закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


22 апреля 2024 11:40   Москва 

А.Макаров: в словаре «Ислам в Российской Федерации» мы постарались дать общее представление об истории ислама во всех регионах страны

Сегодня исполняется 55 лет руководителю кинодокументальных проектов ДУМ РФ, члену редколлегии серии энциклопедических словарей "Ислам в Российской Федерации" Ахмаду Макарову. С юбиляром побеседовала наш корреспондент:

 

- Уважаемый Ахмад, как Вы пришли к исламу? На сайте ДУМ РФ сообщается, что Вы заинтересовались религией в 90-е годы. В то время многие к ней обратились как к спасительному средству. А кто или что повлияло на Ваше мировоззрение? 

- Я думаю, что рассказ нужно начать с 1982 года. В тот год тяжело заболела моя прабабушка, и мы, все родственники, к ней приехали. Она, будучи татаркой по национальности, с 1923 года проживала в Киргизии, в Бишкеке (тогда это был город Фрунзе). Когда она умерла, джаназа читали в мечети, но я тогда в силу разных причин не посмел войти в мечеть.  У прабабушки остались книги и письма моего прадедушки. Он был участником Первой мировой войны, получил ранение и умер в госпитале. Говорят, что оттуда он писал прабабушке письма в стихах. Согласно завещанию прабабушки, книги и письма должны были перейти к тому из ее потомков, кто сможет их прочесть. Одной из книг был Коран, второй - Кысас аль-Анбия (рассказы о Пророках). К тому времени детей прабабушки в живых уже не было. Из внуков никто по-арабски не читал.

В 1990-м году, будучи студентом геолого-геофизического факультета Новосибирского Государственного Университета, я начал посещать Татарский культурный центр. Однажды туда приехал имам мусульманской общины города Накип хазрат Шакирзянов. Он пригласил в мечеть всех, кто желает познакомиться с основами ислама и арабской письменностью. У меня было желание исполнить духовное завещание моей прабабушки, поэтому я отправился мечеть. Там я впервые встал на намаз.   

 

- После Новосибирского госуниверситета Вы учились в исламских учебных заведениях, в том числе в Университете Умм аль-Кура в Саудовской Аравии, что Вам дало пребывание в этой стране?

- Саудовская Аравия – это не просто одна из арабских стран. Это родина ислама, родина нашего Пророка (мир ему). Когда впервые оказываешься в Мекке, приходишь в Масджид аль-Харам, испытываешь шок. Не знаю, со всеми ли такое происходит, но я испытал мощнейшее потрясение. Наверно, у верующего человека по-другому и быть не может. Учеба в Университете началась с умры, потому что это - Мекка. Это был 1996 год, тогда очень мало кто из российских мусульман мог ее совершить, а два-три поколения до нас вообще были лишены такой возможности. У нас были занятия в Институте арабского языка, но на самом деле, находясь на Святой земле, ты не только язык изучаешь. Это глубочайшее погружение в культуру, в историю ислама, это осознание своей причастности к многомиллионной мусульманской общине.

 После возвращения из Саудовской Аравии я спустя длительное время продолжил свое образование уже в Московском исламском институте. Среди моих учителей были этнолог Валиахмет Садур и один из учеников шейха Хиндустани. По окончании института я защитил диплом по теме «Мусульманская община Москвы на современном этапе (до 2010 года)».

 

- Потом была зашита магистерской диссертации в ИСАА…

- Да, моим научным руководителем была доктор исторических наук, профессор С.А. Кириллина, блестящий знаток истории арабских стран. При ее непосредственном участии и участии д-ра исторических наук, профессора М.С. Мейера, известнейшего тюрколога нашей страны, была определена тема моей диссертации «Духовная дипломатия Московской Соборной мечети как элемент международных отношений РФ с мусульманским миром».

 

- В этом году исполняется 120 лет со дня открытия Московской Соборной мечети. Ту миссию, о которой Вы пишите в диссертации, мечеть выполняла на протяжении всего этого более чем векового периода?

- Нет. Я считаю, что она ее начала выполнять с 1954 года. Я много работал с материалами Российского Государственного архива кинофотодокументов. Сохранилась советская кинохроника середины 50-х годов: умер Сталин, в стране начался период так называемой «оттепели», активизировалась внешнеполитическая деятельность советского государства в странах «третьего мира». Главы этих государств – Египта, Индонезии, других стран – начали приезжать в СССР с официальными визитами. Первые кинодокументы, освещающие эти визиты, относятся к 1954 году. И, разумеется, эти контакты фиксировались, они нашли отражение в архивных документах, а не только в кинохронике.

Правда, в монографии Ф.А. Асадуллина «Мир ислама в общественно-культурном пространстве Москвы» я обнаружил сведения о том, что Галимджан Баруди (1857-1921), уже будучи муфтием, во время своих приездов в Москву несколько раз в мечети читал хутбы, посвященные международному положению. Он обычно останавливался в доме своего любимого ученика, имама Московской соборной мечети Абдулвадуда Фаттахетдинова (1882–1954). В этом доме при мечети он в 1919-1920 гг.  принимал иностранные делегации, словом, мечеть выполняла роль его столичной резиденции. Потом взаимодействие с зарубежными мусульманами надолго прерывается. Оно начинается, как я сказал, в 1954 году, и с 80-х годов идет по нарастающей.

 

Муфтий Гайнутдин наградил Ахмада Макарова в связи с 50-летием  медалью мусульман России «За заслуги». Москва, 22 апреля 2019 г.

 

- Насколько большой объем кинофотохроники сохранился в архиве?

- Кинохронику я обработал по возможности всю, что попала в описи. Описаний кинодокументов – около 2-х десятков. Практически все они использованы в моей диссертационной работе. Интересные кадры сохранились с празднования уразы в 1954 году – там начальные титры идут на индонезийском языке. Вроде бы кинодокумент свидетельствует о событии внутренней жизни страны, а на самом деле он был предназначен для зарубежной аудитории, поэтому и титры на иностранном языке.

В целом магистерская диссертация получилась интересной и содержательной. Надеюсь, что она будет опубликована.

 

- Вы являетесь одним из ответственных редакторов словаря «Ислам в Российской Федерации». Как начиналась эта работа? Поделитесь своими воспоминаниями.

- Для меня работа в команде, которая приступила к реализации большого проекта, каковым является многотомный энциклопедический словарь «Ислам в Российской Федерации», началась с самого первого тома этой серии - «Ислам в Нижегородской области».  В 2006-м году я приехал на Мусульманский форум в Нижний Новгород.  Тогда работа над томом уже подходила к концу. Ко мне обратились с просьбой подготовить статью о башкиро-мещерякском войске. Мои корни по матери связаны как раз с мещеряками, с мещеряцкой старшиной Осинской дороги, позже Бирского уезда, к тому же у меня на тот момент уже были публикации по этой теме. По просьбе Д.З. Хайретдинова я написал первую статью для словаря. После этого их было написано для разных томов более 300-т, в последнее время перестал считать. За все эти годы, пока шла работа над выпусками словаря, многие белые пятна по истории ислама в регионах были ликвидированы.

Например, в Центральной России хорошо был изучен Касимов, о нем много работ написано, однако об исламе в той же Рязанской области вне Касимова на момент написания словаря было мало публикаций. Могу сказать, что в целом, кроме Касимова, Твери, Костромы, Ярославля и Романова, другие города и области Центральной России целенаправленно никогда не изучались. Плохо изучены, как это ни странно, многие регионы даже Поволжья, что уж говорить о Центре или Северо-Западе.

При подготовке словаря мы использовали краеведческие работы, активно привлекали местных авторов. Они очень помогли в подготовке словарей.  Мне самому пришлось много поездить по стране с целью сбора необходимого материала: я проехал почти все Поволжье, не был только в Самаре и Калмыкии. Не довелось побывать в Иркутской области, Бурятии, Якутии, на Сахалине, в Приморье и на Камчатке и в большинстве регионов Северо-Запада. Во всех остальных регионах я работал.

Конечно, мы постарались дать общее представление об истории ислама во всех регионах страны. Но все равно остались области, мало изученные. Например, Ставропольский край, Краснодарский край. Весь Северо-Запад плохо изучен. Нет статьи об исламе в Ростовской области. Совсем недавно наш специалист два месяца провел в командировке в Ростове-на-Дону, изучал архивные документы, потом с ним совместно написали статьи. В сводном томе мы это «белое пятно» частично закроем.

 

Ахмад Макаров выступает на презентации энциклопедического словаря «Ислам на Северном Кавказе» из серии «Ислам в Российской Федерации». Махачкала, 20 июня 2023 г.

 

- То есть словарь в дальнейшем будет пополняться новыми материалами?

- Он и должен пополняться. В сводном томе мы не стали затрагивать этническую составляющую. Хотя знаете, когда арабы и другие иностранцы узнают, сколько народов России исповедуют ислам, они приходят в полное изумление. Конечно, мусульманские народы – это богатство России, и они требуют вдумчивого изучения. Так что 11 томов словаря «Ислам в Российской Федерации» - это не точка, и даже не многоточие. Это двоеточие.

 

- Ахмад, меня заинтересовала Ваша статья «Через мечети в российский социум». В ней Вы утверждаете, что в царской России полная аккультурация мусульман была обеспечена за счет развитых социальных институтов мусульманского общества. Возможна ли она в нынешних условиях? А если нет, то почему?

- Есть как минимум два интересных исторических примера успешной адаптации и интеграции мигрантов в российское общество. Первый касается мусульман Западной Сибири, второй – мусульман Астрахани. В Западной Сибири бухарцы (группа среднеазиатского происхождения) уже в имперский период были прекрасно инкорпорированы в российское общество. А в Астрахани существовали три слободы - Бухарская, Гилянская и Агрыжанская, населенные соответственно выходцами из Средней Азии (узбеками и таджиками), выходцами из Северного Ирана (персами и/или татами-христианами), и Агрыжанская - выходцами из Индии и Пакистана, причем с индуистской антропонимикой. Они растворились в татарской среде, т.е. в Астрахани произошла полная ассимиляция мигрантов. Есть и другой пример: сын имама Шамиля Мухаммад-Шапи стал генералом Русской императорской армии.

Самое опасное сегодня заключается в том, что часть мигрантов-мусульман на определенных этапах своего пребывания в России перестает соблюдать нормы мусульманской религии и морали, которые они соблюдали у себя на Родине. С другой стороны, они не привыкли к соблюдению российского законодательства. Вот и получается, что они – от одного ушли, а новое не восприняли. Тут и возникает опасность криминального поведения мигрантов. Один мой знакомый правильно сказал: «Самый страшный преступник получается из мусульманина, который отказался от соблюдения принципов мусульманской морали. Раз он Бога не боится (зная о Нем), вы думаете, он полицейского испугается?!» 

Я считаю, что для успешной адаптации мигрантов нужны сильные исламские институции, причем не только городские, должна быть развитая исламская инфраструктура. В Москве сегодня 4 мечети. 2 из них были построены в то время, когда в городе проживало миллион человек. Мне, чтобы добраться до мечети, нужен час времени в обычный день, и это при том, что еду на самом быстром транспорте – в метро. На пятничный намаз нужно выехать раньше.  Чтобы внутрь мечети попасть в пятницу, часа за два надо приехать. Так что проблему с мечетями нужно обязательно решать.

Еще одна проблема – использование новых современных ресурсов и методов донесения религиозной истины. Нужно расширять аудиторию, чтобы как можно большее количество людей услышало проповедь имама. Люди со своими вопросами обращаются к «шейху Гуглу», и надо сделать так, чтобы они находили у него грамотный ответ на свои вопросы. И, конечно, необходима работа с диаспорами, с национально-культурными автономиями.

 

- Ахмад, Вы были автором и руководителем замечательного и очень нужного, на мой взгляд, проекта «Мусульмане, которыми гордится Россия». Расскажите о нем подробнее.

- Его появление связано непосредственно с моей работой над энциклопедическим словарем «Ислам в Российской Федерации». Я решил, что всю информацию, которая была собрана по словарю, нужно нести в массы, а самой доходчивой формой донесения информации является, как известно, визуализированная. Можно написать десятки умных книг, выпустить десятки словарей, но их прочтет ограниченный круг людей. Тираж отдельных выпусков нашего словаря – 5 тысяч экземпляров. Прочтет их от корки до корки – несколько сотен человек.  А кино – это широкая аудитория, соцсети – это, образно говоря, идеологическое оружие массового поражения.

В рамках проекта «Мусульмане, которыми гордится Россия» мы сняли 30 фильмов, последний - в 2021-м году. Фильмы - разного качества, есть среди них те, которые показывались на фестивалях – российских и за рубежом. Некоторые фильмы использовались в учебных программах в КФУ. Фильм про дипломата Карима Хакимова показывали на занятиях в МГИМО.

 

Вручении премии имени Хусаина Фаизханова. Москва, 12 декабря 2023 г.

 

- По фильмам Вашего проекта можно изучать историю страны…

- И надо. В рамках этих упомянутых учебных программ и изучают, это работает. Всем известно, что М. Егоров и М. Кантария подняли знамя над Рейхстагом. Но были еще и Гази Загитов, и Абдулхаким Исмаилов, и Рахимжан Кошкарбаев, которые, будучи в разных разведгруппах, тоже водружали знамена на здании Рейхстага.  Их забывать мы ни в коем случае не должны. Или прославленный летчик Амет-хан Султан. Он - герой двух народов: и дагестанцы, и крымские татары считают его своим. Но это только одна страница в истории нашего отечества, а таких страниц - великое множество. И мусульман, оставивших яркий след в истории нашей страны – ученых, дипломатов, военных, я уж не говорю о религиозных деятелях, - тоже очень много. Они для нас являются примерами для подражания. Некоторые из упомянутых деятелей совмещали в себе разные функции. Например, Хусаин Фаизханов – он и религиозный ученый, и известен в светской науке. Муфтий Мухамеджан Хусаинов – и религиозный и государственный деятель, и дипломат.  А первый советский посол в Саудовской Аравии Карим Хакимов закончил медресе «Галия» в Уфе.

 

Короткометражный документально-игровой фильм, приуроченный к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, «Джихад против Гитлера»

 

- Ахмад, в заключение поделитесь своими планами. Над чем сейчас работаете?

- В настоящее время полным ходом идет работа над сводным томом энциклопедического словаря «Ислам в Российской Федерации». За прошедшие годы собрано много новой информации. Были интересные публикации по мусульманам разных регионов, в том числе ранее неизученных. Вносим добавления.

Приходится писать много обобщающих статей. Только что я закончил статьи про зияраты, мусульманские кладбища, молельные дома. Сейчас в работе статья о неофициальных имамах советского времени. Выпуск тома запланирован на сентябрь.

Кроме того, прорабатываем варианты продолжения кинодокументального проекта и его раскрутки в интернете.

 

- Планы – серьезные. Будем ждать выхода словаря и новых фильмов. Успехов!

 

Беседовала Ольга Семина

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.