности при принятии фетвы, беречь их. В то же время принятое правовое постановление не должно сталкиваться, вступать в противоречие с шариатом, с основными правовыми принципами.
– В этой связи вопрос: современный мусульманский ученый, выносящий правовый решения, каков он в Вашем представлении? Какими качествами он должен обладать?
– Это важный вопрос! По сути, Вы этим вопросом поднимаете большую тему – кто тот человек, который сегодня говорит от имени ислама.
Во-первых, этот человек должен очень тщательно и усердно изучить весь комплекс шариатских наук, которые готовят его к пониманию правовых текстов: это и арабский язык, и основы фикха, и акыда, и многие другие науки. Все они помогут ученому, который говорит от имени мусульман, понимать, разбирать и составлять правовой текст. Во-вторых, после того как окрепнут знания, когда накопится опыт в понимании и разработке правовых текстов, ученый должен, что называется, спуститься на землю, то есть окунуться в реальную жизнь. А реальная жизнь – это не просто то место, где он живет, и не только те жизненные обстоятельства, в которых он оказался в данный момент.
Нынешняя эпоха – это постоянно происходящие изменения, причем изменения стремительные. Постоянно возникают какие-то сложности, противоречия, запутанные вопросы. И мусульманский ученый, обогащенный приобретенными знаниями, вот эту реальную жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями должен понять, осознать, найти правильные, рациональные решения, причем такие, которые не входили бы в противоречие с местом и временем.
– А таких ученых Вы встретили в Москве?
– Среди участников симпозиума, среди тех муфтиев, с которыми я общался в Духовном управлении мусульман Российской Федерации, есть большие ученые, есть очень хорошо подготовленные люди…
– Некоторые из них – выпускники университета аль-Азхар!
– Да, и все они способны решать проблемы того общества, в котором живут. Россия стремительно развивается, ее мусульманская умма становится все более просвещенной, грамотной, и ученые решают возникающие проблемы в рамках основополагающих принципов шариата, не отрываясь от реалий российской действительности.
– В своем выступлении на пленарном заседании Международного симпозиума Вы сказали, что одна из задач фетвы – поддержание стабильности в обществе. Однако в последние годы мы не раз были свидетелями того, что принятые фетвы становились проблемой политической… Как этого избежать?
– Муфтию, когда он разрабатывает и издает фетву, необходимо думать о том, чтобы фетва сохраняла стабильность в обществе. Фетва должна сплачивать общество. Она должна быть направлена на сохранение интеллектуальной безопасности граждан, потому что фетва отвергает сомнения. Некоторые как раз стараются эти сомнения вселить в людей. Но сомнения или колебания неправильны в научном знании, в толковании правовых текстов. Поэтому задача мусульманского ученого ради стабильности в семье, безопасности общества, безопасности интеллектуальной и экономической (я имею в виду вопросы выплаты закята, садака, благотворительности) не допускать сомнений, двусмысленностей и шатаний.
На муфтии лежит огромная ответственность в том, чтобы с помощью принимаемых фетв сохранять стабильность в обществе. Мы против того, чтобы фетва использовалась для достижения каких-то целей, создавала трудности и проблемы, которые могут привести к столкновениям, разрушениям, кровопролитию и т.д. Все это противоречит исламу. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был послан Всевышним как милость для миров. Он для нас является тем примером, который мы должны использовать для сохранения мира и стабильности в обществе.
– Еще один важный тезис вашего выступления – сохранение культурной идентичности, самобытности народов. Это, по Вашим словам, одна из главных забот современного мусульманского сообщества. Но как сохранить идентичность в условиях глобализации и наступающих западных ценностей?
– Как раз этой теме будет посвящена конференция в Каире, которую мы будем проводить в октябре под патронажем президента АРЕ. Она называется «Фетва и вызовы третьего тысячелетия». Среди этих вызовов – агрессивность, исламофобия, извращенное понимание нравственности и морали, которое уже приобретает правовые нормы, противоречащие и угрожающие гуманистическим принципам и нашим ценностям. Мы будем изучать эти проблемы. Но в целом, я убежден, что мусульманин благодаря своей вере, своим моральным принципам, которые заповедал нам наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха), может жить так, чтобы противостоять этим угрозам. Противостоять цивилизованным путем, сохраняя свою идентичность.
– Уважаемый муфтий, в нынешнем году российские мусульмане отмечают 200-летие со дня рождения выдающегося мусульманского богослова и востоковеда Хусаина Фаизханова. Он – один из замечательной плеяды российских мусульманских ученых, наследие которых сейчас может и должно быть востребовано уммой.
– В своей лекции в Московском исламском институте я как раз немного коснулся этой темы. Я говорил о том вкладе, который внесли мусульманские ученые, родившиеся в России, жившие на территории бывших советских республик – в Узбекистане, Казахстане и других, – в развитие ислама и исламских наук.
Представители ханафитского мазхаба оставили нам множество трудов по исламским дисциплинам. Это, например, имам аль-Касани (ум. в 1191 году. – Примеч. ред.). Он обладал глубокими познаниями в фикхе. Его самый известный труд – «Бада‘и ас-сана‘и фи тартиб аш-шара‘и». Это имам аль-Маргинани (1123–1197. – Примеч. ред.), автор фундаментального труда по фикху ханафитского мазхаба «Аль-Хидая фи шарх бидая аль-мубтади». Конечно же, это имам аль-Бухари, один из авторов «шести книг» – асхаб аль-кутуб ас-ситта. Это имам аль-Матуриди (870–944. – Примеч. ред.), автор комментария к Корану и трудов по фикху.
Наследие этих ученых – великий научный дар. И современный исламский мир в нынешних условиях, когда все меняется, может двигаться вперед только с чувством глубокой признательности и благодарности к этому великому поколению ученых! Оно дало шариатской науке крепкие основы научного знания. Это были творцы науки, они разработали основы фикха, правила и нормы мусульманского права. Поэтому их труды востребованы и сегодня в любой части исламского мира. Я не знаю библиотеки в исламском мире, в которой не было бы труда «Бада‘и ас-сана‘и» аль-Касани или «Аль-Джами ас-Сахих» аль-Бухари. Ханафитский фикх имеет богатейшую историю, он прошел сквозь века и через разные регионы. Ханафиты сегодня составляют большинство во многих странах. Даже у нас в Египте кадий в случае, когда по какому-то вопросу нет определенного правового решения, отдает предпочтение ханафитскому фикху (мазхабу). Поэтому мы гордимся учеными, которые творили на этой земле, и испытываем величайшее уважение к их научным деяниям и богатейшему научному наследию, которое они нам оставили.
– Искренне благодарю Вас за беседу, уважаемый шейх.
Беседовала Ольга Сёмина