Татьяна Курбанова: глубокие знания основ имана определяют поступки мусульманина
Татьяна Курбанова - безусловный авторитет в женском мусульманском сообществе Липецкой области и постоянный участник всероссийских конференций мусульманок. По должности, являясь помощницей председателя МРОМ Липецкой области, она стала настоящей просветительницей и драйвером социальной активности уммы своего региона. В 2024 году Татьяна Курбанова защитила дипломную работу в Московском исламском институте. Нашему корреспонденту она рассказала об особенностях религиозной проповеди в центральной России и о том, как можно объединять людей на пути ислама, будучи матерью четверых детей.
- Татьяна, поздравляю Вас с успешной защитой научной работы, с окончанием бакалавриата МИИ. Расскажите, как Вы пришли к теме, которая раскрывает современное положение мусульманских общин Центральной России?
- На самом деле, это моя любимая тема. Она в полной мере отражает то дело, которым я занимаюсь. Все, о чем я писала, - это то, что пропущено через меня, через мою душу.
В Липецкой области уже много лет я занимаюсь общественной деятельностью. Это не только воскресная школа, но и социально значимые проекты, направленные на межнациональное согласие. Иногда, не скрою, было желание опустить руки, но отзывы людей о моей деятельности придавали сил. Люди подходили ко мне и говорили: «Благодаря вашим мероприятиям мы узнали, что такое настоящий ислам».
Люди оценили открытость, дружелюбие религиозной организации мусульман Липецкой области. Мне очень нравится, что на мероприятиях, которые я провожу среди представителей других конфессий, нас слышат, многие задают вопросы. Отвечая на них, я могу рассказать о красоте нашей религии. Это для меня главное.
Я родом из Липецкой области, из Хлевного, выросла в православной семье. Но меня Всевышний привел к исламу, и для меня это главное событие в жизни. Я постепенно открываю красоту исламу и понимаю, что это самый главный дар Всевышнего.
Моим научным руководителем был М.З. Хайретдинов. В МИИ он нам преподавал историю ислама и акыду. У него очень глубокие знания, и, главное, он может их донести до всех. С ним было очень интересно, и я ему благодарна за помощь, наставления и замечания.
- Я знаю, что в годы учебы в бакалавриате МИИ вы успели родить четвертого ребенка…
- Да, мальчика после трех девочек.
- Поздравляю! Цифра 4 для Вас символична. Ведь в своей научной работе Вы даете сравнительный анализ деятельности мусульманских общин четырех областей ЦФО – Тамбовской, Рязанской Липецкой и Воронежской. Что отличает каждую из них? И что позволило их объединить в одной работе?
- Начну с общих черт. Общины всех четырех областей проходят в настоящее время период трансформации, они ищут новые формы взаимодействия с органами власти, с другими конфессиями, с общественными организациями.
Во-вторых, во всех четырех регионах наблюдается рост активности мусульманских общин. При этом в целом их деятельность нацелена на межнациональное согласие.
Есть у этих областей и общая проблема – это мечети, точнее, их отсутствие. Как бы мы ни старалась, какой бы позитивный посыл не несли в общество, отсутствие храма снижает уровень нашей работы. Наличие мечети – самая актуальная тема в рассмотренных в моей научной работе регионах.
Что касается особенностей, то Рязанская область дает нам наглядный пример того, какой была история ислама на территории нашей страны. Достаточно посетить Касимов и увидеть прекрасные памятники, которые там сохранились. Это наглядные свидетельства богатейшей исламской культуры. Тамбов – это тоже история. Когда-то в Тамбовской губернии было 29 мечетей, существовали татарские поселения!
Наша Липецкая область – совсем молодой регион, ему всего 70 лет. Он взял немного от Воронежской, Тамбовской и Рязанской областей. В топонимике нашей области сохранились тюркские названия. Например, город Усмань, реки Олым, Усманка. Это говорит о том, что на территории Липецкой области издавна жили представители мусульманских этносов.
Особенность деятельности мусульманской общины Липецкой области – реализация социально значимых проектов. Первым таким проектом была «Школа толерантности». Проект был нацелен прежде всего на работу с молодежью. Мы говорили о дружбе, о единстве, об общечеловеческих ценностях, которые объединяют представителей всех конфессий. Проводили уроки не только в мечетях, но и в библиотеках, учебных заведениях, и на них присутствовали не только мусульмане. Внимание на таких уроках концентрируется на вопросах межконфессиональных отношений.
Я никогда не делаю проекты, ориентируясь сугубо на мусульманскую аудиторию. С нашими собратьями мы работаем в воскресной школе, во время меджлисов Наши проекты адресованы всем и нацелены на то, чтобы вовлечь всех.
Среди реализованных проектов, которые были поддержаны Фондом президентских грантов и Администрацией Липецкой области, – «Гостеприимный многонациональный дом». Отличный и очень успешный проект! Мы сняли семь 15-минутных фильмов о представителях разных конфессий и национальностей, проживающих на территории Липецкой области, которые внесли вклад ее развитие. Это были таджики, узбеки, дагестанцы, молдаване, русские. Представители этих народов рассказывали о тех ценностях, которые они передают в своих семьях из поколение в поколение. На видеоплатформе фильмы посмотрели более 200 тысяч человек.
Несколько лет подряд мы проводим «Гамзатовские чтения», посвященные аварскому поэту Расулу Гамзатову. Успешным был проект «Союз семьи – союз народов», мы выступали в Педагогическом колледже, в филиале РАНХиГС.
В наших ближайших планах – проект, посвященный героям СВО, прежде всего, мусульманам, но не только.
- Расскажите о своей работе в воскресной школе.
- Я являюсь организатором и преподавателем воскресной школы. Преподаю основы ислама. Помимо этого, у нас проводятся занятия по истории пророков и чтению Корана. Занятия продолжаются 4 часа, с большой переменой. Учащихся – около 50 человек, это девочки школьного возраста. Сначала я читаю лекцию, потом мы ее обсуждаем. Это общение я считаю очень важным. Уделяю много внимания вопросам нравственности, ставя в пример нашего Пророка, который при жизни был эталоном нравственного поведения.
Дети, которые приходят в воскресную школу, растут в семьях, где очень силен национальный фактор. В обычной школе они сталкиваются совсем с другим. Пропасть огромная, и конечно, ребенок теряется, он не знает, как себя вести. Ему психологически сложно. Я как-то попросила своих учениц ответить на вопрос: зачем вы приходите в воскресную школу? Одна 15-летняя девочка мне написала: «Я стала смотреть на ислам другими глазами. Дома у меня все через запрет: это нельзя, это нельзя. Воскресная школа мне открыла красоту ислама, показала, что в его основе лежит любовь». Мне очень дороги эти слова.
Я очень хорошо понимаю своих учениц, поскольку сама пришла в ислам из русской православной семьи. Я понимаю, что значит надеть платок, что такое отзывы окружающих. Радуюсь, что некоторые девочки, посещая занятия в воскресной школе, стали покрывать голову. Слава Всевышнему, моя работа имеет результат.
- Татьяна, Вы, имея четырех детей, так много успеваете сделать - ведете огромную общественную работу, смогли закончить МИИ. Это заслуживает восхищения и похвал. Но хотелось бы узнать о Ваших дальнейших планах?
- Бакалавриат – это только начало. Я знаю, где у меня есть пробелы, недочеты, поэтому научная работа будет продолжена. Что касается моей педагогической деятельности, то мне нравится изучать с детьми столпы нашей веры. Это фундамент всей жизни мусульманина. Глубокие знания основ имана определяют поступки мусульманина. Поэтому, конечно, преподавательская деятельность для меня очень важна. Обязательно будут и новые проекты.
- Спасибо. И успехов Вам во всех делах!
Беседовала Ольга Семина