закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


21 декабря 2023 13:25   Москва 

Рамиль Фатхуллин: ислам – это не теория, а повседневная практика жизни мусульманина

Медресе «Аль-Фатиха» (официальное название «Воскресная исламская школа “Аль-Фатиха”») при Московской Мемориальной мечети зарегистрировано  26 декабря 2013 года. Учредитель и инициатор создания медресе духовный лидер российских мусульман председатель ДУМ РФ муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Медресе функционирует при поддержке Духовного управления мусульман Российской Федерации, ДУМ Москвы и  благотворителей. На сегодняшний день «Аль-Фатиха» – одно из самых крупных начальных мусульманских учебных заведений не только в столице, но и в России, с охватом разновозрастной категории учащихся и инновационными методиками обучения, базирующимися на проверенных веками традициях мусульманского образования в России. «Аль-Фатиха» – начальная, открывающая сура Благородного Корана. Медресе «Аль-Фатиха» открывает ученикам мир исламских знаний, духовно-нравственных воззрений мусульман.

Практически со дня основания учебного заведения  его  директором является Рамиль  Фатхуллин. Свой путь к овладению исламскими дисциплинами он начал будучи еще подростком). Сегодня сам стремится дать знания своим ученикам – шакирдам «Аль-Фатихи».

 

– Рамиль-хазрат кто стал Вашим наставником в познании ислама?

– Моим наставником на пути профессионального религиозного образования и становления как религиозного деятеля стал муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Но давайте я обо всем расскажу по порядку. Мы жили в Казани. Первые исламские знания, представление об исламе я получил еще  в детстве от своей мамы Васимы-ханум. Время моего отрочества совпало с возрождением веры. К вере – к исламу, – религиозным знаниям тогда активно тянулась молодежь – подростки, дети. Первое получение систематических знаний началось в мусульманском детском лагере в Казани. После девятого класса общеобразовательной школы я поступил в казанское медресе  «Мухаммадия». Правда, проучился я там недолго – несколько месяцев. Медресе «Мухаммадия» рассчитано на обучение студентов-шакирдов с достаточно основательной подготовкой, которой у меня на тот момент еще не было. Я направил свои стопы в мечеть «Султан» (Султановская мечеть в Казани). Имамом мечети тогда был казый ДУМ Республики Татарстан Камиль-хазрат Бикчантаев. Затем три месяца  я учился в Пакистане хифзу – заучиванию Корана. С утра до вечера,  сидя перед маленькими столиками с Кораном, как в Средние века, мы учили текст Корана наизусть. И вот тогда, узнав о моем стремлении к получению исламских знаний, муфтий шейх Равиль Гайнутдин пригласил меня в Москву. Я очень волновался перед встречей с муфтием – духовным лидером мусульман России, но все прошло в очень доброй и искренней обстановке. Он направил меня сначала в летний мусульманский лагерь. После учебы в этом лагере у нас была длительная беседа с муфтием шейхом. Он раскрыл передо мной иные горизонты, мотивировал к получению фундаментальных знаний, разъяснив, что сегодня российская умма  очень нуждается в квалифицированных специалистах – имамах, знатоках исламских дисциплин, преподавателях. Уже тогда муфтий шейх Равиль Гайнутдин настроил меня на преподавательскую деятельность как одно из важнейших и востребованных направлений. Он предложил мне учиться в ведущих исламских университетах Сирии и Саудовской Аравии. Я направил свои документы в оба вуза. Так получилось, что из Сирии ответ пришел быстрее. В университете Магхад «ФАТХ» в Сирии я учился два года. Потом в течение трех лет была учеба в КСА в Исламском университете имени имама Мухаммеда ибн Сауда (Институт изучения арабского языка), диплом об окончании которого я получил в 2004 году. После этого была учеба в РУДН (заочно), но параллельно, по поручению муфтия шейха Равиля Гайнутдина я возглавил и процесс создания медресе при Мемориальной мечети. Поэтому по факту мы работаем с 2005 года. РУДН я окончил с красным дипломом по специальности «преподаватель арабского языка, переводчик» и обучение в Московском исламском институте по системе дополнительного  образования.

 

– Вы стояли у истоков создания медресе «Аль-Фатиха»?

– Да, это так. Конечно, инициатором создания и учредителем, идейным вдохновителем был муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Он считал,  что в Мемориальной  мечети на Поклонной горе обязательно должно быть медресе. Сначала в 2005 году открылись курсы при мечети. Тогда там обучалось примерно 50–60 шакирдов – две группы. Интерес к получению исламского образования был очень высок. И нам было куда расти, к чему стремиться. Для сравнения скажу, что в первый год работы нашего медресе у нас было 200 учеников, а в настоящее время более 400.

 

– Какие методики обучения вы используете уже многие годы?

– Изначально с самого основания в медресе были и взрослые – мужские и женские, и детские группы. Это остается неизменным и сегодня. Методики преподавания для детей и взрослых имеют различия. Дети легко запоминают Благородный Коран, даже в том возрасте, когда еще не умеют читать. У них хорошая звуковая память. Поэтому во многих мусульманских странах, а в наши дни и в России, немало замечательных совсем юных чтецов Корана. В нашем медресе дети повторяют текст Корана на слух за преподавателем, запоминая его.  Конечно, очень важно то, что наши преподаватели умеют красиво читать Коран. Красота звучания Священной Книги притягивает сердца и взрослых, и малышей. Дети учатся читать буквы, затем слова, а   затем целые суры Благородного Корана. Толкование Корана для детей также проходит в максимально доступной для них форме с элементами игры, с использованием видеороликов. Что касается взрослых, то они  с самого начала начинают именно читать Коран. Читать в соответствии с правилами таджвида. Это очень важно. Ведь в тексте Корана буквы могут читаться по-разному. Благодаря изучению таджвида достигается правильное чтение Корана, что исключает искажения смыслового значения. В занятиях взрослых главное внимание уделяется именно чтению Корана. Они читают Коран на занятиях, и при этом им необходимо  интенсивно заниматься и дома. Такая система обучения взрослых и детей у нас уже стала традиционной.

 

– Что изменилось за годы существования медресе?

– Мы стали больше внимания уделять мотивации к учебе. Два раза в год у нас проводятся внутренние олимпиады. Это касается и взрослых групп и детских. В этом году у нас взрослых групп – 14, а детских – 23. Занятия проходят один раз в неделю или два раза – для групп ускоренного обучения. Взрослые проходят курс медресе за два года. Дети – за три-четыре года. Вообще есть тенденция к росту количества именно детских групп. И, наверное, это хорошо, так как мы растим исповедующих и образованных мусульман с детских лет. Мы растим нашу умму. Для преподавателей поставлена задача – в каждой группе выявить 4–5 самых лучших, самых активных учеников – по успеваемости, по посещаемости. Эти ученики становятся лидерами в своих группах и кандидатами на участие в Олимпиаде. Если у нас 23 детские группы, то в Олимпиаде первого полугодия учебы принимают участие более 100 человек. Победители этой Олимпиады –  50–60 человек – готовятся к Олимпиаде, которая пройдет в завершение учебного года. Здесь уже для победителей существуют определенные льготы. Победители олимпиад не сдают итоговые экзамены в конце учебного года в силу того, что проявили большое старание и усердие. Участники олимпиад  сдают только два экзамена вместо четырех экзаменов для всех остальных учащихся. Мотивируют учащихся и подарки победителям и участникам олимпиад. Это, как правило,  учебные пособия, книги  и полезные современные гаджеты (наушники, паэурбанки и т.п.). Это воспринимается как вознаграждение за благое дело,  каким является получение исламских знаний. Участники олимпиад, занявшие любое из трех призовых мест, освобождаются от экзаменов. Это касается не только участников наших внутренних олимпиад, но и тех представителей нашего медресе, кто участвовал в городских олимпиадах по исламским дисциплинам, особенно занявших призовые места. Они также награждаются и поощряются руководством медресе. Для преподавателей олимпиады – это тоже своего рода  «состязание в благом» – в том, чьи ученики окажутся более знающими.  Они перед олимпиадами проводят дополнительные занятия, стремятся дать как можно больше информации. Мы их поощряем за это. То есть у нас присутствует дух честной соревновательности и у учащихся,  и у преподавателей. В итоге выигрывают все. Ведь наша главная задача – дать максимум знаний.

 

– Расскажите о педагогическом коллективе и о том, чему обучают в медресе.

– Штат педагогов комплектуется из высококвалифицированных специалистов, прошедших обучение в ведущих вузах России и мусульманских стран. Мы используем инновационные методики преподавания. Основной целью их внедрения является получение человеком практических знаний и навыков в области основ мусульманского вероучения (акыда), мусульманской религиозной практики (ибадат), мусульманской нравственности (ахляк), основанных на Коране и Сунне пророка Мухаммада (мир ему) в рамках традиционных для мусульман России ханафитской и шафиитской богословско-правовых школ (мазхабов), а также изучение богословско-правовых заключений (фетв) Совета улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации, охватывающих различные сферы повседневной жизни. То есть знания, которые мы даем, – это и теология и жизненная практика мусульманина.

 

– Вы сказали об инновационных методиках преподавания. Какие  именно методики внедряются?

– Для эффективности и качества знаний учащихся преподавателями  медресе «Аль-Фатиха»  применяются различные виды инновационных технологий, методик. Такие как информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), личностно ориентированное обучение, проектная и исследовательская деятельность, игровые технологии, уроки-тренинги. Применение инновационных методик на занятиях приводит к улучшению эффективности и качества знаний и деятельности  учащихся.

 

– Расскажите,  пожалуйста,  подробнее об этих формах обучения.

– ИКТ – на занятиях используем компьютер, электронные учебники, учащиеся готовят презентации по темам, изучаемым  в разных предметах (например, по истории пророков, фикху, акыде). Самостоятельно создают слайды, схемы, карты памяти, которые помогают структурировать знания, что помогает в запоминании, проводятся онлайн-занятия (особенно с отстающими  или с отсутствующими на уроках учащимися), готовятся тесты на компьютере.

Преподаватели используют электронные дневники, где фиксируются домашние задания, выставляются оценки. Создается собственный сайт группы, где шакирды  делятся интересными книгами, пособиями, аудио- и видеоматериалами. Отсутствующие учащиеся могут отвечать на вопросы, используя сайт группы.  Педагоги также имеют возможность дистанционно  отвечать на вопросы учеников и их родителей, тем самым осуществляется связь учителей с родителями.

Личностно ориентированное обучение. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека. Без учета индивидуальных способностей и личностных качеств ребенка или взрослого можно добиться обратного результата – отбить интерес к учебе. На уроках наши преподаватели стараются не оставить без внимания каждого ученика, поэтому, в зависимости от уровня развития ребёнка, его умственных способностей, наши преподаватели взаимодействуют индивидуально с каждым учеником и при объяснении новой темы, и при закреплении темы, а также когда задают домашние задания.

 Проектная и исследовательская деятельность. Главной целью данной методики является развитие самостоятельности учащихся, их творческого потенциала, умения самостоятельно искать информацию, ставить  и решать поставленные  задачи. Задача преподавателя в данной методике заключается в правильном ориентировании в поисках знаний, в  пробуждении интереса к предмету, к поисковой деятельности, а так же в создании условий для её реализации.

В нашем медресе данная методика применяется уже давно. Например, ежегодно проводятся олимпиады внутри медресе – о чем мы говорили. Наши ученики активно участвуют в образовательных мероприятиях  и за пределами  нашего медресе (в городских олимпиадах, в интерактивных мероприятиях, проводимых в Московской Соборной мечети, в центре «Дар»).

В этом, 2023–2024, учебном году мы впервые в нашем медресе планируем проводить Детскую научную конференцию. Выбрали вместе с педагогами и учащимися тему конференции – «Учёные – наследники пророков». Для исследования взяли четырех учёных – основателей исламских школ.

Игровые технологии. Цель данной методики – образовательная функция, отдых для детей, стимуляция творческой деятельности ребенка,  возможность проявления самовыражения учащегося. Данный вид инновации мы широко применяем в дошкольных (возрастная категория 6–7 лет)  и младших школьных группах (возрастная категория 7–8 лет), так как данная форма наиболее соответствует возрастным потребностям. На занятиях данную технологию используем дозированно. Учитель проводит урок в  игровой форме. Это, например, ролевые игры на уроках по истории пророков, конкурсы, викторины, КВН – на уроках по фикху, акыде. Это может быть постановка сценок из жизни пророков (мир им). Учителя при этом используют игровые элементы на любом этапе занятия: в начале урока – для подготовки и стимуляции к нему, в середине – для изучения нового материала, в конце урока – в качестве опроса. Правильно организованная игра стимулирует память учащихся, заинтересованность к изучаемой теме, а также позволяет преодолевать пассивность учащегося. Учащиеся с радостью принимают что-то новое, необычное. Они готовы и способны к восприятию нового.

 Уроки-тренинги. Цель – помочь поделиться своими представлениями о себе самом, показать, что у каждого есть свои особенности, таланты, дать возможность развить способности, поверить в свои силы. На этих уроках дети познают свою индивидуальность, неповторимость и узнают о тех своих качествах, о которых ранее, возможно, не подозревали. Тренинги в основном проводятся в начале занятия –  во время приветствия ученики сообщают друг другу о своих положительных качествах характера.

Может  выполняться упражнение, которое мы называем   «Я такой же, как ты». Это происходит таким образом.   Один ученик бросает мячик другому ученику, и, обратившись к нему по имени объясняет, почему он такой же: «Я такой же, как ты. Потому что меня создал Всевышний Аллах…» Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие, объясняя причину, и бросает мячик следующему. Также применяем упражнение «Давайте говорить друг другу комплементы, добрые слова». Данный метод применяется в основном на занятиях по ахляку.

У нас ведется кружковая работа, стимулирующая развитие личности учащихся. С 2017 года действует кружок  «Юный журналист» (руководитель Зифа-ханым Нуреева), где учащиеся  развивают творческие  способности, получают  начальные знания и навыки в области журналистики. Применение данной методики развивает у учащихся  способность познавать мир, анализировать факты, делать выводы и писать текстовые материалы. Все это помогает им  готовиться  к  поступлению в высшие учебные заведения, а также помогает  в работе над дипломными и магистерскими диссертациями.

В этом году у нас стартовал кружок «Этика, эстетика», где преподаватель Ирина-ханым учит ребят, как правильно вести себя в различных жизненных ситуациях – дома, за столом, в обществе взрослых, в медресе, среди сверстников и т.д. Это помогает юным мусульманам, да и их родителям адаптироваться в социуме. Быть мусульманами и полноправными достойными членами общества.

 

– Как изменился за эти годы социальный портрет ваших учащихся? Чем современные учащиеся отличаются от тех, кто приходил к вам 20 лет назад?

– Современные ученики нашего медресе действительно  отличаются от тех, кто приходил к нам 20 лет назад. В первую очередь это касается молодежи.  У них произошло переосмысление жизненных ценностей, художественно-эстетических вкусов, поведенческих реакций, то есть сегодня  постепенно происходит смена социокультурного портрета молодого поколения. Считаю, что это происходит в результате трансформации современного общества. Современная молодежь подвергается сильному влиянию техногенной цивилизации. Молодежь оказалась не только носителями новых идей в развитии общества, но и заложниками конвейерных методов индустриального производства. Сегодня российская молодежь, в том числе и учащиеся нашего медресе, столкнулись с последствиями всеобщей социокультурной стандартизации, которая составляет главную специфическую особенность информационной культуры.

Часто бывает, родители, имея благие намерения и стараясь дать своим детям максимум информации и  знаний, допускают ошибку в самой основе. Они начинают загружать и «пичкать» детей различными светскими науками, нанимают частных преподавателей, которые посредством различных новейших, совершенных, на их взгляд, методик и технологий буквально вбивают в их головы эти науки. И дети их легко усваивают. А духовные ценности, к сожалению, остаются второстепенными. Но тем самым взрослые сами же своих детей делают избалованными и ленивыми. Они до такой степени привыкают к «разжеванной» репетиторами информации, что впоследствии с трудом вникают в суть и мудрость Божественных Откровений.

Молодежь оказывается под влиянием «всеобщих благ» и цивилизации потребления. Представителей молодого поколения, да и взрослых, окружают глобальные сети Всемирной паутины, и СМИ (телевидение, пресса, в том числе и «желтая», Интернет), порой, негативно влияющие на формирование личности. Результатом такого воздействия оказывается частые стрессы, которые ведут к развитию девиантного поведения. Обретение духовности противостоит развитию стресса, придает силы, возрождает интерес к жизни.

Двадцать лет назад учащиеся, которые приходили к нам, были серьезнее, их отношение к обучению было более ответственным. Ученики стремились дружить между собой, относились друг к другу с уважением. Были сострадательными. Мы были как одна большая семья –  родители, учителя, учащиеся. Большим авторитетом пользовался учитель – наставник и друг. Учились с радостью. Было больше энтузиазма. Родители и дети были единой командой. Было больше осознания в необходимости совершать различные виды поклонения –  намазы, пост, дуа, садака.

А современные учащиеся – дети Интернета, социальных сетей. Дружба отошла на второй план. Современные дети и молодежь – нетерпеливые, гиперактивные. Хотят все и сразу – без труда. А такого в принципе быть не может. Об этом нам говорит Благородный Коран. Но в то же время есть и плюсы. Современные учащиеся активные, более информированные, любознательные, с необычным, более широким кругозором, видением мира. Они, к сожалению, меньше обращают внимание на домашние задания, чтение, осмысление. В то же время они активны на занятиях, не «зажаты». Современные дети и молодежь не боятся экспериментировать. Больше задают вопросов, не стесняются. Они много путешествуют, многое уже видели. Могут сравнивать, анализировать.  И, что очень важно, так же, как и 20 лет назад, и молодежь, и люди старшего возраста, тянутся к духовным знаниям, к исконной вере своих предков. А мы им в этом помогаем.

Мы тоже, как я уже говорил, применяем современные методики обучения. Но цель осталась неизменной – дать религиозные познания, привить духовно-нравственные ценности, заложенные в исламе. И очень важно, что мы видим обратную связь. Наши учащиеся стремятся жить в соответствии с исламом, создавать мусульманские семьи, воспитывать детей в традициях ислама.

 

– Деликатный вопрос. Для мусульман очень важно найти верного верующего спутника в жизни – супруга или супругу. Как в этом им может помочь медресе?

– Ни для кого не секрет, что некоторые взрослые ученики приходят в медресе не только за получением знаний веры, но и в поисках близких по духу и убеждениям людей, в том числе – в поисках партнера для жизни. И это логично – учащихся объединяют общие ценности, религиозность и стремление приобщиться к знаниям, почерпнутым из Корана и Сунны. И я как  директор медресе «Аль-Фатиха», конечно, это замечал неоднократно. Ученики мужских групп нередко проявляли интерес к анкетам учениц женских групп, часто просили помочь со знакомством с целью создания семьи. Доступ к личной информации без согласия учениц, разумеется, строго ограничен. Однако  интерес к поиску супругов среди единоверцев и единомышленников очевиден и естественен. В связи с явной заинтересованностью учеников, руководство медресе «Аль-Фатиха» организовало встречу студентов взрослых групп с профессиональной свахой. Саида Исетова называет себя именно мусульманской свахой. Своей миссией она считает соединение сердец для создания крепких благополучных семей, которые будут способствовать развитию, процветанию и увеличению уммы.

Общение со свахой вызвало неоднозначную реакцию среди учащихся, ведь знакомства и поиск пары – тонкий и щепетильный вопрос для сдержанных и скромных людей, какими и следует быть мусульманам. Однако из жизнеописания нашего Пророка (мир ему) мы помним историю его женитьбы на первой супруге – Хадидже, которая состоялась при посредничестве  подруги-свахи Нафисы бинт Муния. Намерение создать семью делается в сердце, верующий, не находящийся в браке, должен стремиться к этому. Современное обилие онлайн-сервисов для знакомств, да и просто жизнь в огромном заполненном людьми мегаполисе зачастую не упрощает мусульманам поиск супруга или супруги. Мусульманам сложнее знакомиться и образовывать семейные союзы, нежели мужчинам и женщинам вне ислама, в силу того, что мы не позволяем себе такие вольности, как вечеринки, отношения без обязательств, сожительство и многое другое недозволенное в исламе. Обращение к мусульманскому клубу знакомств и профессиональной свахе может существенно облегчить верующим поиск достойного и подходящего партнера для построения семьи.

 

– Что вы планируете развивать в перспективе?

– В перспективе планируем развивать методику проблемного обучения, активнее использовать  интерактивные средства обучения. А также в большей степени дать нашим учащимся окунуться в атмосферу добра, коллективного решения проблем, свойственного исламу. Больше говорить о добре, сострадании, терпеливости, щедрости. Больше давать информации о достижениях современных мусульман. И не просто говорить, а демонстрировать примеры. Будем стремиться нацеливать наших учеников на то, чтобы быть полезными обществу, создавать крепкие семьи, воспитывать детей в вере, добиваться выдающихся результатов в науке, медицине, спорте, предпринимательской деятельности… Ведь мы не просто даем знания, мы учим их применять всегда и повсюду, жить в соответствии с этими знаниями. Ислам – это не теория, это – повседневная практика жизни мусульманина.

Беседовала Нина Зотова

Пресс-служба ДУМ РФ

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна