закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


3 июля 2024 12:42    

Ислам в Абхазии: от первого лица

Имам-хатыб мечети в Сухуме Салих Кварацхелия защитил в МИИ дипломную работу по теме «Ислам в традиционной культуре абхазов». Молодой имам в течение 15 лет вёл полевые исследования, нашёл множество мусульманских памятников на территории Абхазии и выявил множество следов присутствия ислама в традиционной культуре абхазского народа. С религиозным деятелем после успешной защиты побеседовала наш корреспондент.

 

- Уважаемый Салих, поздравляю Вас с успешной защитой диплома. Прежде всего, расскажите, пожалуйста, о том жизненном пути, итогом которого стала должность имам-хатыба мечети г. Сухум.

- Я вырос в традиционной абхазской мусульманской семье, но не практикующей. Мы считались мусульманами лишь номинально. После окончания школы, обучаясь в Уфимском нефтяном техническом университете в Уфе, я познакомился с исламом, стал изучать его, практиковать. Занимался самообразованием. Затем, будучи студентом АГУ в Адыгее, изучал ислам в мечети г. Майкопа, позднее, пару раз проходил курсы повышения квалификации имамов в Турции и наконец поступил в МИИ, где выдается диплом, что очень важно, государственного образца.

По мере увеличения знаний я обнаружил, что мусульманское наследие присутствует в самых разных аспектах жизни абхазов, и особенно в языке. Я понял происхождение многих слов, обычаев и традиций.  Я был поражен. Например, в современном абхазском языке слово «религия» передается арабским словом «дин», рай – джанат, ад – джахным, пророк – апаимбар и др. Сегодня Абхазию позиционируют как христианскую страну, но практически весь религиозный понятийный аппарат в абхазском языке мусульманский.

Другой пример: с детства мы, абхазы, слышим «Псымилах!» Эту фразу мы произносим, когда приступаем к еде, при заклании животного, выходя из дома… Мать учила нас так делать. Но мы не знали, что это за фраза, не понимали ее смысла и повторяли автоматически. И сегодня многие абхазы произносят ее также, не зная ее значения.

Так, по крупицам я стал собирать материал, начав с языка. Далее. Сложилось мнение, что на территории Абхазии не было мечетей. Я решил заняться изучением этого вопроса. Выяснилось, что на самом деле мечетей было много, но в большинстве случаев это были небольшие простые в архитектурном решении здания.

После революции 1905 года и принятия Указа «О свободе вероисповедания» началось массовое возвращение абхазов в ислам. Этот период отмечен широким строительством молельных домов и открытием мектебов. Это свидетельствует о том, что весь 19 век, весь период христианизации абхазов, в них жила исламская вера.

Мы ездили по абхазским селам, посещали те места, где когда-то были мечети, выясняли, кто был в них имамом…

- То есть Вы провели большие полевые исследования?

- Да, и свою работу я дополнил соответствующим иллюстративным материалом. Посещая абхазские села, сохранившиеся мусульманские кладбища в Сухумском, в Гудаутском районах, мы сделали много фотографий. Даже уже после написания работы я обнаружил еще несколько могильных камней с эпитафиями на арабском языке, причем в различных абхазских селах. Наша задача все эти годы заключалась в том числе и в том, чтобы зафиксировать хотя бы на фото памятники с мусульманской символикой и эпитафиями арабской вязью, потому что они разрушаются, а это – наше наследие, сохранением которого, судя по всему, сегодня никто не озабочен, кроме нас. В своей научной работе я также отметил, что одна из ее практических целей – использование собранного материала в работе гидов. Ведь у туристов, приезжающих в Абхазию, складывается представление, что это исключительно христианская страна  и что ислама здесь  не было, а если и был, то мимолетно. Мы не согласны с такой трактовкой.

В результате полевых исследований выяснился еще один интересный факт: в прошлом при заключении брака абхазы приглашали муллу. Составлялось соответствующее свидетельство, и у некоторых представителей старшего поколения абхазов до сих пор хранятся документы никяха на староосманском языке. Обычно писал это свидетельство, обратившись за этим к мулле, названый брат, по-абхазски «анкях уакил», то есть опекун. Он писал этот документ и передавал его в торжественной обстановке новобрачным. Считалось, что без этого документа не произойдет встречи мужа и жены в мире вечном. Этот документ клался затем в могилу. Я лично видел у своей бабушки этот документ. Пытался его переводить со староосманского, но смог понять только шахаду и салават за Пророка (мир ему). Само существование этого обычая говорит о том, что практика никаха в Абхазии существовала.

- Помимо полевых исследований, Вы использовали большое количество письменных источников, в том числе на турецком языке.

- Да, причем один, вероятно, впервые введен в научный оборот. В этом источнике описываются все османские крепости, которые существовали на побережье Черного моря, в том числе и на территории Абхазии. Дается подробное описание крепости, внутри которой существовала мечеть. В источнике говорится, что она не вмещала всех желающих. Поэтому из-за большого количества мусульман в городе было принято решение построить Соборную мечеть вне стен крепости, в ней проводились пятничные и праздничные намазы. Эти сведения относятся к XVIII веку.

- А сколько мечетей в Абхазии сегодня?

- Две импровизированные мечети, есть воскресная школа. Создано ЕДУМ Абхазии. В Сухуме мечеть появилась еще во времена Владислава Ардзинба в 90-е годы. Мусульманам было выделено здание, которое отреставрировали под мечеть. Архитектурной, возведенной с фундамента у нас еще нет мечети, но разрешение получено, и первая построенная с основания мечеть, вероятно, будет в г. Гудаута. Там выделен участок земли, уже залит фундамент. Так что первая в Абхазии архитектурная, благоустроенная мечеть скорее всего появится там.

- Салих, когда Вы стали имамом?

- После возвращения с учебы в 2001 г. меня сразу назначили имамом в Гудауте. 4 года я работал там, потом меня перевели в Сухум, где я являюсь имам-хатыбом. Мы открыли воскресную школу для детей, где преподаем различным возрастным группам Коран, основы религии, основы нравственности, истории пророков и др.

Прихожан в мечети много, и число их постоянно увеличивается. В Сухуме мусульманская община, помимо коренных абхазов, это и представители Северного Кавказа, и репатрианты из Турции, Сирии, Иордании, и трудовые мигранты из Средней Азии. На праздничный намаз по случаю Курбан-байрам собралось около тысячи человек. Места мало, вся улица была заполнена.

- Те знания, которые Вы получили в МИИ, необходимы Вам в повседневной работе?

- Безусловно, и не столько в моей проповеднической деятельности, сколько в преподавательской работе. Нам читали лекции уникальные специалисты. Преподаватели передали огромный объем информации. Так знания и опыт, полученный в МИИ, это мое богатство, которым я теперь обязан делиться.

- Научную, исследовательскую работу намерены продолжать?

Расставания с наукой, конечно, не будет. Работа «Ислам в традиционной культуре абхазов» - это только начало. В этой работе есть потребность. Об исламе в Абхазии очень мало информации. Эта тема игнорируется в нашем научном сообществе. Думаю, опубликовать эту работу и подготовить материал для энциклопедического словаря «Ислам в Абхазии», о чем меня попросил ректор МИИ Дамир хазрат Мухетдинов.

  - Благодарю Вас и желаю успехов!

Беседовала Ольга Семина

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.