закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


16 октября 2024 14:04    

На ежегодных заседаниях ММФ вырисовывается общая картина современного мусульманского мира

Что мусульманские интеллектуалы всего мира готовы предпринять для предотвращения пожара третьей мировой войны и при чем здесь межрелигиозный диалог, какие идеи и соображения высказывают ведущие улемы мира по теме аль-ислах ва-т-тадждид – обновления исламской богословской мысли, в чем проявляется сегодня культурная и историческая близость России с соседями по пространству СНГ – об этом в контексте юбилейного ХХ заседания Международного мусульманского форума рассуждает в интервью первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ, ответственный секретарь ММФ, доктор теологии, профессор Дамир Мухетдинов.

– Уважаемый Дамир-хазрат! Поздравляю Вас с успешным проведением ХХ – юбилейного – Международного мусульманского форума. На протяжении двух десятилетий тематика форума отражала те болевые точки, те актуальные вопросы международной повестки дня, которые волновали и российскую умму, и мировое мусульманское сообщество. Вы многие годы являетесь ответственным секретарем форума. Как Вы считаете, он состоялся и в чем особенность нынешнего юбилейного форума?

– Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! В своем докладе муфтий шейх Равиль Гайнутдин обратил внимание и российской аудитории, и наших зарубежных гостей, что идея создания и учреждения ММР возникла в Нижнем Новгороде и была связана с введением нового государственного праздника РФ – Дня народного единства. Он, напомню, был инициирован Межрелигиозным советом России, органом, в котором представлены все традиционные религии нашей страны. Появление этого праздника в современной российской истории тоже связано с именем муфтия Равиля Гайнутдина, поскольку он является одним из инициаторов создания Межрелигиозного совета России. С этой идеей он выступил перед патриархом Алексием II, который поддержал создание Межрелигиозного совета и дал поручение митрополиту Кириллу (ныне Патриарху Московскому и всея Руси) разработать программные документы этого органа. Отмечу, что Нижний Новгород особо значим для мусульман: там зарождался парламентаризм, там зарождалась первая мусульманская партия, это родина многих просветителей-джадидов. В Нижнем Новгороде с начала XIX века действовала Ярмарочная мечеть, куда стекались представители уммы со всей Российской империи. После падения Казанского ханства мечеть Нижегородской ярмарки стала первой точкой сбора международной мусульманской уммы – здесь можно было увидеть купцов из Персии, арабских стран, Средней Азии, Кавказа и Закавказья, и, конечно, там были татары, башкиры, казахи. Поэтому символично, что Нижний Новгород, определив концепцию праздника Дня народного единства, и предложил проводить ежегодно всероссийский мусульманский форум, который затем, по предложению председателя Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана муфтия Мухаммада Садыка Мухаммада Юсефа, приобрел международный формат.

В основе праздника Дня народного единства – межнациональный и межрелигиозный мир и согласие. Эта философия стала основной линией для всех последующих мероприятий, в том числе и для нашего форума.

Божественные принципы миропорядка, семья и вопросы брака, карикатурный скандал, экология – все то, что волнует мировую общественность, причем не только мусульманскую, но и наших братьев – приверженцев других мировых религий, – все эти вопросы обсуждались на наших форумах. Мы были на острие мировой информационной повестки дня. В период вспышки COVID-19 два форума прошли в онлайн-формате, и на них обсуждалось то, каким будет мир после пандемии. На форуме в Париже главной стала проблема экологической катастрофы, и мы предложили свой – мусульманский – рецепт по этому направлению. Мы всегда старались дать свое видение проблем, причем оно определялось не только взглядом из Москвы. Оно вырабатывалось совместно с лучшими богословами современности: на нашем форуме можно увидеть представителей и Индонезии, и Китая, и Индии, и Малайзии, европейских коллег и гостей из США, а также весь Ближний Восток с его многогранным спектром. Поэтому ММФ оправдывает свое название.

Его главный девиз, который мы из года в год напоминаем, это аят Священного Корана: «…Всевышний не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя». Эти слова Всевышнего восходят к истокам мусульманской теологии, к спорам джабаритов и кадаритов о том, насколько Всевышний предопределил все наши поступки. Мы – всего лишь исполнители предопределенной нам роли или же наш голос имеет вес? Этот аят является и напоминанием нам, религиозным деятелям, о том, что мы ответственны перед Богом, перед уммой, перед миром. Поэтому многие зарубежные гости в кулуарах форума не раз отмечали: нет иной площадки, кроме московской, на которой бы за одним столом оказывались представители непримиримых сторон – представители «Ихван аль-муслимин» в лице Катара, мусульмане Ирана, Саудовской Аравии, ОАЭ и др. И все они имеют возможность выступить, высказать свою точку зрения. Многие участники форума отмечают отсутствие на этой площадке предвзятости, политической конъюнктуры. То есть Москва создала широкую платформу для обсуждения.

Очень важный момент: минувшие четверть века для нас связаны с именем В. В. Путина. Эволюция его отношения к исламу может служить примером для многих. Недавнее видео (август 2024 года) из Чечни, из мечети пророка Исы в Грозном, с кадрами, на которых наш президент с почтением целует Коран, широко обсуждается во всем исламском мире. В некоторых странах на огромных баннерах – его портреты. Мусульманская улица говорит: порой наши мусульманские лидеры так не высказываются, так не защищают ценности ислама и мусульман, как это делает русский православный человек – лидер России. Поэтому многие докладчики на юбилейном, ХХ форуме апеллировали напрямую к В. В. Путину. Обращения к нему звучали и на арабском, и на английском языке: только Путин может остановить бойню в Палестине! Только Путин может защитить традиционные семейные ценности! Примечательно, что Генеральный секретарь Всемирного совета мусульманских ученых Али Мухиддин аль-Карадаги поздравил нас, россиян, с Годом семьи. Это показывает, насколько для мусульман, для менталитета арабов, которые выросли в консервативных традициях, важна позиция современного российского лидера.

Мы часто напоминаем нашим гостям о том, какие глобальные изменения произошли в нашей стране в религиозной сфере после краха коммунистического режима и десятилетий атеизма: в Конституции страны появилось понятие Бога! А ведь еще совсем недавно за свои религиозные убеждения человек мог поплатиться партийным билетом и карьерой: нельзя было быть одновременно членом партии и верить в Бога!  Нужно было делать непростой выбор. Теперь же в Основном Законе прописано, что Российская Федерация хранит «память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога». Если у тебя есть Бог, то ты стараешься жить по его заповедям. Отсутствие веры в Бога, страха перед ним порождает вседозволенность. Поэтому современную Европу язык не поворачивается назвать христианской, там попирают основополагающие человеческие ценности. Ценности – то, что ценно, дорого. Не одно поколение граждан нашей страны пережило период, когда тебя насильно заставляли прервать пост, отказаться от традиций твоих отцов. Европа сейчас идет по такому же пути. Она говорит о демократии, но в реальности навязывает в одностороннем порядке так называемые либеральные ценности, которые должны принять все. Если ты от них отказываешься, ты – изгой общества.

Возвращаясь к Вашему вопросу, повторю, что ММФ все минувшие десятилетия служил площадкой, на которой высказывались разные точки зрения по актуальным вопросам. ХХ форум дал возможность нашим гостям познакомиться с российским мусульманским социумом во всем его многообразии.

Мы провели форум в сентябре для того, чтобы представители 62 регионов страны сами увидели иностранных гостей и услышали их оценку деятельности ДУМ. Наша задача как организаторов состояла в том, чтобы показать интеллектуальный потенциал зарубежных гостей как мировых лидеров уммы, а с другой стороны – показать им, насколько эволюционировало ДУМ РФ за минувшие 30 лет. Сегодня – это уже слаженная, сложившаяся структура со своей иерархией, со своими образованными кадрами, которые имеют и религиозное, и светское образование. Это имамы, которые говорят и на турецком, и на арабском, и на английском языке. Обращает на себя внимание то, что средний возраст 150 делегатов – 40 лет. Тех, кому около 70 и больше, – единицы. Современные российские имамы – это мусульмане, получившие фундаментальное образование, имеющие управленческий опыт, представляющие свой регион и свою религиозную структуру.

Наши братья из арабских стран отметили, что в ДУМ РФ присутствует элемент демократии, что имамы не назначаются государством и не находятся под его тотальным контролем, как у них. Нет, у нас имамы избираются уммой, но утверждаются муфтием, и муфтий не государственными структурами назначается, а его избирают делегаты из регионов. Они его наделяют правами, и он отчитывается перед ними, выступая с отчетным докладом о проделанной за определенный срок работе. Отчитываются перед делегатами и руководители структур ДУМ РФ – Совета старейшин, Совета улемов и т. д. То есть ДУМ РФ – это упорядоченная система, и наши арабские партнеры видят в ней прекрасный образец того, как можно в современных условиях сохранить элементы религиозного муфтията-министерства и при этом оставаться независимой от государства структурой.

Поэтому, на мой взгляд, как проект ММФ состоялся. В течение 20 лет не было ни одного года, чтобы он не прошел. У него есть постоянно действующий орган «Манарату-ль-Ислам», единственный на сегодня в России журнал на трех языках (плюс два дополнительных рабочих – фарси и турецкий), который издается ежеквартально и выкладывается на электронные носители.

Несколько раз форум проходил за рубежом – в Лондоне, Париже,  Берлине,  Хельсинки. Это тоже было впервые за всю 1100-летнюю историю российского ислама.

Последние форумы проводились только в Москве. Это было связано с теми юбилейными датами, которые мы отмечали на государственном уровне. Прежде всего это 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией. Мы надеемся, что со следующего года форум продолжит проведение своих заседаний за пределами РФ. Были предложения вернуться к проведению форума в Риме. Есть предложения от наших коллег из ОАЭ. Высказалась идея проведения встречи в Марракеше. В ближайшее время мы определимся с местом проведения следующего форума.

Подрастает новое поколение мусульманских богословов, мусульманских лидеров, которые понимают, что ММФ – та площадка, на которой есть возможность заявить о себе. Не все имеют возможность поехать и принять участие в зарубежных мероприятиях, а в Москве неформальное живое общение с зарубежными гостями делает российских имамов полноправными членами нашего дискурса. С другой стороны, некоторые зарубежные гости посетили МИИ, выступили с лекциями. Большая честь для нас, что ученый мирового уровня, один из крупнейших мусульманских ученых д-р Таки Усмани из Пакистана прочитал в МИИ цикл лекций по мусульманским финансам. Впервые председатель Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде, неизменный участник нашего форума, совместно с Комитетом по делам религий Азербайджана провел заседание со своими земляками-соотечественниками в Москве. Такого раньше не было.

Так что Международный мусульманской форум как площадка двустороннего обмена между российскими мусульманами и нашими зарубежными братьями-партнерами, без сомнения, состоялся, его польза очевидна. Наряду с Фаизхановскими чтениями форум претендует на то, чтобы считаться старейшими мероприятием, учрежденным нашим ДУМ РФ.

– Главная тема прошедшего ХХ форума – «Путь мира: диалог как основа гармоничного сосуществования». Тема – архиактуальная, ибо никогда после Второй мировой войны мировое сообщество не находилось столь близко в новой военной катастрофе. Не случайно во многих выступлениях звучали конкретные предложения и призывы, в том числе к руководству нашей страны, остановить надвигающуюся угрозу.  

– Абсолютно правильно. Для нас, как организаторов форума, самое сложное – не проведение самого мероприятия, а определение его философии. Главное – понять чаяния, определить повестку дня, чему посвятить форум, чтобы он был понимаем и принимаем всеми. Вы абсолютно верно сказали: все последние месяцы мы говорим о том, что мир находится на грани третьей мировой войны. Еще один неосторожный шаг – и все воспламенится! На фоне того, что происходит в Палестине, в секторе Газа, в Ливане, на фоне бомбардировок в Ираке, событий на африканском континенте, где сменяются режимы и происходит геноцид целых народов, на фоне продолжающегося противостояния в Ливии, конфликта в Сахаре, тема мира, которая некоторым может показаться избитой, приобретает особый смысл и представляет собой очередную попытку достучаться до сильных мира сего, до лиц, принимающих решения. Поэтому понятны адресные обращения на имя глав государств. Поэтому и резолюцию мы приняли по предложению наших зарубежных партнеров (обращаю на это внимание) именно зарубежных, которые инициировали составить официальное обращение участников форума на имя главы нашего государства В. В. Путина.

Свои рекомендации дали глава Управления по делам ислама и вакфов Ливии Мухаммад Лабани, Генеральный секретарь Всемирного совета мусульманских ученых Али аль-Карадаги, который прекрасно знает российские реалии. Он посещал Северный Кавказ, к нему обращались в самые непростые моменты и в Ингушетии, и в Дагестане, и в Чечне. Он хорошо осведомлен о ситуации на нашем российском пространстве. Их предложения носили очень конкретный и точечный характер. Та резолюция и обращение, которые мы приняли как проект, будут в ближайшие дни доработаны и отредактированы, после чего мы их отправим нашим зарубежным коллегам на утверждение, а затем уже передадим на имя Президента РФ.

– Одна из задач ММФ – это интеллектуализация уммы. Насколько форум реализует эту задачу? Судя по именам тех ученых, которые принимают участие в форуме, он справляется с ней вполне, но, наверно, есть и проблемы.

 – Вы верно подметили особенность нашего форума. Неоднократно шейх Равиль Гайнутдин в своем докладе на форуме обращался к этой теме: нам нужен интеллектуальный просвещенный ислам! Нам нужно пересмотреть установочные принципы, на которых зиждется шариат, то, как в современных условиях воспринимается Коран и Сунна Пророка Мухаммада. Некоторые докладчики именно на этом акцентировали свое внимание – на первоисточниках. Сегодня очевидно, что трактовки, которые вырабатывались в эпоху Средневековья, в эпоху противостояния христианского мира с исламским, с четким разделением границ на дар-уль-харб, дар-уль-сульх и дар-уль-ислам,  в современном обществе не работают. Границы этих миров в нынешних условиях носят аморфный характер. Потому ученые сообща должны нащупать и определить именно эту проблематику.

Приведу пример, очень показательный и важный, который нас очень насторожил и который может вызвать негативное отношение к исламу: в иракском парламенте внесено предложение снизить брачный возраст девушки до 9 лет, ссылаясь на известный хадис из Сахих аль-Бухари, что Аиша вступила в брак и начала замужнюю жизнь в 9-летнем возрасте.  Всем очевидно, что легализация детских браков в рамках современного законодательства соответствует пункту о педофилии. Но зададимся вопросом: неужели в исламской традиции не было никого, кто поставил бы с точки зрения логики, здравого смысла под сомнение хадис аль-Бухари?! Такой человек был. Это Муса Бигиев. Он первым в мусульманской умме обратил на это внимание, посвятил трактат этой теме, провел научные исследования и на основании хадисов, Сиры Пророка и огромного числа источников доказал, что возраст Аиши, когда вступила в брак с Пророком, был 15 лет. Современный турецкий Диянет эти исследования взял за основу, и во всех учебных заведениях Турции хадис объясняется с учетом работы М. Бигиева.

Другой пример – ат-Табари. Его тафсир считается самым авторитетным. Но исходя из древнего взгляда на мир, он утверждает, что Земля держится на китах со слонами. Конечно, с точки зрения современных научных взглядов ат-Табари не является истиной в последней инстанции, и очевидно, что его взгляды подлежат пересмотру.

И еще один пример: в дни работы нашего форума пятничную проповедь в Московской Соборной мечети провел верховный судья Палестины, советник президента Палестины по религиозным вопросам, доктор Махмуд аль-Хаббаш. Мало того, что он провел ее не в чалме, не в чапане. Он провел ее даже без тюбетейки. И я был свидетелем разгоревшейся дискуссии: как это так? Мужчина в светском костюме, при галстуке, и блестяще, без бумаги, как настоящий проповедник, произносит проповедь?! Произошел некий разрыв шаблона. К этому вопросу уже во время ужина вернулся генеральный секретарь Всемирного совета мусульманских общин ОАЭ – друг, уважаемый Мухаммад Бишари и включился в беседу. В качестве примера аль-Хаббаш привел хадис пророка Мухаммада, который в принципе можно трактовать так: ту одежду, в которой вы себя комфортно чувствуете, которая соответствует времени и месту, вы и можете надевать на проповедь. Если бы пророк Мухаммал был сейчас жив, он ходил бы в костюме и при галстуке, заключил наш уважаемый гость из Палестины доктор аль-Хаббаш.

Идеи, высказанные на форуме, обсуждаются в неформальной обстановке, за ужином или чаепитием, осмысляются во время личных контактов, и это замечательно. И конечно, интеллектуальная составляющая в нашем понимании не должна носить только декларативный характер. Муфтий шейх Равиль Гайнутдин перед МИИ поставил задачу – изучение и осмысление первоисточников, трудов мусульманских ученых должно вестись в соработничестве с лучшими представителями академической светской науки, отечественной арабистики, востоковедческой школы. Такое соработничество дает очень хорошие плоды.  Поэтому параллельно с форумом проводятся научные чтения – Фаизхановские, Бигиевские, Марджани, Баруди. У каждых из этих чтений – своя задача. Одни специализируются на вопросах истории и археологии, другие – на мусульманской философии, третьи – на вопросах среднего и высшего исламского образования, методологии обучения, четвертые – на вопросах журналистики, педагогики, подготовки имамов. Конференции, посвященные Гаспринскому, – это уже политика, парламентаризм, общественные движения. Проводимые нами научные конференции ежегодно дают огромный материал, который требует осмысления. Самые важные их идеи выносятся и на мусульманский форум.

Одним из направлений, нацеленных на интеллектуализацию уммы, является наша издательская деятельность. На предыдущем форуме мы презентовали 7-томник «Энциклопедия хадисов». Это совместный проект турецкого Диянета (Министерства по делам религии) и нашего ДУМ РФ. Сейчас совместно с другим академическим учреждением Турции завершается проект «Энциклопедия ислама». Ее краткий вариант состоит из 8 томов. Подготовлен сигнальный экземпляр семитомника «Ислам в РФ» – результат 20-летнего труда наших ученых. Таким образом, со многими международными структурами, которые отличаются академизмом, мы тесно сотрудничаем.

Большое впечатление наши издания производят на наших казахских, узбекских, кыргызских и азербайджанских коллег. В странах СНГ до сих пор много русскоязычных и русскоориентированных мусульман, которым легче прочитать работу по фикху или акиде на русском языке, нежели на родном – кыргызском или узбекском.

Очень важно, что на форумах всегда присутствуют представители образовательных и научно-просветительских структур исламских государств. Это – ИРСИКА, ИСЕСКО, фонд ISAM при турецком Диянете, с российской стороны – это академические структуры: ИВ РАН, Институт восточных рукописей, МГУ, ВШЭ. Форум становится местом встречи не только для теологов и религиозных деятелей, но и в широком смысле для научной интеллигенции. Рождаются и презентуются новые проекты. Так, коллеги из Узбекистана представили свой масштабный проект – Центр исламской цивилизации.

– Все международные мусульманские форумы связаны с именем муфтия шейха Равиля Гайнутдина. На каждом форуме он выступает с концептуальными докладами. ХХ форум приурочен к 40-летию его духовного служения и к его 65-летию. Вы находитесь рядом с муфтием уже много лет. Что Вы можете сказать об этом человеке, Вашем коллеге и наставнике, который возглавляет российскую умму уже несколько десятилетий?

– Муфтий шейх Равиль-хазрат Гайнутдин будущему поколению мусульман оставляет огромное духовное наследие и задает очень высокую планку, которую достичь или преодолеть, получив еще большие результаты, будет очень непросто.

Два фактора – исторический и географический – важны для понимания становления его личности. Он родился в СССР, его трудовая деятельность начала складываться уже в РФ и пришлась на смену эпох и тысячелетий. Он учился в Узбекистане, в Бухаре, работал в крупнейших исламских центрах страны – на Нижегородчине, в Казани, Уфе, Москве, – все это делает очень сильной фигуру муфтия. Это человеком с огромным бэкграундом, который вобрал в себя разные школы и традиции. Пребывание на посту первого лица ДУМ России более 30 лет и 40-летие духовного служения сами за себя говорят. Это первое.

Второе: вернемся к его биографии. До того как он сделал выбор поехать в Бухару и связать свою жизнь с исламом, у него была большая школа театрального училища с известными на тот момент советскими преподавателями, которые учили не только тому, как входить в образ, но и как работать с людьми. И самое главное: любой артист только тогда состоится, когда будет играть и говорить от души, от сердца. Равиль-хазрат, все годы, что я его наблюдаю, что бы ни делал, к чему бы ни прикоснулся, он все делает от души и от сердца. Порой идет пятый, шестой час мероприятия, и молодые уже устали, сникли, а Равиль-хазрат продолжает говорить, убеждать, доказывать. Я этому не перестаю удивляться. Я вижу, как он устает, но он всегда до конца доводит поставленную задачу. Он старается достучаться до каждого сердца, до каждого человека. И это не может не подкупить, не может не влюбить, не может не вдохновить любого. Поэтому и работает рядом с ним уникальная сплоченная команда соратников и единомышленников, которая на сегодня представлена уже тремя поколениями: в ней есть те, кому 70–75 лет и кто начинал с ним работу в Московской Соборной мечети еще в 80-е годы, и есть те молодые ребята, которые только пришли после окончания исламского вуза на работу, им 20–21 год.  Он объединяет всех людей, и к каждому относится уважительно.

30 лет назад муфтий дал слово защищать ислам от разного рода нападок, оскорблений, выпадов, и все эти годы он достойно несет эту миссию. Непростые периоды были в его жизни – проблемы, связанные с возрождением ислама на территории Москвы и в Центрально-Европейской части нашей страны, две чеченские кампании, нескончаемые войны на Ближнем Востоке, смена режимов, всплеск терроризма, Беслан. Любая ошибка, неправильное политическое ориентирование могло бы стоить другому карьеры, а то и жизни. Будучи богословом, религиозным деятелем, который на протяжении 40 лет читает проповеди в Московской Соборной мечети, он был и остается политиком. Сменялись президенты и премьер-министры, послы и губернаторы, а шейх Равиль Гайнутдин последовательно ведет свою работу. На всем постсоветском пространстве из «сильных могикан» остались Аллахшукюр Пашазаде с огромным опытом и муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Все. В мировом исламе наберется 3–5 человек такого масштаба, как наш муфтий.

Будучи сыном России, он представляет российский ислам на международной арене. Прислушиваясь к его заявлениям, оценкам и характеристикам, зарубежные партнеры с его слов воспринимают российскую умму и российский ислам. Если он говорит, что в России нет притеснений и гонений на ислам, что у нас строятся мечети, значит, так и есть. Когда что-то происходит не по-божески, например, вводится запрет на перевод Корана или встает вопрос с ношением хиджаба, голос муфтия Гайнутдина всегда звучит самым первым. Когда мигранты совершают противоправные действия, шейх Равиль Гайнутдин прямо говорит, обращаясь к ним: что вы позорите ислам, позорите мусульман, нам приходится краснеть за вас. В таких случаях он выступает как гражданин, как россиянин, которому дороги права русского православного человека. Поэтому наши политики с уважением относятся к шейху.

Не все могут разделять его точку зрения, но многие спустя годы признают его правоту. Вспомните полемику по поводу строительства Булгарской академии! Тогда шейх Равиль Гайнутдин открыто заявил, что академий в деревнях не бывает. Сейчас уже принято решение о переносе Булгарской академии в Казань. А сколько средств и времени было потрачено, сколько ректоров в ней поменялось… Прислушались бы в свое время к словам муфтия, результаты бы были совсем другие. И таких моментов было много.

 Некоторые горячие головы считают, что Гайнутдин по каким-то вопросам высказывается осторожно, что можно сказать жестче и резче. Но где те, кто резко высказывался и к чему привели эти резкие высказывания? Шейх Равиль Гайнутдин всегда признавал, что в Москве у мусульман есть проблемы – с выделением земли, со строительством мечетей, но всему свое время. Поэтому очень важно научиться огромному терпению. У каждого поколения – своя миссия, и каждый в рамках своей миссии и должен работать. Не нужно принуждать человека сделать что-то, не нужно его заставлять, ломать его волю. Нужно, чтобы у него самого возникло желание работать. Именно так действует шейх Равиль Гайнутдин, именно так он выстраивает свои отношения с коллегами. Поэтому я считаю, что наш муфтий – это огромного масштаба личность, великий человек, много сделавший для российского мусульманства.

– На мой взгляд, необходимо отметить еще одну характерную черту ММФ. Его участниками являются представители разных религий и разных течений в исламе.

– Безусловно. Для меня лично это является ключевым тезисом. Внутриконфессиональный мир – между суннитами, шиитами, представителями других течений в исламе – важен, но это локальный мир. Если ты с другими соседями не найдешь точек соприкосновения, то твой дом все равно сгорит. Невозможно сохранить мир только в своем шалаше. Действительно, для представителей и Ватикана, и РПЦ, и протестантов ММФ – это дополнительная площадка посмотреть со стороны на ислам и   задуматься о своих внутренних распрях. Мы предоставляем нашим братьям возможность на заседаниях форума изложить свою позицию, которую мы транслируем на наших каналах и в наших журналах, принять участие в выработке документов.  И это одно из самых главных достижений форума: мы, мусульмане, и наши братья – представители всех религиозных традиций – к одному и тому же призываем, у нас общие целевые установки.  

На ХХ форуме митрополит Волоколамский Антоний, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в очень коротком выступлении дал потрясающий, глубокий по содержанию анализ взаимоотношений РПЦ и мусульманского сообщества. На следующий день именно его выступление продолжало обсуждаться и цитироваться нашими зарубежными гостями, они обратили на него внимание.

Поэтому в рамках такой структуры, как Межрелигиозный совет России, в рамках такой широкой площадки, как Международный мусульманский форум, мы продолжаем искать точки соприкосновения и пути взаимодействия с РПЦ. Последние вызовы, особенно, когда Западная Европа, постхристианские страны, Украинская православная церковь порвали отношения с РПЦ, нас еще больше сплотили внутри нашего российского дискурса. А история наших взаимоотношений насчитывает не 10 и не 20 лет, а несколько столетий. Но то, какой многоконфессиональная многорелигиозная Россия будет завтра, обсуждается сегодня.

– Муфтий шейх Равиль Гайнутдин и Вы, ответственный секретарь форума, целенаправленно выстраиваете отношения с мусульманскими республиками бывшего СССР. На форумах неизменно присутствуют муфтии, руководители исламских учебных заведений многих центральноазиатских республик. Чем объясняется такое пристальное внимание к нашим ближайшим соседям?

– Страны постсоветского пространства для нас всегда были в приоритете по той причине, что наша религия учит: если ты делаешь богоугодное дело, то начни со своих соседей. Поэтому если,  скажем, наводнение произошло на границе Оренбурга и Казахстана, ты думаешь о том, как помочь своим братьям в этих регионах.

Муфтий неоднократно подчеркивал: нас объединяет не только единая советская история, не только Российская империя, которая, по мнению некоторых представителей среднеазиатских республик, их поработила, завоевала и т. д. Равиль-хазрат всегда более тонко и более масштабно оценивает события, и его оценки для нашего внутреннего русского дискурса, может быть, еще до конца не осмыслены. Мы, мусульмане, говорим с позиций единого государства Алтын Урда, существовавшего в XIII–XV вв. Его столица находилась в Сарае, а Сарай – город на Волге, между современными Астраханью и Волгоградом. Центр принятия решения для всего пространства, которое называлось Алтын Урда, находился там, т. е. на российской территории. Так что наша совместная история насчитывает уже 800 лет как минимум. Для нас важно именно такое восприятие: Россия и наши ближайшие соседи – это единое пространство, и тюркский язык для русского человека – это, по сути, второй родной язык. Так должно быть априори. 

Поэтому страны ближнего зарубежья воспринимаются нами не как чужие. Мы, татары, как второй государствообразующий народ России, воспринимаем их как часть общего евразийского пространства. Исходя из этого оказывается помощь, поддержка – финансовая, административная, консультативная. Мы обучаем их студентов в наших институтах, они у нас работают в ДУМ имамами, сотрудниками. Наши книги переводятся на узбекский, кыргызский, казахский, азербайджанский языки. Мы разрабатываем для них курсы лекций. Если учесть высокий уровень рождаемости в этих республиках и тот факт, что многие граждане этих государств становятся частью нашего российского дискурса, то становится очевидным, что издаваемая нами литература будет востребована теми же мигрантами, и наши усилия не пропадут даром.

В рамках форума у меня состоялась встреча с муфтием Кыргызской Республики шейхом Абдулазизом Закировым. Он рассказал, что в 1992 году Кыргызский государственный университет был назван в честь просветителя и общественного деятеля Ишеналы Арабаева (1882–1933). Он написал первый букварь для кыргызских детей, сформировал систему образования. А получил образование этот человек в русско-туземной школе, затем в Оренбурге, потом в Уфе, где окончил известное медресе Галия. То есть он полностью детище, продукт татарской богословской школы, татарской богословской мысли. Это о многом говорит!

 – Дамир-хазрат, у Международного мусульманского форума есть свой печатный орган.  Идеи форума, его документы, выступления участников находят отражения в том числе в Ваших трудах. Что уже сделано в этом направлении и каковы планы? Стоит ли нам ждать издания, в котором будет обобщен 20-летний опыт проведения форума и дан анализ тех идей, которые были на нем высказаны?

– К ХХ форуму мы подготовили подарочный альбом, который напоминает участникам обо всех мероприятиях, которые были проведены: где, когда и в каком составе прошел каждый форум. Журнал «Минарет ислама», главный печатный орган ММФ, традиционно публикует все доклады участников форума. Но, как вы абсолютно правильно сказали, задача оргкомитета, так как прошел юбилейный, ХХ форум, собраться и к началу следующего года обобщить основные тенденции, основные мысли международного мусульманского сообщества и показать результаты этой работы. Такая задача перед оргкомитетом стоит.

В богословском интеллектуальном плане благодаря форумам реализуется такой глобальный международный проект, как серия книг «Аль-ислах ва-т-тадждид» («Возрождение и обновление»). Это 44 книги, которые охватывают три столетия. В этой серии представлены переведенные на русский язык труды выдающихся мусульманских мыслителей XIX–XXI  вв. – Джамала ад-дина аль-Афгани, Мухаммада Абдо,  Мухаммада Рашида Рида, Махмуда Шалтута и т. д. В этой серии представлен и индонезийский, и западноевропейский, и ближневосточный ислам.   

Неким обобщением идей стала моя докторская диссертация «Исламское обновленческое движение конца ХХ – начала XXI века: идеи и перспективы». В ней проанализированы те мысли, которые вырабатывались коллективно с началом нахды, ислаха, реформаторского движения в исламе как некая реакция на колонизацию со стороны западных стран.

– Не является ли тематика форумов реакцией на те вызовы, с которыми мы сталкиваемся сегодня? Можем ли мы по выступлениям его участников судить о развитии современной богословской мысли?

– Отчасти да, он отражает современные реалии, но мы стараемся собирать людей, близких нам по взглядам, которые разделяют наше понимание вопросов ислаха и тадждида. Конечно, представляя доклады на форуме, они пытаются выступать одновременно абонентами своего внутреннего дискурса. Поэтому каждый участник, будь то представитель Египта или ОАЭ, априори говорит о тех тенденциях, которые присутствуют в его стране, и репрезентативно показывает внутреннюю ситуацию в своем государстве. Обобщая этот материал по крупицам, вырисовывается общая картина современного мусульманского мира.

Мы следуем словам Пророка, который сказал: «Каждое столетие Всевышний будет вам посылать того, кто будет обновлять вашу религию». Это и есть традиция. Наш Пророк определил, что религия в каждую эпоху нуждается в переосмыслении, в джадидизме. А квинтэссенцию этой мысли Пророка высказал, на мой взгляд, муфтий Риза Фахретдин в ХХ веке: каждое поколение должно иметь собственный тафсир Корана. То есть в течение жизни каждого поколения происходит переосмысление положений религии, меняется шкала ценностей, даже язык меняется. Но в чем прелесть ислама? Поскольку в нашей религии нет института церкви, мы найдем самые удивительные и актуальные мысли в первом веке ислама.  Приведу один пример. Много желающих бросить камни в Мусу Бигиева за то, что он возродил идею всеохватности Божественной милости. Но еще в  XIII веке этой теме посвятил сочинение такой традиционалист как Ибн Таймийя. Будучи крупнейшим знатоком хадисов, он в качестве доказательства своей точки зрения цитирует Абу Хурейру и Умара ибн Хаттаба! То есть мы находим оригинальные взгляды и мысли у представителей самых разных эпох в истории ислама.

Или институт иджма. Великий имам Аль-Азхара Махмуд Шалтут утверждает, что в принципе ни по одному ключевому вопросу у мусульман иджма не было. В любом вопросе, начиная со святая святых – Аллах/Бог и представления о Нем, – в исламе можно найти разные точки зрения. И никто не знает, какая из них единственно правильная, кроме Самого Бога.

Поэтому наш Международный мусульманский форум будет и дальше двигаться и развиваться по пути обновления богословской мысли!

– Благодарю Вас, Дамир-хазрат, и желаю успехов!

Беседовала Ольга Семина

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.