закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


1 ноября 2023 11:46   Орловская область 

Перед нашей уммой стоят задачи практического характера – имам-мухтасиб Орловской области Холид Расулов

Интервью с председателем Духовного управления мусульман Орловской области, имамом-мухтасибом Холидом Расуловым по случаю 25-летия основания первой в области официально зарегистрированной мусульманской организации.

 

Уважаемый Холид-хаджи, расскажите о вашей общине, когда на Орловской земле появилась мусульманская организация?

– Официальной датой рождения нашей организации является 2 ноября 1998 года: в этот день мы зарегистрировали нашу общину. А появилась она раньше: после известных ферганских событий (1989 года) – мы, мусульмане, турки-месхетинцы, прибыли на Орловскую землю.

Нас было тогда около 5 тысяч. В последующие годы многие разъехались. Осталось нас около полутора тысяч. Компактного проживания не было, люди жили в разных селах. В нашем селе (это Болховский район Орловской области, поселок Злынский конезавод) проживало 40 семей, это около 200 человек.  Все родные, родственники, из одного селения в Средней Азии. Всех нас принял директор конного завода. Так что с 1989 года мы живем в России. Много турок-месхетинцев осело в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Ставрополе, а мы пустили корни на Орловской земле.

Наша историческая родина – Грузия. Моя семья, как и тысячи семей турок-месхетинцев, была депортирована из Грузии в Среднюю Азию в 1944 году. Родители мне много рассказывали об этой трагедии. Любовь к исторической родине сидит в каждом из нас, и, думаю, она никуда и никогда не уйдет. Я ни разу не был в Грузии, но любовь к тем местам – у меня в сердце. Мне бы очень хотелось туда поехать с кем-то из представителей старшего поколения, чтоб они мне все там показали и рассказали, чтобы я потом, в свою очередь, рассказал детям о нашей родине. Но тех, кто видел своими глазами всю трагедию нашего народа, уже практически не осталось. Да и дела меня не отпускают: прибыв на Орловскую землю, я занялся вопросами религиозной жизни общины. Это очень большая ответственность и огромный труд, который не прерывается вот уже 25 лет!

 

А почему именно Вы возглавили орловскую общину мусульман?

– Когда мы прибыли в Орловскую область, там не было ни имамов, ни алимов. А я учился в медресе в Наманганской области. Мой отец был очень богобоязненным человеком, совершал пятикратный намаз, его очень уважали в селении, доверяли забой жертвенного животного. Как раз отец настоял на том, чтобы я пошел учиться в медресе. Начал его посещать со 2-го класса, а потом уже ходил к алимам – знатокам религии.

На Орловской земле меня приглашали проводить мусульманские обряды бракосочетания, имянаречения и другие. У меня было достаточно знаний для этого. В 90-е годы во время рамадана, слава Всевышнему, я часто приезжал в Москву в Соборную мечеть, чтобы здесь провести несколько дней священного месяца. Тогда муфтий шейх Равиль Гайнутдин читал проповеди, мы за ним молились. По его разрешению мы оставались на ночь в мечети, читали Коран. Накануне праздника я уезжал домой, чтобы там провести праздничную молитву. Так продолжалось несколько лет. Но когда я обратился  к областным властям с просьбой о выделении земли под строительство молельного дома, встал вопрос о создании официальной мусульманской организации. Я обратился в Московский муфтият. При поддержке шейха Равиля Гайнутдина мне помогли в этом вопросе. Сложности были, семь месяцев продолжалось согласование всех необходимых документов, но общину мы зарегистрировали. Это произошло 2 ноября 1998 года, а приехали мы в Орловскую область в 1989 году! Почти десять лет минуло…

 

Как изменилась жизнь мусульманской общины области за прошедшие 25 лет?

– Во-первых, в 2021 году мы объединили 6 мусульманских организаций Орловской области и создали единую Централизованную религиозную организацию – Духовное управление мусульман (Орловский мухтасибат). Сегодня все 6 мусульманских организаций – «Нурул Иршад» в городе Новосиле, «Общество мусульман» Болховского района, «Иман» Мценского района, религиозные организации города Орла, села Заречье и Залегощенского района – имеют свои молельные дома. Во всех молельных домах работают воскресные школы. Например, в воскресной школе в Орле обучается около 50 человек, включая женщин и детей. Занятия проводятся дважды в неделю. Раз-два в месяц мы ездим по районам, встречаемся с руководителями общин, проводим беседы. Среди руководителей общин есть два имама, окончивших медресе. Один обучается в медресе в Саратове

У нас успешно выстроились отношения с органами государственной власти. Я являюсь членом Координационного совета по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношении при губернаторе Орловской области. Во всех мероприятиях, которые проводят областные власти, мэрия Орла, мы участвуем. Работаем в учебных заведениях, в воинских частях, в школах.

Мы ведем работу по разным направлениям. Прежде всего это духовно-нравственное воспитание и просветительская деятельность. В прошлом году, например, когда мусульмане России отмечали 1100-летие официального принятия ислама народами Волжской Булгарии, мы провели в Мценском районе большой меджлис на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание, призыв к здоровому образу жизни с точки зрения ислама». Организуем спортивные состязания по волейболу, стрельбе из лука, силовые соревнования. Недавно у нас прошел круглый стол, в котором принимали участие представители разных конфессий. Я пригласил христиан провести совместный спортивный турнир.

В числе первых наш мухтасибат оказал гуманитарную помощь (одежду, игрушки, средства гигиены) эвакуированным в Орловскую область жителям ДНР и ЛНР.  Недавно я вернулся из Белгородской области: в селе Ольшанка Чернянского района состоялась церемония открытия памятника Аржану Назми (1994–2023). Участник СВО, он служил в танковых войсках, погиб в январе нынешнего года.

Слава Всевышнему, благодаря шейху Равилю Гайнутдину нам выделяют бесплатные путевки в хадж. Посчастливилось и мне в этом году побывать на святой земле. Мы благодарны меценатам, которые оказывают помощь региональным духовным управлениям.

 

Насколько изменился национальный состав общины за минувшие годы?

– Он изменился очень существенно. Если раньше мы могли сказать, что наша община состоит только из турок-месхетинцев, то сейчас она многонациональна – это и азербайджанцы, и курды, и чеченцы. Очень много мигрантов.

– В Орле –  около тысячи студентов из мусульманских государств, они учатся в медицинском, аграрном институтах. Бывало, что из Египта приезжало на обучение 100–150 человек! Одно время из Туркменистана до 800 человек обучались. Есть студенты из государств Африки, Ближнего Востока,  Таджикистана, Узбекистана. Но, слава Всевышнему, все приходят в наш молельный дом. Особенно в месяц рамадан на ифтары приходит много студентов. Мы стараемся их хорошо угостить домашней едой, у нас очень хорошие повара. Эти ифтары очень сближают всех мусульман.

 

Холид-хаджи, какие задачи сейчас стоят перед Вашей религиозной организацией?

– Конечно, нам бы хотелось получить официальное разрешение на строительство мечети в Орле. Сейчас действует молельный дом, он расположен рядом с жилыми кварталами. Это неудобно, особенно по пятницам и в праздничные дни, когда в молельный дом приходит очень много народу. Мы многократно пытались изменить ситуацию, обращались к администрации города, но пока этот вопрос остается нерешенным.

А между тем количество мусульман в городе растет: сейчас во время пятничного намаза внутри молельного дома молитву совершают около 400 человек, около 70 вынуждены были молиться на улице. В дождь, в холод – они молятся, потому что места внутри нет. Мы решили сделать навес на 300–350 человек молящихся. Сейчас идет строительство этого навеса. Полтора миллиона мы потратили, чтобы выкупить молельный дом и дополнительно землю. Приблизительно такая же сумма нужна, чтобы достроить навес с теплым полом. Будем стараться, собираем средства. Состоятельные люди оказывают помощь, и мы им благодарны за это. В прошлом году мы выкупили старый дом в центре города Болхова. Сейчас его перестраиваем, будем газифицировать. Так что задачи – прежде всего практического характера.

 

Холид-хаджи, Вы приняли участие в XVI Международной теологической научно-образовательной конференции «Чтения имени Галимджана Баруди» и Международном симпозиуме по фетвам. Поделитесь своими впечатлениями. Чем интересны для Вас подобного рода мероприятия?

– Я считаю, что выступление каждого ученого дает толчок для размышлений. Мы можем в каких-то вопросах с учеными соглашаться, в каких-то нет, но это только углубляет наши знания. На прошедшей конференции у нас была возможность подискутировать с выступавшими, задать вопрос, если не все было понятно, что-то для себя уяснить. Приобретенные знания облегчают жизнь мне, а значит, и общине.

Кроме этого, приезд в Москву, присутствие на пленуме, участие в международном симпозиуме и обучение на курсах – это хорошая возможность познакомиться с новыми людьми, со своими братьями, руководителями общин, и возможность обменяться опытом. Лет 10 назад у меня было очень много проблем.  Сегодня они решены благодаря в том числе и моим коллегам: как решать многие практические вопросы, узнаешь от них. Кто-то ведь уже прошел через многие этапы согласований документов по тем же вопросам выделения земли или строительства мечетей. Сейчас уже я сам могу по каким-то вопросам давать консультации.

Благодаря этим встречам мы видим, как развивается ислам в России. Во многом это происходит благодаря шейху Равилю Гайнутдину, который бережет ислам, заботится о мусульманской культуре, о мусульманском наследии. Это человек сильный духом. Были трудности, особенно в 90-х годах, когда проявились тенденции на разъединение, разобщение российской уммы, я это помню. Но шейх Равиль Гайнутдин выстоял в этом вопросе. Мы ему верим, мы его поддерживаем, мы его уважаем. У него глубокие знания религии, он через многое прошел. Он политик, со всеми умеет найти общий язык и выстроить отношения. Его авторитет делает мусульманскую общину России известной и уважаемой во всем мусульманском мире!

Благодарю Вас за беседу.

Беседовала Ольга Семина

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.