закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


18 мая 2024 11:52   Москва 

Много источников по исламу в Крыму ждут своих исследователей. Интервью Ильи Зайцева

Сегодня в Академии наук Татарстана на IX Всероссийской конференции «Чтения имени Шигабутдина Марджани» будет презентован словарь «Ислам в Крыму» — один из заключительных наряду с «Ислам в Сибири и на Дальнем Востоке»  из серии «Ислам в Российской Федерации». С одним из авторов энциклопедического словаря «Ислам в Крыму» доктором исторических наук, тюркологом И.В. Зайцевым побеседовала наш корреспондент.

 

- Илья Владимирович, энциклопедический словарь «Ислам в Крыму» выходит в знаменательный год - в год юбилеев.  Один из них, пожалуй, самый главный, 10-летие воссоединения Крыма с Россией. 10 лет – небольшой срок, но за это время было реализовано немало проектов, в которых участвовали ученые Крыма и крымские музеи. Достаточно вспомнить, например, выставки, посвященные 100-летию со дня смерти И. Гаспринского или «Мечети Крыма в старых фотографиях», которые прошли в Москве. Наверно, выход словаря «Ислам в Крыму» можно рассматривать как некий итог 10-летнего периода сотрудничества с Вашими крымскими коллегами?

 

- Я думаю, Вы правы. Энциклопедический словарь, который выпускает ИД «Медина» под редактурой первого заместителя председателя ДУМ РФ, ректора Московского исламского института, главного редактора серии словарей «Ислам в РФ», доктора теологии Д.В. Мухетдинова, действительно можно расценивать как некий итог совместной работы с учеными Крыма, но только итог промежуточный. Замечу, что попытка сделать такого рода словарь была впервые предпринята 10 лет назад, и в 2015 году вариант словаря появился. Но, к сожалению, его научный уровень, как мне представляется, не соответствовал уровню наших знаний об исламе в Крыму. Более того, по моему мнению, в тот момент его выпуск был преждевременным: многие источники еще не были введены в научный оборот.

После 2014 года мы стали свидетелями не только резкого всплеска интереса к истории Крыма. Произошла настоящая революция в изучении истории как средневекового Крыма, так и его истории в новое и новейшее время.

Созданию словаря помогло несколько обстоятельств. Во-первых, выход в свет 3 тома «Истории крымских татар» (см. История крымских татар. В 5 томах. Т. III. Крымское ханство XV–XVIII вв. отв. ред. И.В. Зайцев. Казань. Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2021). Он целиком посвящен истории Крымского ханства, и исламская проблематика заняла в нем существенное место. Книга подготовлена Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ и его Крымским научным центром. Во-вторых, за минувшие 10 лет опубликовано огромное количество источников по истории ислама, по истории средневекового Крыма, по истории Крыма в новое время, в 20-30-х годы ХХ века. Многие документы, которые хранились в музеях, архивах, библиотеках Крыма, были в последние годы введены в научный оборот. По сравнению с тем, что было сделано до 2014 года, включая и советский период, произошло колоссальное приращение материала. А изменения количественные, как известно, приводят к изменениям качественным.

Я не утверждаю, что словарь, который мы подготовили, это идеальное издание. Я его расцениваю как первый опыт, как хорошее начало большой работы по данной теме. Есть и персоналии, и явления, и институции, и источники, о которых хотелось бы написать больше. Многое предстоит сделать в изучении истории исламской учености в Крыму, развития письменной культуры. Но, с другой стороны, наш словарь – это определенный итог, который показывает возросший уровень наших знаний и возросшее количество источников, которые мы использовали.

Авторы данного словаря уделили значительное место материальной культуре, в частности, исламской архитектуре Крыма. Большое количество материала посвящено мусульманским деятелям Крыма и мусульманским учреждениям. Приведу один пример – медресе Зынджирлы в предместье Бахчисарая. Объем статьи о нем в замечательном энциклопедическом словаре «Ислам на территории бывшей Российской империи» под редактурой С.М. Прозорова едва ли достигает одной колонки. То есть это небольшой по объему и по количеству данных материал. В нашем словаре рассказывается и об истории медресе, и о его библиотеке, и о характере учебного процесса, и о вакуфном имуществе, которым обладало медресе. Весь объем представленного материала позволяет понять значение этого учебного заведения не только для Крыма, но и для России, для Восточной Европы. В нем обучалось огромное количество людей, которые составили цвет национальной интеллигенции, стали улемами в разных регионах исламского мира, в том числе и на Северном Кавказе.  

Поэтому, повторяю, Вы правы, наш словарь – это итог. Но это и хорошее начало!

 

 

- Расскажите подробнее об авторском коллективе. Кто принял участие в написании статей для словаря?

 

- Это ученые из трех регионов – Москвы, Республики Татарстан и Крыма. В числе авторов – археологи, историки, филологи, нумизматы. Большую статью по типологии крымских мечетей золотоордынского периода и периода Крымского ханства для нашего словаря написала доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН Э.Д. Зиливинская. Среди историков – исламоведов из Татарстана назову прежде всего А.Ю. Хабутдинова, доктора исторических наук, профессора Казанского филиала Российского государственного университета правосудия, профессора Института международных отношений Казанского федерального университета. Он – не только автор нескольких статей, он приложил немало сил для того, чтобы наш словарь был издан. 

Крым представлен авторами не только из академический среды, но и из музейного сообщества. Это Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова в Симферополе, Институт археологии Крыма РАН, Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник, Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» в Севастополе, Крымско-татарский музей культурно-исторического наследия.

ДУМ РФ в нашем авторском коллективе представляют первый заместитель председателя ДУМ РФ, ректор Московского исламского института, главный редактор серии словарей «Ислам в РФ», доктор теологии Д.В. Мухетдинов, директор Центра исламских исследований Московского исламского института Д.З. Хайретдинов. Отмечу и редакторскую руку А. Макарова: его профессионализм тоже помог делу.

 

- Илья Владимирович, сколько всего словарных статей и какова их основная тематика?

 

- Статей более 130.  Их можно разделить на несколько тематических блоков. Во-первых, это персоналии. Их много, начиная от  арабского путешественника ХIV века Ибн Баттуты, некоторых крымских ханов и суфийских шейхов до мусульманских общественных деятелей, преподавателей и ученых ХХ века, таких, как Исмаил Гаспринский (1851–1914), Осман Акчокраклы (1878-1938)  и Усейн  Боданинский (1877–1938). Есть статьи о людях, которые связаны с Крымом своей деятельностью и местом проживания. Например, Губайдулла Чингиз-хан (1840-1909), происходивший из древнего рода Чингисидов. Генерал-лейтенант Российской армии, он был председателем учрежденной в Крыму «Особой Комиссии о вакфах» и много сделал для Крыма. Последние годы жизни он провел в Ялте, там же похоронен на мусульманском кладбище.

Часть статей посвящены таким реалиям, без знания которых невозможно понять историю ислама в Крыму. К ним относятся азизы (религиозно почитаемые места в Крыму – гробницы святых, развалины древних монастырей и т.д.), эснафы (ремесленно-религиозные ячейки – цехи), которые формировали структуру не только ремесла, но и городского крымского общества, а также «дёрт оджах». Это своеобразная форма организации ученого сословия (улама) и земельных владений, принадлежавших в Крымском ханстве четырем суфийским братствам.

Отдельный блок статей посвящен исламским институциям, созданным уже после вхождения Крыма в состав Российской империи в 1783 году. Это  Таврическое Магометанское Духовное Правление (ТМДП), различные благотворительные общества, важнейшие исламские учебные заведения.

 Есть отдельные статьи о крупнейших исламских культурных центрах полуострова – Бахчисарае,  Евпатории (Гезлёв), Феодосии (Кефе) и некоторых населенных пунктах Крыма.

Часть статей рассказывает о мусульманской архитектуре Крымского полуострова – мавзолеях (дюрбе), мечетях, дворцах. Представлена в словаре и женская тема: это краткие биографии педагогов, руководителей женских организаций, просветительниц Д.А. Булгаковой (1895-1943), З.А. Акчуриной-Гаспринской (1862–1902), Ш. Гаспринской (1886–1975) и др.

Я обозначил лишь некоторые важные темы, их в словаре намного больше.

 

- Все мусульмане РФ знают дату принятия ислама предками современных татар. Это 922 год. А когда ислам пришел на крымскую землю? Когда утвердился окончательно?

 

- Этому вопросу посвящена совместная статья казанского ученого А.Ю. Хабутдинова и З.З. Хайрединовой из Симферополя. В свое время и я обращался к этой теме (см. статью «Ислам в Крыму в XIV-XУIII вв.»). Напомню, что еще великий В.В. Бартольд писал, что «исламизация … Южной России (т.е. современной Украины и Крыма) произошла только в монгольское время…» То есть ислам в Крым пришел позже, чем в Дагестан, Поволжье и Среднюю Азию.

 В истории ислама в Крыму выделяются несколько крупных периодов. [Особо отметим, что был и сельджукский период первой половины XIII века, на данный момент наименее изученный – Ред.] Первый – золотоордынский, когда Крым стал отдельным улусом огромного многонационального государства, огромной империи, различные регионы которой объединял ислам.

В Золотой Орде было несколько крупных исламских центров – Хорезм, Болгар, Астрахань. Во всех центрах существовала длительная городская традиция, приход ислама ее только укреплял. Ислам – это религия городского ремесленного торгового населения. В Крыму эта городская культура тоже существовала, но она родилась на другой почве. По своему происхождению она была изначально античной, потом византийской, а потом ее продолжили европейские города-республики – Венеция, Генуя, Пиза. Ислам, пришедший на полуостров, подпитывал эту городскую культуру. Но особенность этого региона заключалась в том, что золотоордынская исламская цивилизация стала сама воспроизводить городскую культуру. Исламские города Крыма создавались, можно сказать, на пустом месте, в чистом поле. Солхат (ныне Старый Крым) был создан без какой бы то ни было античной составляющей. Также появился и Эски-Юрт (позже с. Подгородное, ныне исторический район в западной части  Бахчисарая). Делалось это сознательно по причинам и географического, и экономического характера: южная прибрежная полоса Крыма всегда тяготела к морской торговле, к транснациональным связям. Такой имперский многонациональный и поликонфессиональный центр, как Солхат с верховенством исламской власти,  был призван контролировать эту торговлю.

Общность золотоордынской традиции в Крыму очевидна: тексты, которые бытовали в Хорезме, Поволжье и Крыму, – идентичны. Нисбы людей, которые похоронены в Эски-Юрте, Отузах или Солхате, свидетельствуют о том, что эти люди  во втором или даже первом поколении – выходцы из крупных классических исламских центров – Коньи, Барджинлыка на Сыр-Дарье, городов Малой Азии, Ирака. Крым в эпоху Золотой Орды стал своего рода плавильным котлом, сюда приезжали люди по торговым или религиозным делам из Средней Азии,  с Ближнего Востока,  с Поволжья. Это яркий пример культуры, которая соединяла в себе различные регионы исламского мира.

Все меняется, когда в Крым в 1475 году приходят османы. С этого момента начинается второй этап в истории ислама в Крыму. Османы завоевали не весь полуостров, а взяли под свой контроль лишь южный берег, то есть те бывшие генуэзские колонии, которые отождествлялись с международной торговлей. Это, прежде всего, такие города, как Кафа (Феодосия), Судак, Балаклава. Таким образом, они стали контролировать всю акваторию Черного моря, превратив его в так называемое «турецкое озеро». Севернее крымских гор османы не пошли, оставив контроль над степными районами крымским ханам. Они традиционно считались вассалами Османской империи, хотя это не совсем так. В словаре есть статья «Хутба в Крымском ханстве». В ней утверждается, что крымский хан имел все атрибуты независимости, принятые в средневековом исламском государстве. Во-первых, это право хутбы, т.е. упоминания в пятничной проповеди, и, во-вторых, право чеканки монеты с собственным именем (сикке). То есть он был полноценным исламским правителем, который с точки зрения исламской природы власти является абсолютно независимым.

Отдельными статьями словаря мы попытались показать, как золотоордынский ислам уступил место исламу османскому. В чем это выразилось? Например, в изменении архитектуры, в изменении традиции написания эпитафий. Меняется также язык канцелярии, письменная традиция (украшение переплетов, почерки). Появляется большое количество учебных заведений, выходцы из которых добиваются успехов в Османской империи, сохраняя свою нисбу, скажем, Кефеви.

  Османский период в истории ислама в Крыму – очень продолжительный. Крымское ханство, как мы считаем, входило в большой османский культурный ареал и, конечно, испытывало в мощное влияние османской культуры. Но специфика все-таки сохранилась. Она выразилась, например, в наличии уже упомянутых азизов. Вторая особенность – суфийская тарикатная структура «дёрт оджах». Безусловно, особенность заключалась и в том, что в Крыму, помимо мусульман, проживало много народов, исповедующих другие религии.  Мы решили одну статью посвятить положению христиан, в основном восточных (греков и армян), в Крымском ханстве, рассказать о том, какими правами они обладали, какими положениями шариата регулировалась их жизнь и т.д.

 

- Следующий этап истории ислама в Крыму начинается в 1783 году, когда полуостров стал частью Российской империи. С этим событием связан массовый исход крымских татар.

 

- Статью об эмиграции, в основном в Турцию, крымских татар в конце XVIII — начале XX веков написал Р.Д. Алиев, в недавнем прошлом заместитель директора Музея истории и культуры крымских татар  Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника. Было несколько волн эмиграции. Первая связана с приходом русских войск на территорию Крыма, с присоединением Крыма к России в 1783 году. Точное количество переселенцев не известно, называются разные цифры. Предположительно из Крыма в 80-е годы ХVIII века эмигрировало от 20 до 30% населения полуострова. Был и обратный процесс реэмиграции, но незначительный. Следующая крупная волна эмиграции связана с Крымской войной 1853-1856 годов. Замечу, что крымские мусульмане не были едины этнически: были жители побережья и жители степных районов – ногайцы, степняки. Вторая волна эмиграции захватила не только крымских татар, но и ногайцев.

 

- Чем отмечен в словаре имперский период истории ислама в Крыму?

 

- Статьями о благотворительных обществах, об отдельных исламских институциях, например, о ТМДП. Большая статья по вакуфам в Крыму написана кандидатом исторических наук Д.В. Конкиным, старшим научным сотрудником отдела средневековой археологии Института археологии Крыма РАН. Он, на мой взгляд, лучший специалист, который владеет сегодня этой проблематикой. Отдельные статьи посвящены появившимся в имперский период исламским СМИ – журналам, газетам.

 

- Завершение имперского периода знаменуется кончиной в сентябре 1914 года И. Гаспринского. За несколько месяцев до этого он выступал на открытии мечети в Севастополе. 110 лет назад. Тоже круглая дата.

 

- Исмаил Гаспринский – та личность, влияние которой выходит далеко за границы Крыма. Да, большую часть жизни он прожил в Крыму, в Бахчисарае…

 

-  Там же родилась его знаменитая теория «российского мусульманства»…

 

- Разумеется. Но я хочу подчеркнуть: несмотря на то, что все создавалось, обдумывалось, воплощалось в конкретные издательские проекты в Крыму, он – мусульманский лидер уммы всей Российской империи, и мы это в словарных статьях постарались показать. Показать силу его идей, а не только популярность издаваемой им газеты «Терджиман», которая распространялась по всей Российской империи и за ее пределами. А какое колоссальное количество книг он выпустил!  Это огромное дело, которое в значительной степени повлияло на всех мусульман России. На эти книги ссылались многие – и в Средней Азии, и на Кавказе, и в Поволжье, и в Египте, и в Синьцзяне. Статью об И. Гаспринском написал А. Ю. Хабутдинов.

Нам, к сожалению, не удалось соблюсти пропорцию – о советском периоде истории ислама в Крыму в словаре статей намного меньше, чем о предыдущих периодах. Но о некоторых важных персонажах мы написали.  И.Н. Леманов (1871-1942), Я.М. Якуб-Кемаль (1885-1939), И. Тарпи (1873–1946) - все это люди, которые знаменуют собой исламские реалии 20-40-х годов ХХ века.

- Отсутствие достоверных исторических источников – одна из причин того, что некоторые темы не нашли отражения в словаре?

 

- Конечно. Но чем привлекателен Крым? Со временем, порой неожиданно, находятся целые массивы документов. Приведу два примера.

Был в Крыму такой общественный и политический деятель Абдурешид Медиев (1881/82-1912), депутат второй Государственной думы, выходец из бедной семьи, получивший образование в учительской татарской школе. Он издавал газету «Ватан хадими» («Слуга Отечества»). В Думе он был секретарем исламской фракции. К сожалению, прожил короткую жизнь, умер от туберкулеза в 30-летнем возрасте.

Совсем недавно в Центральном музее Тавриды в Симферополе я случайно обнаружил его архив. Оказалось, что это не только его личный архив, не только его переписка с огромным количеством деятелей, в том числе и мусульманских, не только переписка с депутатами из различных губерний Российской империи, но и протоколы заседаний мусульманской фракции, листовки на тюрки, которые делали эсеры, переписка с издателем газеты «Мусульманин», которая выходила в Париже. Там же большое количество материала, которые присылали ему как редактору газеты. Есть и отдельные произведение авторов – классиков крымскотатарской литературы, которые по разным причинам не были опубликованы в газете. Я сделал небольшое описание этого архива, оно должно в скором времени выйти.

 Другой пример: в Ялте есть историко-литературный музей. Там до войны хранилась богатая коллекция крымскотатарских рукописей. Ее собрал Я. Якуб-Кемаль. Он – один из основателей музея, а в 1926–29 гг. — его директор. Интересный факт его биографии: с 1917 по 1920 годы он был кади-аскером, а затем некоторое время выполнял обязанности муфтия. В результате в 1939-м году был репрессирован.

Возглавляя музей, Якуб-Кемаль совершил несколько научных поездок по татарским деревням между Алуштой и Судаком, где и собирал рукописи. Собрание было в 1929 году кратко описано академиком В. А. Гордлевским в заметке «Восточные рукописи музея Ялты». В дальнейшем среди исследователей сложилось общее мнение, что коллекция погибла во время Великой Отечественной войны. Но оказалось, что коллекция цела и все это время находилась в музее.

Самые ранние рукописи коллекции датируются 14 веком! Видимо, они из Солхата. Коллекция не обработана, она содержит огромный материал по истории ислама и требует самого тщательного изучения.

Эти два примера свидетельствуют о том, что далеко не весь имеющийся материал введен в научный оборот. Открытия и находки в Крыму более чем возможны!  

 

- Илья Владимирович, в 21 веке в жизни мусульман Крыма произошло много важных, порой неоднозначных, событий. 10 лет назад делегация ДУМ РФ во главе с муфтием шейхом Равилем Гайнутдином впервые посетила Крым. В составе той делегации был, кстати сказать, был и инициатор создания серии энциклопедических словарей «Ислам в РФ», первый заместитель муфтия Дамир Мухетдинов. Какое отражение в словаре нашли события, произошедшие в жизни уммы Крыма в первой четверти века 21?

 

- На мой взгляд, есть события, которые требуют осмысления. Я считаю, что писать энциклопедические статьи о деятелях, которые продолжают работать, служить умме, не этично.

Энциклопедический словарь – не публицистика. Это проверенный источниками материал. Каждая статья словаря призвана дать исчерпывающую информацию о том или ином явлении или о человеке.  Если читателя заинтересует изложенная краткая информация, то с деталями и подробностями он может ознакомиться по тем книгам, списки которых приводятся после каждой словарной статьи.

На мой взгляд, еще не пришло время писать статьи о событиях 10-летней или 20-летней давности в истории Крыма.  Замечу, однако, что в словаре содержится солидный иллюстративный материал, в том числе фотографии строящихся мечетей. Одна из них – соборная – как известно, возводится в Симферополе. Это зримые образы того, как сегодня в Крыму развивается ислам.

 

- Илья Владимирович, Вы написали для словаря около 40 статей. Но, как Вы уже заметили, остались темы, которые по разным причинам не нашли отражения в этом издании. О чем бы Вам хотелось написать, если учитывать и тот факт, что в 2014 году Вы работали некоторое время в Крыму, в Бахчисарайском музее-заповеднике?

 

- Бахчисарайский музей-заповедник – это, образно говоря, Клондайк. Там содержится колоссальное количество материала, который еще требует изучения.

Я упомянул о коллекции медресе Зынджирлы. Нужен ее полноценный каталог с учетом тех рукописей, которые хранятся в Петербурге и в частных коллекциях.  Библиотека Зынджирлы – это не только памятник исламскому учебному заведению, но и И. Гаспринскому, который принял участие в ее формировании. Он жертвовал книги медресе. По сути – это одно из самых крупных крымских рукописных собраний. Я представляю примерно его объем, но системного изучения не велось и каталога собрания нет.  Об этом хотелось бы написать.

Интересная статья могла бы получиться о мечети в Кафе (Феодосии). Но чем энциклопедия отличается от научной работы? Энциклопедия – это сумма знаний. Пока вы не знаете слагаемых, суммы не получится.

 

- Благодарю Вас за беседу. И желаю обрести все необходимые слагаемые для получения необходимой суммы!

Беседовала Ольга Семина

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.