закрыть

Постановление Совета улемов ДУМ РФ о закят аль-фитр в 2016 году

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы)  милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака  это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

TelegramRSSКонтактыПисьмо
Опции поиска:

 Полнотекстовый поиск
 Только по ключевым словам
 Слово или фразу целиком
 Каждое слово в отдельности


17 октября 2024 13:59    

Раван Гасанов: Партнерство между Бакинским центром мультикультурализма и МИИ отвечает духу сотрудничества президентов наших стран

В рамках XVII Международной теологической научно-образовательной конференции «Чтения имени Галимджана Баруди» в Московской Соборной мечети состоялось торжественное подписание меморандума о сотрудничестве между Московским исламским институтом (МИИ) и Бакинским международным центром мультикультурализма (БМЦМ). Подписи на документе поставили первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, ректор МИИ, доктор теологии, профессор Дамир Мухетдинов – исполнительный директор БМЦМ Раван Гасанов. C руководителем Бакинского международного центра мультикультурализма побеседовала наш корреспондент.

– Уважаемый Раван-муаллим, рада Вас приветствовать в Москве на юбилейных торжествах ДУМ РФ и поздравляю с подписанием Меморандума о сотрудничестве с МИИ.  Думаю, это закономерное событие, учитывая те отношения стратегического партнерства и сотрудничества, которые сложились между Россией и Азербайджаном.

– Благодарю за поздравления. Мы шли к подписанию этого документа три года. Много раз встречались за это время с ректором МИИ, и я рад, что в юбилейный для ДУМ РФ год – год его 30-летия – мы наконец подписали этот меморандум. Как сказал ректор Дамир-хазрат Мухетдинов, это было сделано в нужный момент, и я с ним согласен. Меморандум открывает перед нами большие возможности, так как наши президенты – Ильхам Алиев и Владимир Путин – всегда отмечают необходимость сближения наших двух народов, сохранения наших духовных связей, базирующихся на приверженности общечеловеческим ценностям, сохранении и защите этнической, языковой и культурной самобытности народов. Наш меморандум отвечает духу Московской декларации, которая была подписана в феврале 2022 года президентами Азербайджанской Республики и Российской Федерации.

Предварительно мы провели большую подготовительную работу. Мы внимательно изучили программу МИИ.  Шесть раз встречались ректором института Дамиром-хазратом Мухетдиновым, обсуждали наши идеи и планы. Мы знали, чего мы хотим и чего ожидаем от реализации этого документа, что мы реально можем сделать. Мы подписали меморандум, как говорится, не ради галочки, а намерены проводить совместную содержательную работу.

– Чем именно предполагается содержательно наполнить работу в рамках подписанного документа?

– Наш меморандум предполагает, что в МИИ появится новый курс – «Азербайджанский мультикультурализм», который поможет студентам расширить свои знания по современным религиозным и социальным проблемам. Мы будем давать не только теоретические знания, но и организовывать тренинги. После первого семестра проведем мониторинг.  В рамках проекта Центра «Международные летние и зимние школы мультикультурализма» будем приглашать московских студентов к нам для ознакомления с мультикультурной средой Азербайджана. Главное – чтобы молодежь воспринимала и разделяла те идеи, которые пропагандируем. Братство между нашими народами и стабильность в наших государствах зависит от них. Если возникнут встречные предложения, мы предоставляем финансовые возможности, чтобы студенты могли реализовать себя.

Сотрудничество с Россией в сфере мультикультурализма создает возможность культурного обмена между нашими странами и в то же время очень важно с точки зрения укрепления международных связей Азербайджана и сохранения культурного разнообразия.

Хочу подчеркнуть, что такой формат сотрудничества с нашими зарубежными партнерами мы практикуем довольно продолжительное время. Наш Бакинский международный центр мультикультурализма действует уже 9 лет, он реализует свою программу в 26 университетах мира. Более 10 тысяч иностранных студентов участвовали в этом проекте. Многие наши бывшие студенты продолжают и сейчас с нами сотрудничать. Они – наши послы. Мы хотим, чтобы студенты из Москвы тоже подключились к этому проекту.

Мы ранее создали центр мультикультурализма в Уральском федеральном университете. Теперь он появится и в Москве. Мы договорились не только о развитии образовательных методов, но и о проведении совместных конференций, исследований, о совместных публикациях, обмене опытом, студентами и преподавателями.

В России – сильная мусульманская община, а Азербайджан – мусульманская страна. Я считаю, что нам нужны тесные контакты, нужна вдумчивая работа с мусульманской молодежью, и меморандум, который мы подписали, этому будет служить. В том, что отдача будет, я абсолютно уверен!

 

– Мультикультурализм в Азербайджане, небольшой по сравнению с Россией с ее почти 200 народами стране, возведен в ранг государственной политики. Идея азербайджанского мультикультурализма транслируется и в другие страны. Объясните, почему?

– В Азербайджане сегодня проживают представители 30 национальностей. У каждой – свой язык, культура, традиции. Наш Президент Ильхам Алиев всегда подчеркивает, что совместное проживание азербайджанцев с другими народами – это наш образ жизни.

Исторически так сложилось, что на территории Азербайджана, который находился на перекрестке торговых путей, нашли свой дом многие народы. Мультикультурная и толерантная среда тесно связана с историей, культурой и религиозным разнообразием страны. Кавказская Албания объединяла племена, говорящие на 26 языках. Уже с тех исторических времен территория современного Азербайджана отличалась этническим многообразием. Эти традиции сохранились и в более поздние времена. В Азербайджане вместе проживают представители разных этнических групп, религий и культур. Это укрепляет чувство солидарности и взаимного уважения в современном азербайджанском обществе.

После распада СССР, когда общенациональный лидер Гейдар Алиев второй раз пришел к власти, он объявил мультикультурализм государственной политикой.  То есть мультикультурализм – это не просто духовная или общечеловеческая ценность, но и государственная политика, которая дает возможность всем национальным меньшинствам быть равными перед законом и получать не только моральную, но и финансовую поддержку от государства, чтобы сохранить свой язык, культуру, реализовывать свои проекты, строить культовые здания. Если община хочет возвести церковь и синагогу, она может обратиться за помощью к государству, и такая помощь будет оказана.

Кстати, в Азербайджане немало представителей российской православной общины, очень много церквей, которые сохраняются и оберегаются. Православные являются частью нашей мультикультурной среды, считают Азербайджан, где более 90% населения исповедуют ислам, своей родиной. Мы все религиозные праздники отмечаем вместе – и мусульманские, и православные, и иудейские.

Россия – многорелигиозная и многонациональная страна. Мы знаем, что в России тоже реализуется соответствующая программа по этому направлению. При этом и в Азербайджане, и в России убеждены, что этническое и культурное многообразие необходимо сохранять и не дать возможности националистам распространять и утверждать свои разрушительные идеи. Они могут привести к хаосу, который и необходим некоторым силам.

– Чтобы заниматься такой темой, как мультикультурализм, и тем более пропагандировать эти идеи за рубежом, нужно очень хорошо знать культуру своей страны…

– Безусловно. И не только культуру, но и историю, и юридические науки, и политологию. Когда я говорю в Азербайджане, что мы изучаем наследие азербайджанцев, я имею в виду не только культуру тех, кто проживает в современных границах Республики Азербайджан, но и тех, кто давно живет за пределами страны. Есть такое понятие – Русский мир, который выходит далеко за рамки границ РФ. Также обстоит дело и с азербайджанцами. И еще один важный момент: деятельность государства подчинена не только нормам права, но и неким традиционным нравственным и духовным устоям, которые народ выработал на протяжении веков, в которые народ верит и которые остаются незыблемыми. Это очень важная составляющая.

Поэтому в Азербайджане по совету  Президента Ильхама Алиева во всех университетах на всех факультетах – и на уровне бакалавриата, и в магистратуре – такой предмет, как мультикультурализм, преподается как обязательный. Господин Президент рекомендовал дать молодежи научное объяснение, что такое толерантность, что такое мультикультурализм, рассказать, какие народы живут на азербайджанской земле, какую религию они исповедуют, зачем нужно сохранять и беречь их язык, культуру, традиции. Это касается не только ислама, но и православия, католицизма, иудаизма и т. д. Все религии и все народы, их исповедующие, должны остаться на нашей земле. Это наше богатство, которым мы вправе гордиться!

 

– Между лексическим значением слов «терпимость» и «толерантность» есть различия. Вы какое выбираете?

– Мы не любим слова «толерантность». Наш президент говорит так: мы более чем толерантны. Мы любим друг друга. У нас не принято спрашивать, какая у тебя вера или кто ты по национальности. Таких вопросов вы в Азербайджане не услышите, и слава Богу! Но нужно об этом рассказывать другим! Изучать и сохранять для будущего.

Ведь еще 10 лет назад этой теме не уделялось столь пристального внимания. Азербайджан был известен как государство, расположенное на постсоветском пространстве, обладающее большими запасами нефти и газа. Сейчас на Азербайджан смотрят по-другому. У нас есть не только полезные ископаемые. У нас есть ценность, которую редко где встретишь. Я побывал в 75 странах. Я поражен тем, что происходит в мире. Исламофобия, антисемитизм, христианофобия и еще много разного рода разрушительных теорий. Для нас мультикультурализм – это норма, но для многих стран – это нечто недостижимое.

– Что Вас больше всего тревожит в современном мире, в умах и настроениях людей, с которыми Вам довелось встречаться в разных странах мира?

– К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с очень многими проблемами. Это, например, политизация религии, использование ее в политических целях. Провоцирование конфликтов на этнической и религиозной почве, которые на самом деле имеют совсем другую природу. Проблема миграции. Проблема СМИ, которые преподносят эту проблему как противостояние между христианством и исламом, но это же не соответствует истине!

Например, в западных СМИ проблему Карабаха старались показать как противостояние между мусульманами и христианами, между христианской Арменией и мусульманским Азербайджаном. Но на нашей территории много веков живут христиане, и у нас не было с ними проблем! Другая трактовка: проблема Карабаха – это этнический конфликт. Но у нас в республике живут армяне! Карабах – это проблема территориальная, и она наконец решена.

В других частях мира происходят аналогичные ситуации: конфликты трактуют как религиозные или этнические. Почему? Потому что это напрямую задевает чувства людей, воздействует на их эмоциональное состояние. А эмоциями и чувствами можно манипулировать, на них можно играть!

– В этой связи, какую тему, исследовательскую проблему Вы считаете наиболее актуальной? О чем бы Вам сегодня хотелось написать?

– Направлений и тем много. Сейчас мы занимаемся активно проблемой исламофобии. Издаем уже два года журнал, посвященный этой теме. В его подготовке участвуют представители более 50 стран. Исследуем и объясняем, что такое исламофобии, в каких формах она проявляется, в каких странах, как можно с ней бороться, какие законы должны быть приняты, чтобы ей противостоять, что и в каких государствах уже сделано в этом направлении.

Я по образованию юрист. Поэтому меня всегда интересуют не только политические, но и юридические аспекты решения проблемы. Как отражены права меньшинств в конституции той или иной страны, какие законы принимаются и зачем – такая аналитическая работа проводится нашим Центром в отношении стран, расположенных в разных регионах мира. И мы видим, что исламофобия – проблема общемировая. Кстати, и в среде мусульман есть исламофобы, потому что есть разные модели исламофобии. Это большая тема, как и тема антисемитизма или христианства в мусульманских странах. Чтобы избежать дискриминации, ассимиляции или изоляции, реализуется разного рода политика. Мы в Азербайджане выбрали совместное проживание – мультикультурализм. К чему могут привести другие методы политического управления, мы знаем. Вспомните апартеид.

 

– В последние несколько лет ваш Центр предпринимает важные шаги в борьбе с исламофобией, почему борьба с исламофобией так важна для Центра?

– Борьба с исламофобией является важным направлением защиты толерантности и мультикультурализма. Чтобы иметь возможность бороться с исламофобией, прежде всего необходимо лучше понять религию ислам и ее ценности, а для этого организовывать информационные кампании на международном уровне, устранять сформировавшиеся стереотипы и недопонимания. Самый эффективный способ сделать это – создать площадки для диалога между различными религиозными и культурными группами. Укрепить сотрудничество между неправительственными организациями и сообществами, борющимися с исламофобией, привлечь внимание широкой общественности к этой проблеме путем проведения общественных кампаний и мероприятий.

Бакинский международный центр мультикультурализма включил борьбу с исламофобией в свою основную деятельность. Как известно, Генеральная Ассамблея ООН объявила 15 марта 2022 года «Международным днем борьбы с исламофобией». С 2023 года центр традиционно ежегодно организует международную конференцию, посвященную Международному дню борьбы с исламофобией. Основная цель конференции – создать академическую платформу для обсуждения интересных тенденций, касающихся мусульман и стран с мусульманским большинством на международном и национальном уровнях. В конференции принимают участие ученые из разных стран мира, эксперты международных организаций, религиозные деятели и представители неправительственных организаций, обсуждаются различные подходы к борьбе с исламофобией, проявлениями исламофобии в некоторых европейских странах, а также в мировых СМИ.

– Уважаемый Раван-муаллим, расскажите об издательской деятельности Центра, ведь просветительская и научная деятельность неотделимы от книгоиздания.

– Да, безусловно, вы правы. Ежегодно мы издаем минимум 10 книг. Некоторые из них мы преподнесли в дар МИИ. Они посвящены не только мусульманскому, иудейскому и христианскому наследию Азербайджана, но и мировому. Мы издаем международный научный журнал. Особое направление нашей издательской деятельности – карты. Например, в этом году мы выпустили карту всего Кавказа 1847 года, кстати, из собрания российского военного архива. Занимаемся мы и топонимикой. Работаем совместно с Институтом истории Национальной академии наук Азербайджана.

Иногда меня спрашивают, каков характер вашей организации. Вы –  политическая организация, я отвечаю – да. Вы – научная организация, я даю тот же ответ. Мозговой центр? Да. Академическая структура? Тоже да.

 

– Ваш центр – это мультиорганизация!

– Да, похоже, что так (улыбается). У нас статус свободный, и он дает широкие возможности. Бывает такое: у человека есть работа, которую хочется делать с душой. Работа в Центре – именно такой случай!

 

– Искренне благодарю за беседу и желаю успехов!

Беседовала Ольга Семина

Система Orphus
ИТОГИ

© Духовное управление мусульман Российской Федерации, 2024 г.

При использовании материалов сайта гиперссылка на www.dumrf.ru обязательна

.